Выступление на городском семинаре. Тема: Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы классов гуманитарного профиля

Выступление на городском семинаре
«Формы и методы работы в классах гуманитарного профиля»
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы классов гуманитарного профиля.
Шонина Галина Юрьевна учитель русского языка и литературы, МОУ лицея № 19, г. Тольятти

Самое время задать вопрос “А зачем вообще компьютер в образовании?!”, с какой стати он врывается в традиционное образовательное пространство, включающее и старую добрую книгу, и мудрого терпеливого учителя, и добросовестного, в меру ленивого ученика?
Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.
Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.
Использование компьютера в школе можно вести по нескольким направлениям.
Первое и наиболее часто используемое – это компьютер в качестве администратора работы учителя. Ни для кого не секрет, что в последнее время, помимо разработок уроков, календарно-тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности как предметника и классного руководителя. Электронный дневник, например, позволяет учителю регулярно информировать родителей о текущей успеваемости ученика, этот же дневник позволил автоматизировать процесс выставления оценок в дневники учеников, выставлять по среднему баллу предварительные оценки за триместр.
Использование программы Excel при анализе контрольных и проверочных работ учащихся облегчает и ускоряет работу учителя (показываю лист диагностики), т.к. использование формул позволяет автоматизировать подсчет ошибок, уровень сформированности того или иного правила, уровень и качество обученности.
Следующее направление – хранение в компьютере разработок уроков русского языка и литературы.
Папки по предметам содержат календарно-тематические планы, разработки отдельных уроков, тестовые задания, необходимые иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, собранные для урока в программе Power Point и многое другое, используемое нами как предметниками, сохраняются в предметных папках по каждому классу.
Благодаря комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию приобретенных для медиатеки кабинета образовательных CD-дисков, работа по созданию уроков с применением новых информационных технологий становится увлекательной и для самого учителя. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным и увлекательным для учеников.
Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии писателей и поэтов, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы (показываю диски с компьютерными программами). Собирая нужные документы по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, мы используем их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации Power Point.
Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы к уроку, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера.
В презентацию можно добавить и звуковые эффекты, предлагаемые программой, или из другого музыкального файла.
Использование на уроках программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
(Показываю презентацию по русскому языку «Рассказ Быкова», «Сложное предложение») Подобную презентацию можно использовать в 9 классе при изучении нового материала и в 11 классе при закреплении и обобщении знаний учащихся по теме «Синтаксис».
Эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий. Кроме того, данные виртуальные наглядные пособия легко хранить и находить, они не выцветают, не пылятся, не ломаются; при желании их несложно откорректировать.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно - ориентированных технологий.
Личностно - ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. В этом так же помогает использование информационных технологий.
На уроках литературы ученики часто получают индивидуальные задания, требующие самостоятельного поиска необходимой информации ( в том числе и в Интернет), обдумывания форм представления результатов своей работы. Одна из форм представления этих результатов – компьютерная презентация. (Показываю презентации учеников, созданные к урокам литературы: «Куприн», «Высоцкий», «Гумилев», «Роман Толстого», «Игорь Тальков»)
В этом проявляется педагогика сотрудничества, т.к. создавать подобные наглядные пособия в большом количестве самому учителю нереально из-за нехватки времени, а учащиеся делают это с удовольствием.
Информационные образовательные технологии, на наш взгляд, действительно являются эффективными, способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняют деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредоточиваться на своих главных обучающей, воспитательной и развивающей функциях.
Таким образом, новые компьютерные технологии, используемые на уроках в школе, позволяют ярко и образно представить событие или эпоху, помогают лучше понять основы какого-либо явления, процесса, расширяют кругозор учащихся.
Компьютерные программы – это своего рода помощники и конструкторы для учителей, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться временем на уроке. Педагога заменить собой они, конечно, не могут, но расширяют возможности совместного использования на любом этапе урока, значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в усвоении новой информации, снижают трудоемкость обучения и экономят время учителя в подготовке к уроку.
Хотелось бы поделиться планами на ближайшее будущее. В прошлом учебном году лицей выиграл миллион рублей, часть этих денег были потрачены на приобретение компьютеров с проекторами в учебные классы. Наша кафедра получила компьютер, это расширит возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы.