Статья «Особенности развития ребенка до поступления в школу».


Статья «Особенности развития ребенка до поступления в школу».
«Дошкольный возраст – период первоначального фактического склада личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в это время развиваются эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психологического развития, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Появляются и новые мотивы – достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с удваивающимися в это время моральными нормами.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение всех видов чувствительности. К 6 годам развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
Внимание. Наблюдается переломный момент. Дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание, так как трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности. Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. Развивая и повышая устойчивость внимания ребенка, мы помогаем ему овладеть навыком сосредоточенности и стать более усидчивым. Хорошо развитое внимание у ребенка - залог успешного обучения в школе!
Память. В старшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес. Однако у детей дошкольного возраста прочность запоминания возрастает. Развивается произвольная память. Она проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Важной особенностью этого возраста является обстоятельство, что перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Ребенок начинает использовать различные приемы для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.
Воображение. Воображение служит вместе с мышлением средством познания действительности.  Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Дети делают попытки провести анализ пространственных ситуаций.
Мышление. Воображение, развитие пространственных представлений во многом характеризуют процесс формирования мышления. Этот возраст благоприятен для развития форм образного мышления. В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие умений и навыков, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействия на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, то есть наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным к наглядно-образному мышлению, которое характеризуется тем, разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, баз применения практических действий. Высшая форма – наглядно-схематическое мышление – умение использовать для решения задач схематическое изображение. Она основана на логическом мышлении.
Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации 3 способами:
Используя наглядно-действенное мышление;
Используя наглядно-образное мышление;
Используя логическое мышление.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В этом возрасте происходит изменения и в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. Ребенок становится более активным в поиске новой информации, и большое значение придает оценке своих действий взрослыми.
Дети начинают сравнивать себя с другими детьми, и это является основой для первоначальной самооценки. В 6 лет самооценка не дифференцирована – завышена. К 7 годам дифференцируется и несколько снижается. Это приводит к тому, что ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослыми результатов отдельного действия, как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний в этом возрасте должно быть ограничено.
Возникает вопрос готов ли организм 6-7 летнего ребенка к школьным нагрузкам.
Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 6-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (7 годам) эта перестройка еще не закончена и в школьные годы продолжает активное физиологическое развитие.
Поэтому ученые делают вывод, что по функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению. В то же время он очень чувствительным к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению, чем младше ребенок, тем труднее ему со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в здоровье.
Нужно помнить, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст не всегда соответствует биологическому: один ребенок по своему физическому и психологическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка не по силам.
Используемые источники:
1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.
3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 1999.
5. Романович О. А., Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет. - Издательство «Владос», 2014
Интернет источники:
1.http://centr-tor.ru/eto-interesno/vozrastnaya-psikhologiya/25-psikhologicheskaya-kharakteristika-doshkolnogo-vozrasta-3
2. http://gaidarovka-metod.ru/index.php?id=608&option=com_content&view=article