Обобщение опыта на тему Использование ИКТ на уроках в начальной школе

«Областной центр мониторинга, новых технологий, информатизации и учебно-методической работы в образовании» при управлении образования
Акмолинской области
ГУ «Отдел образования Атбасарского района»





«Использование информационно-коммуникативных форм и методов обучения в начальной школе»

из опыта работы учителя начальных классов
ГУ «Средняя школа №3 отдела образования
Атбасарского района»»
Крагель Людмилы Николаевны








К™кшетау, 2014 ж.

Материалы обобщения опыта учителя начальных классов Крагель Людмилы Николаевны по теме: «Использование информационно-коммуникативных форм и методов обучения в начальной школе»




Составитель : Крагель Л.Н., учитель начальных класоов ГУ «Средняя школа №3 отдела образования Атбасарского района», 2014 г. - 41 стр.




В сборнике представлен материал из опыта работы учителя начальных классов, работающего в условиях общеобразовательной школы. Рекомендовано для учителей начальных классов организаций образования.





Утверждено и рекомендовано к изданию и распространению на районном заседании МО руководителей начальных классов при ГУ «Отдел образования Атбасарского района» протокол № 2 от 20 декабря 2014 года









ГУ «Отдел образования Атбасарского района», 2014 г.

РЕЦЕНЗИЯ
На материал по обобщению педагогического опыта
Организации образования: ГУ «Средняя школа №3 отдела образования Атбасарского района»
Автор учитель начальных классов в/к Крагель Людмила Николаевна
Тема «Использование информационно-коммуникативных форм и методов обучения в начальной школе»

Ведущая педагогическая идея опыта
Приоритетной педагогической задачей для учителя начальной школы является развитие способностей ребёнка. Учебная среда с интегрированными в неё информационными технологиями создаёт для учеников высокую мотивацию и условия для реализации их собственных идей, подготавливает их к комфортной жизни в условиях информационного общества. Ведущая педагогическая идея заключается  в создании оптимальных условий для формирования познавательных интересов обучающихся  на основе метода ИКТ.
2. Актуальность опыта
Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования. В основе методики развивающего обучения лежит научное утверждение Л.С.Выготского, что «...обучение может идти не вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования». Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.
3.Степень новизны– наличие или отсутствие аналогов в системе образования (города /района, области, республики):
   Монитор компьютера  (экран) выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. Такой способ, несомненно, имеет преимущества перед традиционным:   классическое  объяснение  нового материала сочетается  с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации; электронные задания для индивидуальной работы можно успешно  использовать на этапе закрепления изученного материала; электронные материалы можно использовать при проведении контроля  усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся. Данный метод широко распространен в нашем районе.

4. Практическая значимость.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.  Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
В начальной школе я использую ИКТ на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении  внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]    повышает качество знаний
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]    продвигает ребенка в общем развитии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]    помогает преодолеть трудности


6.Соответствие требованиям к оформлению.
Все необходимые разделы и параметры выдержаны и соблюдены.
7.Выводы и рекомендации по использованию:
Данный материал будет полезен и интересен как молодым педагогам, так и опытным учителям школ. Особенность практических наработок в том, что при их использовании можно учесть особенности своей школы, класса.


Рецензент:

Методист учреждения колледжа «Зерен» Аяпбергенова А. М.





Крагель Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
ГУ «Средняя школа №3 отдела образования
Атбасарского района»




Наименование опыта
«Использование информационно-коммуникативных форм и методов обучения в начальной школе»
Основные аспекты
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием.
Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Таким средством является, на мой взгляд, информационно-коммуникативная технология. Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося.
Информационные технологии открывают для меня не только дополнительные возможности обучения и развития моих учеников, но и помогают организовать работу маленьких детей в проектном режиме. Тем более, что приоритетной педагогической задачей для учителей начальной школы является развитие способностей учащихся.




Содержание
1. Эссе «Школа будущего»..6-7
2. Технология опыта
2.1. Вступление..8-9
2.2. Основная часть10-15
2.3. Заключение..16-17
3. Библиографический список18
4. Приложение.. 19

















Эссе «Школа будущего»
Недалекое будущееРебенок диктует сочинение компьютеру, отсылает звуковой файл учителю, и, включив аудиоучебник, слушает очередную главу, параллельно готовя видеореферат
Это даже не «школа будущего», так как многое из этого существует уже сегодня. Это новая модель школьного образования.
Сочинения – представьте себе, как 25 учащихся в классе приносят в качестве сочинения mp3 файл. Учитель вечером садится в кресло-качалку, включает проигрыватель и слушает сочинения, рассказанные учениками. Насколько расширятся возможности такого сочинения! Например, можно включить в сочинение музыку. А можно и видео добавить – почему нет?
Итак, школа будущего. Какая она? Я думаю, что самый большой отпечаток на школу наложит технический прогресс. Существует множество альтернативных линий развития школьного порядка. Ну, возьмем, к примеру, дистанционное обучение. На первый взгляд, просто сказка. Во-первых, сразу отпадает проблема дисциплины. Эта проблема всегда была и остается актуальной по сей день, по крайней мере, для меня. Будучи человеком спокойным, не могу и не хочу заставлять себя повышать на детей голос, тратить свои душевные силы. А ведь недисциплинированные дети не только сами теряют в развитии, но и мешают заниматься тем детям, которые хотят заниматься, нарушают учебный процесс и снижают показатели успеваемости всего класса. Во-вторых, при дистанционном обучении самым эффективным образом реализуется дифференцированный подход в обучении. Естественно, ведь мы работаем отдельно и индивидуально с каждым учеником.
Профессия учителя станет престижной, высокооплачиваемой. Средняя зарплата учителя будет выше зарплаты управляющего небольшого банка. Устроиться в школу учителем станет очень трудно. Конкурс на одно место примерно 10 человек. Но гораздо труднее удержаться на месте учителя, сохранить эту работу. Никто не может заставить ученика посещать тот или иной урок. Но с учителей строго спрашивают за посещаемость, и если она слишком низкая, учителя увольняют. Почему? Потому, что раз посещаемость низкая, значит, его уроки не пользуются популярностью у учеников, надо попробовать заменить его другим учителем. Кто знает, может, у другого учителя получится лучше?
В результате, у учителей появляется здоровая конкуренция. Они постоянно напряженно думают: как улучшить свои занятия? Как сделать их интересными и полезными для учеников? Таким образом, слабые и бездарные учителя удаляются из школ. Они вынуждены устраиваться на другую, скучную, нетворческую работу.
Но это всё мои предположения. А что я делаю уже сегодня, что, по моим предположениям, может иметь место в будущем школы?
Во-первых, в будущем всё должно быть очень красивым. Ведь недаром говорят, что «красота спасёт мир». Я отвечаю за внешний вид своего кабинета. Хорошо, конечно, если государство поможет обустроить кабинет (как, например, кабинет биологии в нашей школе). А если нет? Тогда мы начинаем искать спонсоров. Обычно, спонсорами являются родители наших учеников. У меня чудесные родители! Они очень любят своих детей. Думаю, что именно поэтому они подарили нам новую мебель, красивое кожаное кресло, современный диспенсер и подставку для него, магнитофон и ещё много разных мелочей, столь необходимых для комфортной школьной жизни. Спасибо им за это огромное!
Я мечтаю, что в будущем у меня в классе будет настоящий «зимний сад». И прикладываю немало усилий для осуществления своей мечты.
У меня в классе есть волшебная интерактивная доска. Я видела более современные, более усовершенствованные доски. А в будущем, возможно, благодаря интерактиву я буду общаться с родителями учеников, проводить, например, таким образом, родительские собрания. Но сейчас я очень рада такому чуду техники. Благодаря этому чуду наши уроки стали более интересными, разнообразными, красочными. За полтора года я собрала достаточно большую копилку презентаций по предметам, фонотеку, медиатеку, видеотеку. И сама разработала немало ярких презентаций, фильмов, а компьютерная графика – моё хобби.
Оценки в школе будущего будут только положительные – четвёрки и пятёрки. Конечно, для тех, кто этого заслуживает. А остальным ученикам не будут ставить оценок вообще. Но будет развита другая поощрительная система. Например, поездки в различные города, страны и т.д. Я несколько лет работаю по системе Зайцева В.Н. Данная система предусматривает выставление только положительных оценок в 1-2 классах. Хочу заметить, что я практиковала такой метод в своей работе, и у меня это неплохо получалось.
В школе будущего учителя будут работать по своим собственным программам. У них будет такая возможность, т.к. у всех будет учёная степень. В этом году я работаю в составе экспериментальной творческой группы по внедрению технологизации в УВП. Летом я разрабатывала тематическое планирование по основным предметам начальной школы для 4 класса, опираясь на методику В.Зайцева.
В нашу школьную жизнь уже довольно - таки прочно вошла исследовательская деятельность. Думаю, что в школе будущего именно эта деятельность станет одной из основных. Наша школа является базовой по НПК. И мои ученики не остались в стороне от этого вида деятельности. В прошлом учебном году мы разработали научный проект «История чернил» (Ивашин К., Шияпов О.), который занял почётное первое место среди всех проектов в секции «Техника». Данный проект отправлен в область и мы с нетерпением ждём результатов.
Можно очень долго рассуждать на эту тему, но какой бы ни была школа будущего - самое главное, чтобы в ней учили детей быть настоящими людьми – разумными, добрыми, толерантными, творческими. Личностями.
Школа будущего начинается сегодня





Раздел 2
2.1. Вступление
Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Ребёнок, впервые переступая порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации казахстанского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей. XXI век век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
Меняется и роль учителя в информационной культуре он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.













Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или на флеш-карте. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, ни в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер.












2.2. Основная часть
2.2.1. Условия возникновения и становления опыта.
Данный педагогический опыт реализуется в ГУ «Средняя школа №3 отдела образования Атбасарского района».
2.2.2. Актуальность опыта
В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества.
Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения, но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в образовании.
Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.
Я работаю учителем двадцать шесть лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
  2.2.3. Технология опыта.
В своей работе использую информационные технологии в следующих направлениях:     
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]  



 
 




Работая в первом направлении, пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках в начальной школе.
Что такое презентация? Во-первых, презентация -  это представление чего-либо нового,  она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Во-вторых, презентация - это новый вид работы, применяемый в школе на  уроках. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок  не только воспринимает информацию, но и  запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать»- гласит пословица. 
В-третьих, презентация помогает учителю при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о красоте, о любом авторе произведения, о памятниках архитектуры. Мы ведь живём далеко от нашей столицы. Как передать детям красоту этого города, её величие, её достопримечательности? Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей грамотной  научной речи, развивают кругозор, дают ясное и чёткое восприятие действительности.
Что это дает мне, как учителю?
Учителю отведена главная роль в учебно-образовательном процессе. Создавая презентацию, учитель должен учитывать, во-первых, возрастные особенности ребёнка. Поэтому, прежде всего при составлении презентации, я четко отбираю материал. При этом нужно много просмотреть литературы, чтобы выбрать главное.
Следовательно,  не замечая, получаю какие-то знания и обогащаю свой словарный запас, то есть получаю самообразование в той или иной области. Во-вторых, наглядный материал должен быть подобран соответственно теме урока. В связи с этим я просматриваю огромное количество наглядного материала, замечаю краски, оттенки, мастерство изображения. Этим повышается эстетическое восприятие окружающего мира, повышается творческий потенциал. В-третьих, материал должен иметь научное направление. В этом случае бывает, что открываешь для себя что-то новое. Создавая  презентацию, вкладываешь в неё всё своё творчество, талант, теплоту души. При этом учишься сравнивать, анализировать, рассуждать. 
Что это дает моим ученикам?
С раннего возраста мы должны развивать коммуникативные компетенции, а значит развивать знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Достичь результатов развития коммуникативных компетенций мне помогают презентации.
Второе направление работы - использование тренажёров
С 2010 г. по 2013 г. я работала по теме «Формирование общеучебных умений и навыков по системе В.Н.Зайцева». Данная система предусматривает ежеурочные пятиминутки чтения, ежедневное написание зрительных диктантов, использование сорбонок на различных уроках (преимущественно на математике), осуществление контроля техники чтения и т.д. (по данной теме я выступала с докладом на конференции он-лайн, которая проводилась в 2012 г. по инициативе ИПК г. Кокшетау).
Неоценимую помощь в написании зрительных диктантов мне оказали мультимедийные тренажёры с применением интерактивной доски. Щелчок мыши - предложение появилось, следующий щелчок - оно исчезло. В то время, когда мои коллеги пользовались мелом, тряпкой и листом ватмана, который закрывал и открывал нужное предложение, я элементарно нажимала нужные кнопки. Вначале мы пользовались диктантами Т.Федоренко, но затем возникла необходимость в новых текстах, т.к. писать одни и те же тексты нецелесообразно. Тогда я разработала сборник диктантов «Мой Казахстан». Тексты зрительных диктантов данного сборника были составлены с использованием регионального компонента, что способствовало развитию у детей знаний по родному краю (опубликовано на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Очень часто на уроках использовала работу с сорбонками. Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомню, что он предназначен для заучивания определений, дат, иностранных слов, теорем и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.
Анимированный вариант сорбонки помогает сделать процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и формулы, карты и другие наглядные объекты.
Меня очень заинтересовал анимированный вариант сорбонки. В интернете анимированных сорбонок практически нет. Тогда я попробовала сама их изготовить. В основе изготовления анимированных сорбонок лежит технология триггеров, так называемых, «горячих точек», которая позволяет значительно улучшить обратную связь с обучаемыми, обеспечить более комфортные условия проведения занятия и индивидуального подхода в обучении. Благодаря триггерам можно добиться большей динамики при проведении занятий, организовать уникальные дидактические игры, тренажёры, тестеры, в том числе и для работы на интерактивной доске.
Таким образом, я создала анимированные сорбонки для занятий на уроке математики «Корень уравнения», «Арифметические действия с многозначными числами», и для занятий на уроке русского языка «Имя существительное» (опубликовано на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Создавая сорбонки, я уделила внимание здоровьесберегающей технологии, что немаловажно для учащихся начальной школы. Это использование слайдов с музыкальными физминутками, упражнениями для сохранения зрения младших школьников, упражнений на релаксацию.
Третье направление работы – использование электронных учебников
В настоящее время в условиях развивающегося информационного общества с учетом всеобщего применения и распространения компьютерных классов в аудиториях появляется потребность в электронных учебниках по многим предметам.
Электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия и усвоения знаний.
Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника. Желательно иметь содержание с быстрым переходом на нужную страницу. Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависят как от расположения информации на странице (экране компьютера), так и от последовательности идущих друг за другом страниц.
В электронном учебнике должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом. Список литературы может быть дополнен не только ссылками на статьи в журналах, сборниках научных конференций и др., но также и на электронные публикации, размещенные на серверах учебного заведения или в сети Интернет.
То есть в учебниках запрограммирован весь учебный процесс – от цели до результата. Такая технология разработки электронных учебников была разработана доктором педагогических наук, профессором Гуль Кумашевной Нургалиевой. За этой технологией, я думаю, будущее. И именно в таком виде электронные учебники только сейчас начинают разрабатываться во всех странах.
Безусловно, электронные учебники оказывают огромную помощь учителю. В этом я, как практик, не раз убеждалась. Вот один из примеров. На уроке математики я объясняла детям тему «Разряды и классы многозначных чисел». Объясняла несколько уроков подряд, но результат был плачевный. И вот тогда на помощь мне пришёл электронный учебник по математике. Детям хватило одного наглядного просмотра для того, чтобы понять тему.
В продаже электронных учебников много, но они созданы не по нашим программам. Пока мне встретился единственный электронный учебник, который полностью соответствует программному материалу. Это учебник для 1 класса по предмету «Самопознание», которым мы постоянно и с удовольствием пользуемся на уроках.
И тогда я решила создать свой электронный учебник. Ознакомившись с рекомендациями по созданию электронных учебников, я приступила к работе. Электронный учебник создавала в программе PowerPoint в соответствии с учебником «Трудовое обучение» для 1 класса под редакцией С.А.Жолдасбековой издательства «Алматыкітап баспасы» 2012 г. Учебник готов, и я его уже апробировала на уроках трудового обучения в своём классе. В прошлом учебном году данное пособие было представлено на 3 Международной ярмарке педагогических идей, которая ежегодно проходит в Кокшетау.
Четвёртое направление работы – работа над проектами
 В нашу школьную жизнь уже довольно - таки прочно вошла проектная деятельность. Применение ИКТ в проектной деятельности позволяет научить обучающегося самостоятельно работать с информацией, полученной из различных источников, создавать графические объекты, использовать электронные таблицы. Проектная деятельность является творческой по своей сути. Творчество предполагает наличие у личности творческих способностей, используя огромные возможности глобальной компьютерной сети Интернет, а также возможность получения и применения на практике знаний и умений или учебного действия (комплекса), благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.
Думаю, что в школе будущего именно эта деятельность станет одной из основных. Наша школа является базовой по НПК. И мои ученики не остались в стороне от этого вида деятельности. В прошлом учебном году мы разработали научный проект «История чернил» (Ивашин К., Шияпов О.), который занял почётное первое место среди всех проектов в секции «Техника».
Длительность работы над опытом
Разработка опыта продолжалась в течение четырёх лет. Работа над обобщением  опыта включала несколько этапов:
 I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – ноябрь 2010 года.
II этап – основной (формирующий) – декабрь 2010 – январь 2013 года.
III этап – заключительный (контрольный) – декабрь 2013 года.
Начальный период предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы,  подбор диагностического инструментария и определения исходного уровня познавательного интереса обучающихся. На формирующем этапе мною использовались различные методы и приёмы для развития познавательных интересов  на основе метода ИКТ. На третьем, заключительном этапе, выяснялась эффективность используемой технологии, проводился мониторинг определения  качества и    уровня   сформированности познавательных интересов, обработка и анализ полученных данных.

Диапазон опыта
          Диапазон опыта достаточно широк, охватывает все уроки, а также внеклассную работу и внеурочную деятельность учащихся.
Новиз
·на опыта
Новизна опыта заключается в усовершенствовании отдельных сторон педагогического процесса, основанного на использовании ИКТ.  Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.   Метод ИКТ  представлен как личностно-ориентированная технология обучения, которая может применяться в работе с учащимися  начальных классов по любому предмету и в любом направлении внеклассной и внеурочной деятельности. Новая форма организации обучения способствует развитию личности   обучающихся,  способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения. Данные материалы могут быть реализованы в различных  образовательных учреждениях в системе работы с обучающимися начальных классов, при организации системы классно-урочных  занятий и внеклассной работы, независимо от определённого УМК.
Результативность
В ходе использования ИКТ на уроках и внеурочной деятельности можно отметить определённые результаты. 
 К результативности данной технологии можно отнести:
Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
Рост качества знаний.




















2.3. Заключение
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитию наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, -повышению активности и инициативности младших школьников на уроке, -повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Итак, мы  видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже. 
Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это необходимость. 
3. Библиографический список:
Литература:
1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
2. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib )
3. Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/), сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только», действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/)
4. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г.
5. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г
6. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г
7. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
8. Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
9. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г
10. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г
11. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г
12. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г.
13. Интернет-журнал «Коллеги» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















4. Приложение
Методические рекомендации для подготовки и проведения мультимедиа урока в современной школе
Сегодня учитель как никогда находится в поиске новых подходов к методической деятельности, мотивирующей развитие креативных способностей, познавательно-ценностных интересов и исследовательской самостоятельности учащихся.
Основными направлениями деятельности педагога могут быть:
в информационной области:
- использование интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ;
- создание мультимедийных презентаций учителями и учащимися;
- формирование информационной культуры.
в диагностико-прогностической области:
- диагностика информационных потребностей учителя;
- диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации.
- мониторинг процессов внедрения информационных технологий в учебный процесс.
в области содержания образования:
- дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;
- пропаганда ИКТ и их активное освоение.
в инновационной и экспериментальной области:
-работы творческой группы учителей по проблеме применения ИКТ на уроках;
- организация и проведение семинаров, мастер-классов;
- опытно-экспериментальная работа.
в области повышения квалификации:
- переподготовка и повышение квалификации учителей в области современных информационных технологий.
Учитель на уроках может использовать:
Презентации, созданные учителем и учащимися, или презентации из Интернета.
Электронные энциклопедии. (Например, «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
Электронные учебники. (Ученику сначала предлагается просмотреть обучающий курс или выполнить виртуальный эксперимент на основе полученных знаний, а затем пройти программную систему контроля знаний).
Интерактивные тренинги.
Конструкторы тестов, которые позволяют учителю самому формулировать вопросы заданий, а выставленную компьютером оценку занести в журнал.
Основными типами уроков по способу использования информационных технологий являются:
Уроки, где компьютер используется в демонстрационном режиме при помощи проектора/или урок с использованием интерактивной доски.
Уроки, где компьютер используется в индивидуальном режиме – урок проходит в компьютерном классе без выхода или с выходом в Интернет.

Формы использования на уроке интерактивной доски:
Выполнение индивидуального задания учащимся у доски - осуществляется «захват» заранее подготовленного документа, например, Microsoft Power Point «подпиши известные тебе объекты; построй график функций; разгадай кроссворд и т.д.» через панель инструментов доски. Затем проводится проверка выполнения задания другим учащимся класса: электронным маркером другого цвета отмечаются правильные и неправильные ответы или вносятся исправления.
Работа с интерактивными картами и моделями.
Проведение виртуального опыта или эксперимента
Использование на уроке метода проектов:
Современное обучения строится на введении элементов проблемности, поиска и исследования. Максимально развить творческий потенциал позволяет метод проектов (информационных, исследовательских, творческих).
Метод проектов способствует формированию информационной культуры через:
Актуализацию личностной позиции, конструирование педагогического процесса, направленного на развитие личностных качеств учащихся;
Реализацию проекта в условиях многогранного информационного поля;
Повышение ответственности учителя за результаты многозначной информации, которую получают учащиеся и соответствующее повышение ответственности учеников.
Проект - это 5«П»:
Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт – Презентация
Проект должен иметь цель, например, сбор информации или проведение исследования и т.д. По содержанию могут быть межпредметные. По объему как короткосрочные (один урок) или долгосрочные (готовятся заранее). Формой продукта проекта может быть, например, мультимедийная презентация.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
Исследовательские
Менеджерские
Коммуникативные
Презентационные
Рефлексивные
Навыки оценочной самостоятельности
Умения и навыки работы в сотрудничестве
Методика организации проекта:

Этап
Содержание
Условия достижения предполагаемого результата
Предполагаемый результат

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами)
* перечисление интересующих учащихся тем проектов; * формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата. Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся. Применение принципа самоактуализации и выбора.
Готовность учащихся к восприятию нового материала. Осознание учениками цели деятельности.

2.Аналитический (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний)
* уточнение намеченной цели и задач; * поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, СМИ, Интернет, использование собственного опыта учащихся; * сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Предоставление учащимся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Установление межсубъектного характера взаимодействия учащихся.
Проявление инициативы и индивидуальности учащихся.

3.Обобщение (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков)
* систематизация полученных данных; * построение общей логической схемы выводов в виде мультимедийной презентации.
Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.
Самопознание, самостроительство и самореализация личности ребенка. Развитие творческих способностей учащихся. Оперирование знаниями, полученными в ходе деятельности. Обогащенность субъектного опыта, выработка индивидуального стиля познания.

4.Презентация (этап анализа исследовательской деятельности)
* осмысление полученных данных и способов достижения результата; * обсуждение результатов работы над проектом.
Реализация принципа педагогической поддержки личности ребенка при его самовыражении.
Оптимизация развития и саморазвития. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.


Использование компьютерного тестирования в индивидуальном режиме:
Это могут быть готовые программные продукты – «Интенсивные тренинг-курсы» или электронные «Репетиторы».
Можно использовать программу «Конструктор тестов» (размещена на сайте www.keepsoft.ru). С помощью программы «Конструктор тестов. Тренажер» учащиеся в индивидуальном режиме проверяют уровень знаний и умений по вопросам, составленным учителем и занесенным заранее в «Редактор» программы. Преимуществами данной программы является возможность редактирования заданий, возможности внесения дополнений, использования в тесте изображений и звуков. Результаты теста фиксируются в электронном виде, поэтому есть возможность ученику повторно посмотреть задания и улучшить результаты.
Этапы внедрения ИКТ в учебный процесс:
I этап (подготовительный) «Компьютерная грамотность»
Формирование учителями-предметниками представления о возможности и необходимости использования НИТ в учебном процессе. Обучение педагогов основам компьютерной грамотности. Переход к педагогической деятельности в электронной информационно-образовательной среде.
II этап «Создание творческой педагогической лаборатории»
Определение круга педагогов, работающих над проблемой использования ИКТ в учебном процессе. Создание творческой группы педагогов по проблеме. Разработка методики использования НИТ в учебном процессе. Определение критериев результативности деятельности.

III этап «Внедрение ИКТ в школьное образование»
Проведение педагогических семинаров, мастер-классов. Проведение промежуточного мониторинга.
IV этап «Итоговый»
Анализ, подведение итогов и оформление результатов (авторские учебные пособия, научно-методические статьи, мультимедийные презентации); обобщение и распространение успешного опыта работы; прогнозирование дальнейшей деятельности в области НИТ.

Памятка по написанию зрительных диктантов
Одной из целей проведения диктантов И.Т. Федоренко является формирование навыка беглого чтения. Используя данную методику, я глубоко убеждена, что проведение зрительных диктантов способствует развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти и является хорошим подспорьем для развития орфографической зоркости. Хочу остановиться на некоторых моментах применения данной методики в своей практике. Читая отзывы и комментарии коллег о диктантах И.Т.Федоренко в разных изданиях, можно встретить различные мнения о том, в каком классе целесообразно применять такой вид работ. Некоторые учителя используют зрительные диктанты во втором классе, другие – в третьем. На мой взгляд, наиболее эффективным является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда как никогда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения. Сначала я использовала только те наборы, которые предложил И.Т.Федоренко. Потом стала составлять свои, подбирая не просто разрозненные предложения, а объединяя их в тематические группы. Очень хорошо подходят пословицы и поговорки, а также предложения со словарными словами. На первый взгляд, может показаться, что использование пословиц, поговорок, примет усложняет написание зрительных диктантов. Однако, опыт показывает, что ребятишки справляются с выполнением данного задания. Кроме этого, решаются задачи развития речи. При индивидуальной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, орфограммы в словарных словах выделяю красным цветом. Такой подход позволяет ученикам быстрее запомнить написание слов с непроверяемыми орфограммами. Предлагаю один из наборов текстов для проведения зрительных диктантов по этой методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т.Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики к концу второго класса дети с легкостью пишут предложения из 70 букв при достаточно небольшом времени экспозиции. Опираясь на методику И.Т. Федоренко, я подготовила зрительные диктанты с использованием краеведческого материала. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора содержит уже 48 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок уже может запомнить предложение, состоящее из 48 букв, то есть из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.



Как надо писать зрительные диктанты:
К данному набору имеется мультимедийная презентация, что позволяет проводить зрительные диктанты фронтально или индивидуально, причем ученик может писать их без учителя дома или в школе с использованием компьютера.
Каждое предложение демонстрируется определенное количество времени. После истечения необходимого времени по методике предложение уходит с экрана. Надо успеть прочитать это предложение и запомнить. Далее ученики пишут это предложение. После написания щелчком мыши вызывается следующее предложение и т.д.
После записи всех предложений появляется слайд с набором из 6 предложений
Если не справились с данным набором, надо писать это же на следующий день.
(В среднем на каждый набор уходит по 3 дня)
Зрительные диктанты надо писать ежедневно.
Надеюсь, что использование данных зрительных диктантов помогут добиться оптимального чтения, то есть чтения в темпе разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Тексты зрительных диктантов составлены с использованием регионального компонента, что способствует развитию у детей знаний по родному краю. Время экспозиции (демонстрации) от 4 до 6 секунд.
Тексты зрительных диктантов «Мой Казахстан»:
Набор № 1. Деревья нашего края.
1.Вот клёны.
2.Растёт дуб.
3.Зелёная ель.
4.Стоит берёза.
5.Цветёт калина.
6.Душистая липа.
Набор № 2. Животные края.
1.Под елью зайцы.
2.Мышкует лисица.
3.Медведица спит.
4.Я увидел кабанов.
5.Волк воет на луну.
6.Белка любит грибы.
Набор № 3. Животные края (продолжение)
1.Мышки спрятались.
2.У белки рыжий хвост.
3.По лесу бродят лоси.
4.Фыркает колючий ёж.
5.Бобры строят хатки.
6.Рыщет голодный волк.
Набор № 4. Птицы края.
1.Прилетели скворцы.
2.Дятел долбит клювом.
3.Заливается соловей.
4.Ласточки вьют гнёзда.
5.Громко каркают вороны.
6.Голуби воркуют на крыше.
Набор № 5. Водоёмы Казахстана.
1.Урал – полноводная река.
2.Балхаш – глубокое озеро.
3.В Урал впадает много рек.
4.Жабай впадает в реку Ишим.
5.В водоёмах водятся караси.
6.Ишим и Иртыш – реки Казахстана.

Набор № 6. Охрана природы края.
1.Фабрики отравляют воздух.
2.Загрязняется вода в реках.
3.Болеют и высыхают дубы, липы.
4.Пыльные бури выметают зерно.
5.Болеет природа – болеют и люди.
6.Нельзя вести охоту на сайгаков.
Набор №7. Казахская литература.
1. Афоризмы – краткие изречения.
2. Эпос воспевает подвиг батыра.
3. Героем легенды может быть воин.
4. Дети любят отгадывать загадки.
5. Сказки передавались из уст в уста.
6. В сказках всегда побеждает добро.

Набор № 8. Моя Родина - Казахстан.
1. Атамекен – щедрая, добрая земля.
2. Казахстан – наша большая Родина.
3. Патриот – тот, кто любит свою Родину.
4. Долг каждого – защищать свою Родину.
5. Родина для нас дороже всего на свете.
6. Наши предки боролись за честь страны.
Набор № 9. Столица республики.
1.Астана - столица Казахстана.
2.Астана – город высокой культуры.
3.Столица славится памятниками.
4.Город стоит на берегу реки Ишим.
5.Левый берег – любимое место горожан.
6.Астана – самый красивый и чистый город.
Набор № 10. Наурыз.
1. Наурыз – начало года в природе.
2. В этот день готовят наурыз - коже.
3. Весной в природе всё обновляется.
4. Люди встречают Наурыз с радостью.
5. Наурыз – любимый народный праздник.
6. Наурыз – день весеннего равноденствия.
Набор № 11. Блюда казахского народа.
1.К зиме казахи делали запасы мяса.
2. Из кобыльего молока готовили кумыс.
3. Из верблюжьего молока делали шубат.
4. Самой вкусной едой считалась конина.
5. На праздники женщины пекли баурсаки.
6. Еду на стол подавали в красивой посуде.
Набор № 12. Животноводство.
1.В Казахстане развито животноводство.
2.Животноводство- это разведение скота.
3.Верблюжье молоко очень питательное.
4.На юге нашей республики разводят овец.
5.Выведены новые породы коров и лошадей.
6.Птицеводство развивается повсеместно.
Набор № 13. Города Казахстана.
1.В республике много красивых городов.
2.Атбасар – мой родной и любимый городок.
3.Боровое – это яркая жемчужина Казахстана.
4.Город Караганда славится каменным углём.
5.В Актау и Атырау ведётся добыча нефти и газа.
6.Кокчетав – это областной центр нашего региона.
Набор № 14. Культура Казахстана.
1. Казахи – гостеприимный и радушный народ.
2. Народ воспевал в песнях подвиги батыров.
3.Казахстан – республика с высокой культурой.
4.У каждого народа есть свои традиции и обряды.
5. В нашей республике около пятидесяти театров.
6.Из песен можно узнать о жизни казахского народа.
Набор № 15. Государственные символы.
1.Флаг, герб, гимн – символы нашего государства.
2.Парящий орёл – символ свободы и независимости.
3.Казахстан – независимое и гордое государство.
4.На эмблеме Казахстана изображён снежный барс.
5.Жёлтый цвет – цвет тёплого солнца и спелого зерна.
6.Гимн исполняют на государственных праздниках.
Набор №16. Юрта – жильё кочевника.
1.Юрта удобное, лёгкое, тёплое жильё кочевника.
2. Стены юрты составляются из решёток – кереге.
3. Величина юрты зависит от количества кереге.
4. Верх юрты венчает деревянный сводчатый шанырак.
5. Собранную юрту перевозят на лошади или верблюде.
6. Уыки – это выгнутые прутья, составляющие купол юрты.
Набор №17. Национальная одежда
1. Чапан – верхняя одежда, сшитая из прочной ткани.
2. Чекмень – вязаная одежда из верблюжьей шерсти.
3. Камзол – женская национальная одежда из бархата.
4. Головной узор казахов вышивался красивым узором.
5. Ишик – верхняя зимняя одежда из лисьей, волчьей шкур.
6. Шапки девушек украшались перьями филина, серебром.
Набор №18. Великий Шёлковый путь.
1. Великий Шёлковый путь проходил по земле Казахстана.
2. По Великому Шёлковому пути перевозили китайский шёлк.
3. Китайцы получали большую прибыль от торговли шёлком.
4. Из него пряли очень красивую и прочную шёлковую ткань.
5. В древние времена его маршрут пролегал через Сырдарью.
6. На протяжении многих веков по степи шли торговые караваны.

Технология использования тренажёров
Название материала - Тренажёр «Работаем над техникой чтения».
Количество слайдов – 85
Предназначение – для отработки техники чтения.
Оборудование – мультимедиа проектор, интерактивная доска, компьютер, наушники.
Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, на компьютерах в компьютерном классе для индивидуальной работы.
Цель:
- отработка техники чтения;
- умение выделить главное в прочитанном;
- формировать устойчивый интерес к чтению.
Работа с тренажёром
Тренажёр предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на уроках и внеурочное время. Состоит из 4 уровней;
1. Текст до 20 слов;
2. Текст до 40 слов;
3. Текст до 60 слов;
4. Текст до 90 слов;
Каждый уровень представлен в четырёх вариантах. На втором слайде ребёнку даётся установка читать внимательно и приготовиться отвечать на вопросы. На третьем слайде сообщаются условия выполнения заданий, и предлагается выбрать уровень сложности. Каждому слайду с текстом предшествует слайд, дающий старт. После слайда с текстом автоматически включается следующий слайд с вопросом по прочитанному и тремя вариантами ответов, необходимо выбрать верный. В случае неверного ответа появляется слайд, сообщающий об ошибке, предлагается вернуться и прочитать ещё раз. Если ответ верный появляется слайд с одобряющим сигналом и предложением продолжить тренировку.
После завершения каждого уровня появляется слайд, на котором ребёнку предлагается выбор: выйти на новый уровень, закончить тренировку или отдохнуть.




Короткие рассказы для тренажёра по чтению
Весна.
Солнце пригрело. Побежали ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне. ( 39 слов)
Лето.
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Алия и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем. (35 слов)
Осень.
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Алмаз копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Марат фасоль. В саду много слив. Вера и Сания собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами. (46 слов)
Зима.
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Алишер и Женя играют в снежки. Дина и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.
Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки. (55 слов)
В лесу.
Арман и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой. (59 слов)
В зоопарке.
Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица. (36 слов)
Грибы.
Ребята пошли в лес за грибами. Ержан нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой. (38 слов)
Летние каникулы.
Наступило жаркое лето. Рома, Алина и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы. (34 слова)
Четыре бабочки.
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек. (66 слов)


Котенок.
У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти.
Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате:
- Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее.
Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый. Сгорбил спину и смотрит на собак.
Собаки хотели схватить котенка, но Вася подбежал, упал животом на котенка и закрыл его от собак. (129 слов)
Пушок и Машка.
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку. Машка будет спать на подушке. (35 слов)
Привал.
Боря, Паша и Нурлан пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошли к рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой. (47 слов)
Журавли.
Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнезда строят прямо на земле. Журавль кружит над гнездом, охраняет его.
В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в теплые страны. (32 слова)
Друзья.
У Сережи и Дастана живет собака Дружок. Дети любят заниматься с Дружком, учить его. Он уже умеет служить, лежать, приносить в зубах палку. Когда ребята зовут Дружка, он бежит к ним, звонко лая. Сережа, Дастан и Дружок - хорошие друзья. (40 слов)
Ёжик.
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь. (50 слов)
Чужое яичко.
Старушка поставила корзинку с яичками в укромное местечко и посадила на них курочку.
Сбегает курочка водички попить, да зернышек поклевать и опять на место, сидит, квохчет. Стали из яичек птенчики выклевываться. Выскочит цыпленок из скорлупки и давай бежать, червячков искать.
Попало к курочке чужое яичко – оказался там утенок. Подбежал он к речке и поплыл, как клочок бумаги, загребая воду широкими перепончатыми лапами. (60 слов)
Почтальон.
У Светы мама работает на почте почтальоном. Она разносит почту в почтовой сумке. Света днем учится в школе, а вечером вместе с мамой раскладывает вечернюю почту в почтовые ящики.
Люди получают письма, читают газеты и журналы. Профессия Светиной мамы очень нужна всем.(40 слов)

Зима.

К.В. Лукашевич
Она явилась закутанной, белой, холодной.
- Кто ты? – спросили дети.
- Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы.
- Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.
- Подождите, дети Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы? ( 95 слов)
Добрая девочка.

К.В. Лукашевич
Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.( 60 слов)










13PAGE 15


13PAGE 141715



Жизненное кредо
«Делай, что должен, и будь, что будет»

Образование – высшее
Категория – высшая
Стаж – 17 лет

Учитель

Ученик

Компьютер

Учебник

Использование презентаций

Использование тренажёров

Использованиеэлектронных учебников

Работа над проектами







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315