Комплексное обследование глухих детей на момент поступления в школу.


Комплексное обследование глухих детей на момент поступления в школу.
Учитель-дефектолог: Шелестова Н.Н I квалификационная категория
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат для детей с ОВЗ г. Нижнекамск РТ
В специальную школу, наряду с учениками, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие и слабослышащие дети, которые в силу разных причин не усвоили полный курс дошкольного коррекционного обучения. Поэтому перед тем, как планировать работу необходимо знать, как можно больше о своих учениках. Для этого мы проводим комплексное обследование глухих учащихся на момент поступления в школу.
Обследование состоит из трех частей:
1.Сбор общих сведений о ребенке.
2.Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения).
3.Комплексное обследование знаний учащихся программы детского сада.
Сбор общих сведений начинается со знакомства с личным делом ученика, его медицинской картой, беседой с родителями. Особое значение уделяется состоянию слуха, основному диагнозу, сопутствующим заболеваниям, развитию ребенка до школы, психологическому климату в семье и т.д.
Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) учащихся на начало обучения в школе необходим для дифференцированного подхода к развитию устной речи у глухих школьников в первоначальный период предполагает следующее:-комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) у учащихся на начало обучения в школе;
-использование разноуровневых программ по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи, разработанных для типичных групп учащихся с учетом состояния их речевого развития;
-формирование у глухих учащихся слухозрительно-кинестетической системы на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции, навыков восприятия и воспроизведения устной речи в условиях специально созданной слухоречевой среды при постоянном использовании электроакустической аппаратуры;
-соединение в едином педагогическом процессе специальной работы по формированию у глухих школьников речевого слуха, навыков слухозрительного восприятия, достаточно внятного, естественного воспроизведения устной речи;
-специальную работу, направленную на активизацию устной коммуникации учеников при широком использовании диалогов;
-текущий и периодический учет развития навыков восприятия и воспроизведения устной речи; совместное обсуждения устной речи учителями, психологами, воспитателями;
-преемственность в работе над устной речью в разных орг. формах обучения в специальной школе.: на общеобразовательных уроках, индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях, во внеурочное время.
Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) учащихся на начало обучения в школе проводится по специально разработанной методике, включающей:
1.Педагогическое обследование состояния слуха без использования электроакустической аппаратуры;
а) проверка наличия условно двигательной реакции на голос разговорной громкости на голое ухо (слыша звук, ребенок должен выполнить какое-то действие;
б) ребенку на голое ухо предъявляются три группы слов различающихся по фонетическому составу, в помощь ребенку предлагают картинки ( измеряется расстояние , при котором ребенок воспринимает эти слова),
в) ребенку предлагают зрительно воспринять 20 слов и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель записывает то, что ученик произносит.
2. Выявление состояния и резервов развития слухового восприятия речи с использованием электроакустической аппаратуры;
а) ребенку предлагают слухозрительно воспринять вторую группу слов , состоящую из 20 слов и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель записывает то, что ученик произносит.
б) ребенку предлагают воспринять третью группу слов , состоящую из 20 слов, на слух с использованием звукоусиливающей аппаратуры и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
в) ребенку предлагают слухозрительно воспринять 20 фраз. Ребенок должен воспроизвести их, (если задание повтори), выполнить действие или ответить на вопрос. Фразы предъявляются дважды. Учитель записывает то, что ученик произносит или как он выполняет действия.
3. Изучение возможностей учеников понимать собеседника и быть понятым на материале связной речи;
а) ребенку предъявляют серию картинок, которую ребенок должен разложить по порядку и рассказать, что он видит на картинках.
б) затем ученику предъявляют весь текст слухозрительно два раза. Учитель записывает то, что ученик произносит.
в) затем ученику предъявляют текст по фразам слухозрительно два раза. Учитель записывает то, что ученик произносит.
4. Аналитическая проверка произношения. По результатам обследования учащиеся могут быть отнесены к 3 группам по состоянию речи:
-1 группа: В самостоятельной речи фразы нет, слова произносятся с искажением звукового состава.
-2 группа: В самостоятельной речи - короткая фраза с аграмматизмами и отдельные слова.
-3 группа: В самостоятельной речи - развернутая короткая фраза, иногда с аграмматизмами.
Более подробно с описанием групп можно познакомиться в книге Е.П.Кузьмичевой и Е.З.Яхниной « Развитие устной речи у глухих школьников») В зависимости от групп, в которую входят ученики им выбирается программа по развитию речевого слуха.Комплексное обследование знаний учащихся программы детского сада:
1. Умение будущих первоклассников ответить на вопросы о себе.
Ребенка устно спрашивают: Как его зовут? Как его фамилия? Сколько ему лет? Как зовут маму? Как зовут папу?
Ответы записываются. Если ребенок затрудняется, вопросы задаются устно-дактильно, письменно и на жестовом языке. Ответы записываются, указывается в каком предъявлении и как отвечал ребенок.
2. Знание учеником математического материала. Детям предлагается математический материал, который ребята должны были быть усвоены в дошкольном учреждении. Сначала ребята читают занятия, выполняют его. Если ребенок затрудняется, ему предлагаются таблички, которые необходимо подклеить под задание.
-прочитай цифры и подпиши их названия,
-прочитай названия чисел и подпиши цифры,
-реши примеры,
-подпиши сколько?
-выбери и подпиши. Где больше, меньше, столько же?
-нарисуй меньше, больше.
3. Знание ребенком предметного словаря.
-детям предлагаются картинки с изображениями 20 предметов из разных тем дошкольного образования (например, по 5 слов из тем « Учебные вещи», « Игрушки», « Одежда», « Столовая»). Ребенку предлагается назвать предмет, подписать его. Если ребенок не справляется, ему предлагаются таблички с названиями этих предметов. Он их читает и прикладывает (приклеивает) их к изображениям.
4. Знание будущими первоклассниками глагольного словаря.
-ребенку предлагаются картинки с изображениями каких-то действий. Задается вопрос: Что делает?
Методика проведения схожа с проверкой знаний предметного словаря. Комплексное обследование слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи, знание предметного и глагольного словаря, владение математическим материалом, умение ответить на простые вопросы.