Классный час для 5-7 классов на тему толерантного отношения друг к другу Все различны, все равны



Классный час «Все различны, все равны. Рыжий, рыжий, конопатый»


Понятие «толерантность» стремительно вошло в образовательный процесс в последнее время. Толерантность ( от лат. Tolerantia- терпение) означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности . Современное значение толерантности охарактеризовал историк и филолог Лев Копелев: «Терпимость- главное условие сохранения жизни на земле, которую наполняют все более многочисленные и современные орудия массового убийства».
Подростковый возраст – самый благоприятный для творческого развития, им нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствия. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать. важной задачей классного руководителя является помочь учащимся.
Классный час «Все различны, все равны. Рыжий, рыжий, конопатый» рассчитан на учащихся среднего звена, раскрывает тему толерантного отношения к обладателям рыжих волос.
Хочется выразить надежду, что классный час оставит не только информационный след в памяти учащихся, но и будет весьма полезным, научит проявлять теплое, толерантное поведение по отношению к представителям разных национальностей, разного цвета волос

Цель классного часа:
- воспитание толерантного отношения друг к другу;
- воспитание уважительного отношения к рыжеволосым;
- формирование человеколюбия, доброты, умения радовать других и
радоваться самим;
- воспитание чуткости, отзывчивости к окружающим, неприятие равнодушия,
жестокости;
- развитие исследовательских, творческих способностей;
- работа над совершенствованием монологической речи;
- расширить кругозор учащихся;
- развивать умение высказывать, отстаивать свою точку зрения.
Оформление класса. Празднично украшенный класс, на стене в центре фотографии, снимки представителей рыжих волос удмуртов, русских и других национальностей, иллюстрация к детской песне «Рыжий, рыжий, конопатый»
Ход классного часа:
1. Сообщение темы и целей занятия
- Звучит детская песня Эдуарда Успенского «Рыжий, рыжий, конопатый»
Учитель: Всем известны строки из детской забавной песенки. Но забавной она кажется только тем, кто обладает шевелюрой другого цвета. Что только не говорят о рыжих. И дразнят, и восторгаются, но более всего о рыжести и рыжих мы слышим много отрицательных слов.
2. Какие слова-ассоциации возникают, когда вы слышите слово «рыжий»
РЫЖИЙ
Учащиеся озвучивают свои слова, аргументируют их. Сравнивают друг с другом.
3. В народе злые языки подшучивали над обладателями рыжих волос. В России царь Петр 1 издал указ, согласно этому
·документу, рыжим запрещалось занимать государственные должности и свидетельствовать на судах.
Высказывания в народе :
- Рыжий да красный – человек опасный;
- С Рыжим в лес не ходи;
- Рыжая бестия;
- А я что, рыжий, что ли;
- Рыжих во святых нет;
- С чёрным в лес не ходи, с рыжим дружбы не води.

4. Обсуждение вопросов в парах или индивидуальная работа по предложенным вопросам. Остальные соглашаются или нет с заявленным мнением. Дополняют, задают вопросы.
Вопросы:
1 группа. Как чувствует себя рыжеволосый, которого постоянно дразнят?
2 группа. Как чувствуете вы себя, когда слышите, что вашего рыжеволосого друга дразнят?
3 группа. Вы когда-нибудь дразнили, оскорбляли рыжеволосых?
5. Обращение ко всем, на тему : «Как надо относиться к рыжеволосым?». ( каждый по кругу обращается к рыжеволосым, желательно не повторятся)

Учитель: Распределяются рыжие по миру весьма неравномерно. Самым урожайным местом в России считают Удмуртскую Республику, среди удмуртов 70% рыжих, 5% рыжеволосых в Скандинавии, 11% от общей численности населения в Ирландии и Шотландии.
(учащиеся проводят исследование по населенному пункту, по школе : сколько рыжеволосых, из них сколько мужчин и женщин, детей, семей)
Результаты:
7 сентября в городе Ижевске проходит День рыжих;
6 сентября- День рыжих в Челябинске;
29 сентября- День рыжих в Голландии, около 3 тысяч рыжеволосых девушек, считается национальным цветом.
16 ноября 2009 года в школе впервые прошел День рыжих;
3 рыжих школьника учатся в СОШ;
2 рыжих учителя работают в СОШ;
В деревне 6 рыжих семей (в них проживают 22 рыжих).

6. Беседа с обладательницей рыжих волос.
Учитель: У нас в гостях обладательница рыжих волос (пригласить представителей)
Примерные вопросы:
- Как Вы относитесь к рыжеволосым?
- Вам нравится ваш цвет волос?
- Расскажите случай из вашей жизни, связанный с вашим цветом волос?
- Обратитесь ко всем рыжеволосым.
- Как Вы ухаживаете за волосами?
Учитель: Разве человек виноват, что родился рыжим, конопатым? Разве цвет волос как-то должен влиять негативно на жизнь человека? В нашем мире все различны, но все равны
7. Учащимся предлагается представить собственные строчки и подарить рыжеволосым. Класс определяет лучшее из представленных стихотворений, победители награждаются.
Предлагаемые строчки:
1) Рыжий(ая,ее, ое)..
Рыжий(ая,ее, ое)..
Рыжий(ая,ее, ое)..
Рыжий(ая,ее, ое)..

2) Р
Ы
Ж
И
Й

Использованная литература
Декларация принципов толерантности. Серия « Международные правовые акты».- Ижевск, 2002
Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания.- М.: ВАКО, 2006
Журнал «Классный руководитель» № 4, 2001, № 5, 2005