Урок истории на тему: Монастыри — стражи духовности и земли Русской ( 6 класс)

это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Монастыри разделяются по своему подчинению на ставропигиальные и епархиальные. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев.

Брянская и Севская епархия (сайта нет)     1. Площанская Богородично-Казанская муж. пустынь (Свято-Казанский Площанский мон.). 242301, Брянская обл., Брасовский р-н, пос. Пчела. Тел. 9-51-76. Наст. – архимандрит Сергий (Булатников).     2. Николо-Одринская жен. пустынь. 242500, Брянская обл., Карачевский р-н, с. Одрино. Наст. – игумения Мариам (Шагарова).     3. Никольский муж. мон. Г. Брянск. Наст. – иеромонах Глеб (Шматов).     4. Петропавловский жен. мон. Г. Брянск. Наст. – инокиня Сергия (Ежикова).     5. Свенский Свято-Успенский муж. мон. 242020, Брянская обл., Брянский р-н, пос. Супонево; для писем – 241000, г. Брянск, Почтамт, а/я 91. Тел. 92-17-97, 41-56-89. Наст. – архимандрит Никодим (Анискин).     6. Севский Свято-Троицкий муж. мон. Брянская обл., г. Севск. Наст. – игумен Варсонофий (Кириллов).

Инна Радужная
Христос Воскресе!
Христос Воскресе - радость–то какая! Свет чистый льётся вновь из поднебесья, Спасённый люд в молитве повторяет Один ответ: Воистину Воскресе!
В сияньи дня божественное диво – Христос Воскресе! - и душа как птица! И вольно ей, свободно и счастливо Вновь Господу воскресшему молиться.
И полон мир наш БОЖЬЕЙ благодати, Ведь к нам пришло, пришло, пришло спасенье! Молитесь, сёстры и молитесь, братья За БОЖЬЕ, за ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ!

Путь к Вознесению.
Ты шёл сквозь шумную толпу, Ты шёл сквозь смех и слёзы, Прилипли волосы ко лбу, Огромные занозы Впивались в тело. Раны жгли, Горели – пот солёный Их разъедал и как угли Пекли глаза. И стоны В твоей растерзанной груди Безумно рвали душу, Тебя ждала, там, впереди Голгофа. Суше, суше Уж становилося во рту, Уже дрожали ноги Ты шёл сквозь шумную толпу По каменной дороге Ты шёл сквозь тьму сердец глухих, Сквозь маскарад безликих, Ты шёл сквозь полчище слепых, Сквозь злобные их крики. Сочилась кровь из-под венца И с пылью запекалась, Ты шёл до самого конца, Устало спотыкаясь, Ты нёс свою судьбу – свой крест, Как лествицу на небо, На небо – в колыбель чудес, Прощая тех, кто предал. Ты шёл сквозь чёрствость и беду, Насмешки и побои, Ты шёл в горячечном бреду, Превозмогая боли, Ты шёл на смерть, чтоб жизнь опять Воскресла, воссияла, И Ты над нею мог сиять Как солнце! Чтоб звучала Молитва в храме день-деньской, И прославляя Бога, Мы шли с Тобой, а не с толпой По каменной дороге
Катков Михаил
Монастыри, церква кресты скрестив,


Монастыри, церква кресты скрестив, Звонят по всей Руси необозримой... И веет древней мудростью от ив, Когда проходишь по тропинке мимо. Они склонились низко над рекой, О сокровенном повествуют тихо. Смотрю на них и чувствую душой, Когда я с ними мне не страшно лихо. На листьях ив роса в ночи спелей, Как будто звезды, сотканные небом. Я рядом с ними становлюсь добрей, Как будто бы я впрок запасся хлебом. Я помню ивы над лесным ручьем, Я помню ивы над святым колодцем. Мне в лютый холод было нипочем, Как будто жил я и дышал под солнцем. А был я там, где верховодит тьма (И вряд ли я когда забуду это), Там, где двенадцать месяцев зима, Все остальное - ласковое лето... И веет древней мудростью от ив, Грачиный рай кружит в небесной сини. И Божья Матерь, голову склонив, Печется о страдалице России.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Возьми крест свой» Конспект урока По основам Православной культуры для 7-го класса
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Цели урока:
1. Раскрыть смысл Креста как символа православной веры.
2. Познакомить с христианским пониманием выражения «нести крест».
3. Воспитывать благоговейное отношение к Кресту как знаку исповедания веры в Христа Спасителя.
I. Вступительное слово учителя к теме.
Ребята, крест в качестве обозначения чего-либо известен людям давно, задолго до Рождества Христова. Древние люди использовали крест как символ космоса, одно время он заменял значения цифр, символизировал такие понятия, как земля - небо, пространство - время. Но только после пришествия на землю Спасителя, после Его крестной смерти крест возымел совершенно иное значение. Он стал символом христианства.
Крест – орудие казни, связанное с тяжкими страданиями Спасителя, но в то же время это цена и знамение нашей свободы, за которую оплачено муками, позором, кровью, смертью. Вот какова цена свободы человека от греха и вечной смерти.
II. Прослушивание баллады иеромонаха Романа «Ликует Рим».
III. Беседа на выявление восприятия.
- О чем вы узнали из песни?
- О силе креста.
- Какой силой он обладает?
- Оружие против зла.
- Что выражено в кресте для православных христиан?
- Преданность Господу, потому что Он был распят за грехи людей. Глядя на крест сердечными очами, мы видим на нем Сына Божия и понимаем, какой ценой прощены наши грехи.
- Почему же крещеные, верующие носят крест на груди?
- Он освящает сердце и открывает его Господу.
- Давайте вспомним, что такое крестное знамение?
- Осенение себя крестом правой рукой с призыванием имени Божьего.
- Как правильно совершать крестное знамение?
- Не торопясь, мысленно произнося: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
- А что оно означает?
- Троица, две природы Сына Божия, освящает ум, внутренние чувства и телесные силы.
- Когда, помимо храма и домашней молитвы, верующие осеняют себя крестом?
- Чтобы уходили болезни, для борьбы с демоническими силами. Осеняя себя крестом, православные люди призывают благодать Божию. Например, мать успокаивает свое дитя и благословляет его.
IV. Чудеса с крестами. Показ фотографий и краткий комментарий учителя к ним.
1. Во время освящения храма Христа Спасителя в Москве тысячи людей стали свидетелями чуда: облака, собравшиеся крестом, осеняли с неба купол восстановленного храма. Возрождение храма, претерпевшего страдания за веру, как и вся Православная Церковь, было ознаменовано чудом небесным.
2. Много-много лет назад крестьяне Ярославской губернии стали свидетелями явления с неба необычайно яркого света, уходившего в болото. Смельчаки решили посмотреть, откуда взялся светящийся столб. Подойдя ближе, они увидели крест с распятием. И было им указано построить на этом месте храм. Но место было не очень удобное, поэтому решено было воздвигнуть храм на сухом и высоком холме близ села. Начатые первые венцы сгорели в ту же ночь. Пришлось исполнить волю Божию. Десятки лет приходили в этот храм люди к распятию с поклонами и молитвами, и Животворящий Крест помогал им. При наступивших гонениях безбожники пытались уничтожить его: распилить, сжечь и т.д. Но сделать этого им не удалось. Ученые не могли определить, из какого материала сотворен этот крест. С виду – дерево, а по прочности – никакому металлу не уступит. И сейчас этот крест находится в селе Годеново Ярославской области, являя собой крепость веры Христовой тех, кто идет поклониться ему с надеждой на помощь Господа.
3.На Соловецком архипелаге есть живописный остров Анзер, известный своими великими подвижниками. По откровению Божией Матери гора на этом острове была названа Голгофой, а храм на ней – Распятия Господня. Иноки не могли предположить, что через два столетия эта гора действительно станет Голгофой для тысяч новомучеников: русских священников, монахов, иерархов нашей Церкви. Храм Распятия был превращен в тюремный «госпиталь», где от голода и жестокости мучителей погибали лучшие сыны России. И вот какое чудо явил Господь: Он Сам поставил крест над безымянными могилами. Это береза в форме креста. Посмотрите, вверх уходит высокий прямой ствол, а две крепкие ветки раскинуты в стороны. Этот нерукотворный крест воздвигся по Промыслу Божию, и мы можем видеть, как Господь любит тех, кто предан Ему, кто не отрекся от Него, кто с Ним нес крест свой.
V. Беседа по теме «Неси крест свой».
- Как вы понимаете выражение «нести крест свой»?
- Это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби. Это значит не роптать, а смиренно и терпеливо исполнять волю Божию.
- А легко ли нести свой крест?
- Нет. Надо готовить себя к труду, испытаниям болезнями, скорбями.
- Как нужно относиться к труду другого человека, который тоже несет свою ношу, – учителей, родителей?
- Бережно, помогать им, молиться за них.
VI. Иллюстрация «Неси крест свой». Демонстрация.
Господь и Ангел-хранитель всегда рядом с теми, кто несет свой крест. Разные труды и испытания посылает Господь, но главное – победить грехи и войти в Царствие Небесное. Врата в него узкие, и крест тяжел. Но как велика награда тому, кто, выдержав все испытания, не оставив своего креста, войдет в Небесный Иерусалим.
VII. Чтение учеником стихотворения М. Арбекова "Крест Христов": Среди житейских треволнений, Средь грозных бурь, среди невзгод, Средь многочисленных сомнений Есть светоч нам, есть нам оплот. Красой он чудною сияет, Где жизни цель, конец пути, – То крест Христов; он озаряет, Чтоб не во мраке нам идти, Искать в нем сил и веры чистой, И утешенья себе ждать, И путь житейский, путь тернистый Чтоб нам без ропота свершать. К той цели нужно нам стремиться, Терпенья, сил себе просить, Чтоб и с усердием молиться, И труд в пути переносить, Чтоб о кресте воспоминанье Тропой нас трудною вело И чтоб ни горе, ни страданье Надежды в нас не отняло: И с христианскою любовью Могли б мы ближним помогать, За них, пожертвовавши кровью, Могли отраду в том искать.
VIII. Рассказ учителя о новомучениках, сопровождаемый показом икон и портретов.
- А знаете ли вы, ребята, что самый высокий и тяжелый крест – это страдание за веру и Отечество? Принять такой крест Господь удостаивает немногих. Кого из таких людей вы знаете?
1. К новомученикам, за веру и Отечество пострадавшим, относятся святой царь-страстотерпец Николай II и члены его семьи. У них была возможность покинуть Россию и спасти свои жизни, но они решили остаться вместе со своей Родиной и народом, испить всю чашу страданий, им предназначенных. Царская семья безропотно переносила издевательства и благословляла своих мучителей.
2. В наше непростое время совсем еще юные, недавно крестившиеся православные воины тоже оказались мучениками за Христа, так как отказались снять свой нательный крестик и принять магометанство. Три месяца издевались враги над Женей Родионовым, заставляя отречься от своей Веры, но никакие пытки, никакие мучения не могли заставить воина Евгения отказаться от Бога. Он выбрал крест как символ непредательства, верности Господу. Его крестик так и остался на нем, и по нему узнала его мать.
При крещении каждому православному человеку надевают нательный крестик (неси крест свой), после ухода в мир иной водружают поминальный крест, который напоминает о том, что под ним лежит православный христианин.
3. Вспомните о священномученике Константине Богородском, который кровью своей запечатлел верность Богу. Враги Веры Христовой живьем закопали раненного священника, а он просил за них у Господа прощенья, «ибо не ведают, что творят». В течение нескольких десятилетий силы зла сравнивали его могилу с землей и уничтожали крест на ней, но находились люди, которые снова и снова восстанавливали могилу о. Константина и возжигали на ней неугасимую лампаду.
IX. Просмотр фрагмента из видеофильма об освящении креста, установке креста на купол храма и т.п.
X. Беседа по картине М. Нестерова «Русь на кресте».
- Ребята, не только каждый из нас несет свой крест, но и все мы вместе, весь наш народ. Есть народы и страны, жизнь которых проходит в довольстве и благополучии. Россия – это страна особенная, потому что взяла она крест свой тысячу лет назад. Много горя и страданий выпало на долю нашей Родины, но во время тяжких испытаний весь народ падал на колени пред Богом, каялся, постился, молился. И Господь миловал Россию. Помилует Он ее и сейчас, если сегодня наш народ снова обратится к Нему и поймет, что без Бога будущего у России нет. Посмотрите на эту картину. Такая неброская, скорее бедная красками природа средней полосы. Тихая речка, застывшая в своем течении, как Русь в годы безбожного лихолетья. На фоне знакомой каждому русскому человеку природы воздвигнуто Распятие Спасителя. Страна мучится на Кресте, как Сын Божий. И именно в этот страшный миг Господь ждет от нас покаяния. Идут русские люди к Кресту Господню, плачут, скорбят и просят у Него прощенья: и крестьянин в лаптях, и священник, и обезумевший отец с погибшим дитятею, и женщина-мать, и писатель Н.В. Гоголь – все, кто любит Россию и русский народ. Именно к народу русскому обращается из глубины XIX века поэт А. Майков: Не говори, что нет спасенья, Что ты в печалях изнемог: Чем ночь темней, тем ярче звезды, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.
XI. Обобщение и заключение урока.
- Итак, что же это за слово – «крест»?
- Это – оружие, это – преданность Богу, это – любовь к Нему.
- Я хочу, ребята, чтобы каждый из вас понял, что крест – это не только защита, но и надежда на то, что вы понесете свой жизненный крест терпеливо, смиренно и мужественно.
Ученик читает стихотворение К. Романова: Когда креста нести нет мочи, Когда тоски не побороть, Мы к небесам возводим очи, Творя молитву дни и ночи, Чтобы помиловал Господь. Но если вслед за огорченьем Нам улыбнется счастье вновь, Благодарим ли с умиленьем, От всей души, всем помышленьем, Мы Божью милость и любовь?




Отношение святых отцов к животным.
Учитель: Евлентьева Н.В.
1. Орг. момент. Приветствие. 2. Сообщение темы урока. 3. Целеполагание. Кого называют святыми? Можно ли утверждать, что мы знаем всех святых людей? А как можем узнать? Что для этого надо делать? 4. Повторение. Кроссворд. 1) Книга о жизни святых. (Житие) 2) Разговор человека с Богом. (Молитва) 3) Человек, посвятивший свою жизнь Богу. (Монах) 4) Внутренний, обличающий голос человека. (совесть) 5) Где живут монахи? (монастырь) 6) Комната монаха. (келья) 7) Воздержание верующего человека от животной пищи. (пост) 8) Изображение святых. (Икона). 9) Качество человеческой души. (Любовь).
5. Работа с текстом «Лисёнок». Хрестоматия. Вопросы на осмысление прочитанного на прошлом уроке. Ответы словами текста.
5.Сценка: Шёл мальчик по дороге и мимоходом прутиком сбивал цветы, траву. Он чувствовал силу, ему было радостно. Впереди показалась старая кошка, которая с трудом ковыляла по тропинке. Мальчик свернул на тропинку, догнал животное и прутиком изо всей силы ударил  её. Кошка жалобно замяукала, а мальчик засмеялся. Ему было очень весело. Вдруг на своем плече он почувствовал чью-то руку. «Весело?» - спросил его чей-то грустный голос. Перед мальчиком стоял учитель. «Животное, тем более такое беззащитное, обидеть легко», - продолжил он, - Ты не боишься, что тебя будет мучить совесть?» «Нет. Подумаешь, кошка, что она может мне сделать? Вот если бы она была сильная, большая, то я бы её не тронул». «Ты рассуждаешь, как трусливый человек». Мальчик обиделся: «Почему Вы назвали меня трусливым?» «Много ума и смелости не надо, чтобы обидеть беззащитное животное. А вот смог бы ты сделать так, чтобы тебя любили животные?» «Конечно,  я могу заставить их любить меня и бояться». «Некоторых животных ты сможешь заставить бояться, а вот полюбить - никогда». «Но ведь в цирке тигры, львы делают то, что им приказывают дрессировщики. А дрессировщики всегда выходят с кнутом. Значит, они приручают их силой?» «У дрессировщика и животных складываются сложные отношения. Бывали случаи, когда животные выходили из подчинения и нападали на людей, которые их приручали». Они молча прошагали несколько метров. «Вот, - радостно проговорил мальчик, - Вы подтвердили, что животное никогда не может полюбить человека, оно может только его бояться». «Ты неправ, - возразил учитель, - Можно привести множество примеров проявления любви и преданности животных к человеку. Если у тебя появится желание, прочитай об отношении святых к животным». 
6.Работа с выставкой книг: «Жития святых»
 Доклад. Выступление учащегося.( Жития святых. Сказание о святом Герасиме. Много лет тому назад (в   пятом веке) жил монах по имени Герасим, который известен всему миру как Герасим Иорданский. Всю свою жизнь монах провел в молитве, посте и трудах. Он жалел животных, был милосердный к людям, но больше всего на свете он любил Бога. Святой поселился в далекой Палестинской земле, в пустыне за рекой Иордан.  Тихо было в пустыне, безлюдно. Изредка только пройдет караван верблюдов да пробежит за добычей лев или шакал. Герасим построил себе маленькую келью, днем трудился, а ночью молился. Постепенно на этом месте возник монастырь. За водой к реке Иордан было тяжело ходить, и монах купил осла, на котором возили в бочонках воду. Шел однажды Герасим по Иорданской пустыне и увидел: лежит перед ним огромный лев, который грустно смотрел на святого старца. С трудом царь зверей поднял переднюю лапу и протянул её  к монаху. Герасим увидел, что в лапу вонзился огромный шип и рана загноилась. Он очистил рану, вынул шип и обвязал её куском полотна. Лев кротко смотрел на него и лизал ему руки. С тех пор лев ходил за Герасимом Иорданским  как верный ученик, и все вокруг дивились благодарности зверя. Старец поручил льву охранять осла, сопровождать его на реку Иордан. Но однажды лев, разморенный жарой, уснул,  погонщики каравана, проходящего мимо, увели осла с собой. Понурый вернулся лев в обитель. Старец решил, что лев съел осла и поручил льву работу, которую выполнял ослик. С этих пор лев покорно стал носить воду из реки Иордан. Но через некоторое время караван возвращался домой. Лев, увидев осла, кинулся, схватил его за поводок и привел в монастырь. После смерти Герасима лев громко ревел, словно плакал. Затем лег на гробницу и сдох. Дивились монахи преданности верного льва.
 Православная икона: св. Герасим Иорданский.(
 Жития Святых. Преподобный Сергий Радонежский (фрагмент)( Поселился преподобный Сергий один среди дремучего леса. Осенью шли дожди, шумели деревья, в трубе выл ветер. Зимой избуш¬ку заносило снегом под самую крышу. Кругом бродили дикие звери. Порою жутко станови¬лось отшельнику, но он молился день и ночь и мо¬литвою гнал от себя страх. Однажды вышел преподобный Сергий на двор и ви¬дит лежит возле крыльца большой медведь. Не испугался страшного зверя преподобный, вернулся в келью, вынес краюшку хлеба и на¬кормил медведя. Зверь поел и скрылся в лесу. Но через несколько дней медведь снова по¬явился, и Сергий снова накормил его. Стал зверь часто навещать преподобного и сделался совсем ручным. Его можно было гладить, и он лежал у ног Сергия, как собака.
 Православная икона: преподобный Сергий Радонежский; миниатюры из лицевого( жития пр. Сергия Радонежского (XVI в.).
 Жития Святых. Преподобный Серафим Саровский (фрагмент)( Серафим пришел в Саровскую пустынь, окруженную со всех сторон дремучим лесом. В лесной чаще он построил  маленькую избушку.   Здесь он провел много лет в молитве. В ночное время к келье приходили звери: медведи, волки, зайцы, лисицы. Святой выходил из кельи и кормил зверей. Однажды одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит вблизи своей кельи и подле него стоит  огромный медведь. Она обмерла от страха и закричала: «Батюшка! Смерть моя» и упала.  Старец Серафим услышал её голос, ударил легонько медведя и махнул  ему рукой. Тогда медведь пошёл в ту сторону, куда указал ему монах. Серафим Саровский подошёл к ней  и сказал: «Не пугайся!» Когда они присели на колоду, медведь опять вышел из чащи леса, подошёл и лег у ног святого. Старец начал кормить его из рук. При этом лицо его было светло и радостно. Вот что делает любовь!
 Православные иконы: преподобный Серафим Саровский.(
Выводы:
 Что общего в отношении святых к животным?(  В чем проявилась сила( святых? Ключ к рассуждению: Нет большей силы в мире, чем любовь!
7.Чтение рассказа «Помощь Серафима».
        В чем может проявиться ваша любовь к домашним животным? 8.Разбор стихотворения. Письмо в тетради.
Синица. Все тропинки замело, Снег блестит, искрится, Стукнула в моё окно Клювиком синица. За окно повешу ей Я кусочек сала, Чтоб теплей и веселей Бедной птахе стало.
9.Сообщение «Чудеса творения Божия» Итоговые вопросы.



Заголовок 315