Доклад на заседание методического объединения классных руководителей «Проблемы адаптации студентов-первокурсников»


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»
(ГБПОУ РО «МТАТиУ (ДСХТ)»)
Доклад
на заседание методического объединения классных руководителей «Проблемы адаптации студентов-первокурсников»
Педагог-психолог
Плиева Ю.В.
г. Миллерово
2016 г.
План:
1. Психологические особенности юношеского возраста.
2. Классный руководитель – профессиональная роль преподавателя.
3. Тренинг как одна из форм работы со студенческой группой.
4. Практикум.
Ведущие потребности юности:
потребность в социальном и профессиональном самоопределении,
социально-психологическая поддержка и защита,
потребность в достижениях.
Психологическими новообразованиями в этом возрасте являются:
самостоятельность,
социальная зрелость,
обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности,
социально-профессиональная компетентность.
Начало студенческой жизни — серьезное испытание для большинства студентов.
Им необходимо:
принять новую социальную роль студента,
привыкнуть к новому коллективу,
к новым требованиям и повседневным обязанностям,
приобщиться к профессии.
Понятие адаптации:
Таким образом, адаптация — это процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые разные сферы: деятельность, общение, самосознание.
Система адаптации первокурсников:

На базе ГБПОУ РО «МТАТиУ (ДСХТ)» проведено социально-психологическое исследование студентов групп нового набора, в котором приняло участие 10 учебных групп первокурсников, обследовано 196 студентов.
В результате получены следующие данные:
1.Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского):
очень общителен (перебор) – 22,53%;
весьма общителен (коммуникабелен) – 34,55%;
нормальная общительность (золотая середина) – 37,48%;
общительность присутствует (осторожны) – 5,44%.
2.Оценка уровня адаптированности обучающегося к условиям образовательного учреждения Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой:
Шкала адаптированности к учебной группе:
низкий уровень – 31,95%;
уровень ниже среднего – 55,89%;
средний уровень – 12,15%;
уровень выше среднего - 0%;
высокий уровень – 0%.
Шкала адаптированности к учебной деятельности:
низкий уровень – 12,72%;
уровень ниже среднего – 58,57%;
средний уровень – 25,24%;
уровень выше среднего – 3,46%;
высокий уровень – 0%.
3.Психогеометрический тест С. Деллингера:
Треугольник (лидеры) – 27,79%;
Круг (золотая середина) – 21,87%;
Квадрат (труженики, помощники) – 23,98%;
Прямоугольник (не удовлетворенные, непоследовательные) – 15,1%;
Зигзаг – (креативные, творческие) – 11,27%.
4.Уровень самооценки и социально-психологической адаптивности:
Очень низкий уровень самооценки – 6,58%;
Низкий уровень самооценки – 19%;
Уровень самооценки ниже среднего – 13,91%;
Средний уровень самооценки – 19,37%;
Уровень самооценки выше среднего – 28,85%;
Высокий уровень самооценки – 12,28%.
5.Определение типа темперамента по методике Айзенка:
Холерик (нелживая личность) – 21,22%;
Холерик (склонность давать только «хорошие» ответы) – 2,44%;
Холерик (лживая личность) – 3,78%;
Меланхолик (нелживая личность) – 15,41%;
Меланхолик (склонность давать только «хорошие» ответы) – 4,03%;
Меланхолик (нелживая личность) – 1,76%;
Флегматик (нелживая личность) – 11,3%;
Флегматик (склонность давать только «хорошие» ответы) – 4,78%;
Флегматик (лживая личность) – 6,92%;
Сангвиник (нелживая личность) – 16,55%;
Сангвиник (склонность давать только «хорошие» ответы) – 4,68%;
Сангвиник (лживая личность) – 7,14%.
6.Определение эмоциональной напряженности:
Низкий уровень эмоциональной напряженности (умеют держать себя в руках, сдержанны, уравновешенны, эмоционально устойчивы, неконфликтны) – 34,37%;
Средний уровень эмоциональной напряженности (не всегда могут держать себя в руках, не всегда сдержанны, может проявляться неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, возможны конфликты) – 47,22%;
Высокий уровень эмоциональной напряженности (высокая ранимость, тревожность, конфликтность, неблагоприятные эмоциональные отношения, несформированность систем управления и контроля над своей деятельностью) – 18,4%.
7.Исследование структуры личности в границах определенных факторов (психодиагностический тест):
Уровень невротизма (уровень тревожности, возбудимости, впечатлительности, эмоциональной зрелости):
- Низкий – 17,59%;
- Средний – 37,72%;
- Высокий – 34,68%.
Уровень психотизма (степень психической адекватности личности - отчужденность от среды, замкнутость, недоступность для общения с другими):
- Низкий – 14,87%;
- Средний – 51,54%;
- Высокий – 23,59%.
Депрессия (измерение глубины субъективных переживаний):
- Низкий – 27,11%;
- Средний – 43,05%;
- Высокий – 19,84%.
Психическая неуравновешенность (оценка психической устойчивости):
- Низкий – 11,45%;
- Средний – 63,67%;
- Высокий – 14,88%.
Таким образом, результаты проведенного социально-психологическое исследование студентов групп нового набора, позволяют сделать следующие выводы:
Социальная адаптация в студенческих группах протекает на стабильно высоком уровне, студенты довольно быстро включаются в мероприятия техникума, успешно функционируют в учебном процессе.
Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студентов существует тесная взаимосвязь – чем труднее и длительнее шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов.
Социальное самочувствие студентов тесно связано с его общей удовлетворенностью своей студенческой жизнью. Наше исследование показало средний уровень удовлетворенности, который в целом оказался достаточно высоким.
Работа по адаптации студентов-первокурсников должна быть дифференцированной (с учетом разных категорий студентов).
В первый год обучения студенты-первокурсники одновременно осуществляют три вида адаптации в комплексе:
В процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам.
Профессиональная адаптация — это приспособление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положительного отношения к профессии.
Социально-психологическая адаптация связана с вхождением личности в социальное окружение.
Причины трудностей адаптационного периода:
отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения, деятельности;
поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;
слабая база знаний из школьной программы.
Процессы групповой динамики.
Рассмотрим фазы развития группы:
1. Фаза ориентации (адаптационная). Это период становления, формирования группы, когда каждый ищет свое место, решает вопросы типа, как мне себя представить, кто эти люди, кто мне нравится, примут ли меня. Поскольку студенты еще друг друга не знают, то опасаются вести себя активно, наступательно, соответственно уровень несогласия в группе невысок.
2. Фаза конфликта (активации, активного напряжения). На этой фазе студентов волнуют вопросы типа, могу ли я здесь получить то, что желаю, как мне получить это, кто на меня влияет в большей или меньшей степени, как мне оказать влияние. Происходит процесс распределения ответственности, вызывающий эмоциональное напряжение, студенты, как правило, открыто не соглашаются друг с другом, происходит поляризация точек зрения, группа может разделиться на два или больше лагерей. На этой фазе можно управлять конфликтом, не подавляя его и не уходя от него.
3. Фаза развития сплоченности (конструктивная, активно работающая). После разногласий группа концентрирует свою энергию на уменьшении конфликтов, фиксации норм определяющих поведение в группе. Вновь появляется неопределенность в высказываниях, как на начальном этапе, но она служит другим целям – изменению формы разногласий.
4. Фаза консенсуса или поддержки: группа функционирует как единая рабочая группа, размышляет, советует, принимает решения, характеризуется высокой групповой сплоченностью, но не подавляет отрицательных эмоций, сознательно допускает проявление враждебности, чтобы конструктивно переработать в себе враждебные чувства
Если группа не достигает сплоченности, то она может остановиться на первой или второй фазе.
Процесс адаптации сопровождается:
- Повышенным уровнем тревоги
- Агрессивным поведением
- Неуверенным поведением
- Соперничеством в группе
- Конфликтным поведением.
При работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к студенческой жизни:
- знание студентов о структуре обучения в техникуме, знание своих прав и обязанностей;
- изменение условий обучения, к увеличению доли практических занятий;
- консультативная помощь психолога;
- помощь классного руководителя в организации академической группы в целом;
- помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов.
Роль классного руководителя в период адаптации студентов:
Классный руководитель - профессиональная роль, можно сказать одна из профессиональных функций преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся.
Работа классного руководителя – незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и в других студенческих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.

Основные задачи и направления деятельности классного руководителя:
- Психолого-педагогическая диагностика: изучение личности студента, его потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;
- Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода студентов–первокурсников;
- Работа по развитию коммуникативных умений и навыков;
- Работа по созданию благоприятной атмосферы в студенческом коллективе как условии нравственного развития учащихся;
- Работа по развитию национальной толерантности - организация воспитывающей единой комфортной среды;
- Работа по развитию культуры учебного труда - организация и руководство процессом овладения профессиональными знаниями по избранной специальности
- Помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер личности.

Стили общения классного руководителя со студенческой группой:
- Общение-устрашение. Негативная форма общения, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней классного руководителя.
- Общение-дистанция. В этом случае в отношениях классного руководителя и студентов прослеживается дистанция во всех сферах совместной деятельности.
- Общение-заигрывание. Данный стиль характерен для молодых классных руководителей, стремящихся к популярности.
- Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом, настраивает на нужную позицию.
- Общение на основе высоких профессиональных установок классного руководителя, его отношения к педагогической деятельности в целом.
Модели поведения классного руководителя:
- Модель диктаторская («Монблан») – классный руководитель, как бы отстранен от студентов. Никакого личного взаимодействия. Функции классного руководителя сведены к информативному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда и пассивность студентов.
- Модель неконтактная («Китайская стена») – близка к первой модели. Разница в том, что между классным руководителем и студентами существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера. В роли такого барьера может выступить отсутствие желания к сотрудничеству с чьей-либо стороны, снисходительное отношение к студентам.
Следствие: Слабое взаимодействие со студентами, а со стороны студентов равнодушное отношение к классному руководителю.
- Модель дифференцированного внимания («Локатор») - основано на избирательных отношениях со студентами.
Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе классный руководитель - коллектив студентов.
- Модель гипорефлексии («Тетерев») – заключается в том, что классный руководитель в общении как бы замкнут на себе: его речь большей частью монологична. Даже в совместной деятельности классный руководитель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие: практически отсутствует взаимодействие между классным руководителем и студентами. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга.
- Модель гиперрефлексии («Гамлет») – противоположная по психологической канве предыдущей. Классный руководитель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет.
Следствие: социально-психологическая чувствительность классного руководителя приводит к неадекватным реакциям на реплики и действия студентов. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках студентов, а классный руководитель займет ведомую позицию в отношениях.
- Модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения классного руководителя со студентами строятся по жесткой программе, без учета педагогической действительности, состава и психологического состояния студентов, их возрастных и этнических особенностей.
Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.
- Модель авторитарная («Я сам») – педагогический процесс целиком фокусируется на классном руководителе. Он – главное действующее лицо. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается познавательная и общественная активность студентов.
Следствие: безынициативность студентов, теряется творческий характер, снижается мотивационная сфера социальной активности.
- Модель активного взаимодействия («Союз») – классный руководитель в постоянном творческом союзе со студентами, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и, что очень важно, гибко реагирует на эти изменения. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
Следствие: возникающие педагогические и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями.
Психологические качества и способности для успешного педагогического общения и взаимодействия классного руководителя со студентами:
интерес к студентам и работе с ними, наличие потребности и умения общения;
способность к эмоциональной эмпатии и понимания студентов;
гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения;
умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
умение управлять собой, своим настроением, мыслями и чувствами;
способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний классного руководителя, педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение и т.д.).
Социально – психологические тренинги:
Социально-психологический тренинг – совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.
Тренингу присущи следующие функции:
- обучающая – развитие знаний, умений и навыков; развитие навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизация творческого потенциала.
- коммуникативная – создание коллектива, создание эмоциональных контактов;
- развлекательная – создание благоприятной атмосферы, превращение работы в увлекательное приключение;
- релаксационная – снятие эмоционального напряжения, поднятие общего тонуса, улучшение самочувствия.
Основные этапы подготовки к тренингу:
Анализ группы участников: проблемы, потребности, интересы, ожидания. (давайте перечислим основные потребности и проблемы вчерашних школьников: это может быть потребность в самопрезентации первокурсника в новом коллективе, потребность студентов в установлении позитивных отношений друг с другом, преподавателями, проблемы перехода с урочной системы на лекционно-семинарскую и т.д.)
Формулировка целей и задач. После того как вы пообщались с вашей группой, узнали, в какой поддержке они нуждаются, чем интересуются, вы формулируете цели предстоящего тренинга.
Подбор и разработка упражнений с учетом чередования умственной и физической активности. Тренинг подразумевает и физическую активность студентов.
Временная разбивка.
Определение необходимого материально-технического обеспечения и конкретных условий (компьютер, телевизор, комната, стулья и т.д.).
Принципы тренинга:
- «Здесь и сейчас» - разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений.
- Персонификация высказываний – отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают», и т.п., замена их адресными: «я считаю», «я полагаю».
- Активность – включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.
- Доверительное общение – искренность, открытое выражение своих чувств.
- Конфиденциальность – рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.
Структура тренинга:
1.«Разогрев».
2. Основная часть.
3. Рефлексия.
Таким образом, важно с первых дней пребывания студентов-первокурсников в учебном заведении создать:
- положительный эмоциональный фон;
- условия для активной жизнедеятельности (для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии);
- доброжелательные взаимодействия как между студентами, так и между студентами и педагогическим коллективом в целом.