Рабочая программ по истории культуре Ленинградской земли ( региональный компонент)

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Каменногорская средняя общеобразовательная школа "Выборгского района Ленинградской области



















Сидоровой Валентины Дмитриевны
учителя истории и обществознания



класс 8-9
предмет - История и культура Ленинградской земли.









2015/2016 уч. год.











Пояснительная записка.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.
Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры, отсутствуют нравственные ценности. Непонимание значимости культурно-исторических памятников, незначительный интерес к истории (семьи, города, страны), схематичное представление о прошлом влечёт за собой противоречия между поколениями, равнодушие, жестокость.
В условиях политических и социально-экономических преобразований нашего общества, происходят изменения и в сфере духовной жизни человека, что требует переосмысление ценностей.
В настоящее время идёт активный поиск по конкретизации, уточнению понятия «патриотическое воспитание». Поскольку здесь подразумевается решение главной стратегической задачи - формирование подлинно человеческого отношения учащихся к окружающему миру, среде обитания, к обществу, социальным группам, к конкретным людям. Патриотическое воспитание - средство достижения цели, решение поставлены задач. Иными словами, это практическое осуществление, т.е. организация, принципы, а также методы работы.
Появление регионального компонента и программы школы по «Истории и культуре Ленинградской земли» свидетельствует о стремлении дать учащимся возможность осмыслить полученные знания в широком культурологическом аспекте.
Специфика предмета «История и культура Ленинградской земли» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает возможность учащимся ознакомиться с историей своего родного края с древнейших времён и до наших дней, с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «История и культура Ленинградской земли» в основной школе формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у учащихся гордости за наше славное прошлое; формирование активной гражданской позиции, социализация учащихся образовательных учреждений Российской Федерации, стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем российского общества.
Значение курса «История и культура Ленинградской земли» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их исторической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умения использовать разные методы познания, способность оценивать свое место и место своей малой родины в мире. Это позволит учащимся освоить основы адекватного историкокультуросообразного поведения в природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами основной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей почти всех дисциплин основной школы. Предмет «История и культура Ленинградской земли» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся к любви к России, народу, малой Родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религии.
Международная основа мира на земле.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и к окружающим людям.
Задачи:
1. Воспитательные:
способствовать развитию патриотических и интернациональных чувств;
воспитывать любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты;
способствовать становлению грамотного мировоззрения и прививать гордость за родную землю:
формировать уважительное отношение к памятникам прошлого;
развивать самостоятельность, организованность и дисциплину.

2. Познавательные:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках истории;
освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
развитие коммуникативных навыков;
приобретение навыков групповой работы.
прививать чувство любви к декоративному народному искусству, изобразительной деятельности, музыке, литературе, народному творчеству, традициям и обычаям.

Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (общеобразовательному) плану (региональный компонент) образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «История и культура Ленинградской земли» в основной школе выделяется 68 ч, из них в 34ч в 8 классе и 34 часа – в 9 классе.

Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «История и культура Ленинградской земли» являются:
осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими.
Межпредметными результатами изучения курса «История и культура Ленинградской земли» являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание истории своей малой родины через призму истории страны;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия с взрослыми сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).
Предметными результатами изучения предмета «История и культура Ленинградской земли» являются:
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на историю своей страны в единстве с другими социальными и естественными науками;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума.
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
 
Основными результатами реализации программы станут:
овладение навыками социальной активности
организация интересного, разнообразного, активного и познавательного досуга в рамках гражданско-патриотической деятельности
формирование нравственно-патриотических качеств личности
формирование навыков социальной адаптации и приобретение нового социального опыта в гражданско-общественной деятельности
формирование коммуникативных навыков, навыков конструктивного, толерантного общения

Механизм отслеживания результатов:
тестирование
диагностика
создание социальных проектов

2. Содержание программы.
1.Введение. (часа)
История становления Ленинградской области. Ландшафт и геологические особенности. Полезные ископаемые области. Почвы. Климат. Растительный и животный мир. История заселения и формирования этнического состава заселения области.
2. Раздел 1. Наша земля с древнейших времён до XIX века.
1.1 Древнее население области.
Племена, заселявшие область с древних времён. Топонимика названий озёр, рек, населённых пунктов.
1.2 Древняя Ладога.
Географическая характеристика. Столица Древней Руси. Языческие верования народов области.
1.3 Северо-запад Руси в X – XII веках.
Роль Ладоги в социально-экономическом развитии региона. Борьба за торговые пути. Киевские князья в истории развитии Ладоги и всего северо-запада Руси.
1.4. В составе Новгородской республики XII – XV вв.
Присоединение к Новгородской республике. Борьба с немецкой и шведской агрессией в XII - первой половине XIII в. Борьба за независимость в 1240- 1242 гг. Борьба с иностранной агрессией. Конец XIII - первая половина XV. Освоение Выборга. Социально-экономическое развитие региона XII-XV вв. Христианизация края. Историко-культурное наследие.
1.5. Северо-западные земли в составе Российского государства.
Северо-запад во внутренней политике Москвы в XV – XVI вв. На страже северо-западных рубежей России. Ливонская война. Экономическое развитие региона. Монастырское строительство.
1.6 Северо-запад России в XVII веке.
Наш край в эпоху Смутного времени. Столбовской мир. Ингерманландия. Северо-восток Новгородской земли в XVII веке. Борьба России за возвращение Ижорской земли во второй половине XVII века.
1.7. Северная война 1700- 1721 гг. Санкт-Петербургская губерния в XVIII веке.
Освобождение Ижорской земли. Рубежи Северной войны 1700 – 1721 гг. Административно-территориальное устройство. Заселение губернии. Социально-экономическое развитие региона. Древние города Северо-запада в XVIII веке. Культура.
Раздел 2. Петербургская губерния в XIX веке.
2.1. Общая характеристика губернии. Города губернии. Система управления.
2.2 Губерния в первой половине XIX века.
Политика Александра 1. Помещики и крестьяне. Мануфактуры, торговля и помыслы. Война 1808-1809 гг. со Швецией и её итоги для столичной губернии. Губерния в Отечественной войне 1812 года. Заграничный поход ополчения. Губернские страницы истории декабристов. На пути к реформам. Крымская война.
2.3. Губерния во второй половине XIX века.
Отмена крепостного права. Крестьяне и реформа. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Промышленность, транспорт и связь. Губернское земство.
2.4. Культура Петербургской губернии в XIX веке.
Образование и медицина. Наш край – «сад отечественной культуры».
Раздел 3. Наш край в 1900 – 1940 гг.
3.1. Социально-экономическое развитие губернии в конце XIX - начале XX века.
Общая характеристика губернии. Органы управления в губернии в начале 1900 годов.
3.2. Общественно-политическая борьба в губернии в годы первой русской революции.
Общественные движения и организации на территории губернии. Первая русская революция и её итоги.
3.3 Аграрная реформа в губернии.
От политики Витте С.Ю. к реформе Столыпина П.А..
3.4. Петроградская губерния в пожаре гражданского противостояния.
Начало первой мировой войны. 1917 год. От Февраля к Октябрю. На пути к гражданской войне. Наш край в годы гражданской войны (1918-1920 гг.).
3.5. Петроградская губерния на путях хозяйственного возрождения (1921-1927 гг.).
Преодоление политических и экономических трудностей. Осуществление новой экономической политики.
Общественно-политическая и культурная жизнь губернии в 20-е годы.
3.6 Противоречия и трудности в развитии Ленинградской области в условиях сталинского
режима (1927- июнь 1941 гг.)
Образование Ленинградской области. Административно-территориальное устройство и органы власти в конце 20 -х-30-е гг. Курс на индустриализацию страны и его осуществление в области. Перелом в жизни крестьянства. Противоречия социально-культурного развития.
Раздел 4. Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
4.1. Гитлеровские планы по захвату Ленинграда. Директива № 21.
4.2. Организация отпора фашистским захватчикам на Ленинградской земле.
Первые дни войны. Кольцо блокады. Освобождение города и области от захватчиков.
4.3. Трудящиеся прифронтовых районов области фронту.
Трудовые подвиги простого народа.
4.4 Оккупационный режим.
В оккупации. Лагеря на территории Карельского перешейка.
4.5. Всенародная борьба в тылу врага.
Формирование партизанских отрядов. Партизанское движение на территории Ленинградской области. «Рельсовая война».
4.6. В освобождённых районах.
После войны: хозяйство, промышленность, люди.
Раздел 5. Послевоенное и современное развитие Ленинградской области.
5.1. Возрождение Ленинградской земли (1946-1960гг.)
Восстановительные работы в области. Переименование населённых пунктов области. Политика Н.С. Хрущёва и её отражение в жизни Ленинградской области. Комсомольские отряды и движения.
5.2. Ленинградская область в 60-800е годы.
Бурное индустриальное развитие в 1960-е годы. Территориально-отраслевая пограмма «Интенсификация -90» Создание промышленных комплексов в 70-80-е годы. «Зелёный пояс Славы». Социальная и культурная политика в эти годы.
5.3 Трудные 90-е годы.
После распада СССР. Реформирование власти. Введение губернаторства в области и её первые губернаторы. Экономическое развитие области в условиях рыночной экономики. Социальная политика в области. Культурное развитие Ленинградской области в 90-е годы. Развитие образования и науки на территории области.
5.4. Вступая в XXI век.
Характеристика области в начале новой эпохи. Политика В.В. Путина и её отражение в жизни области. Политика Д.А. Медведева. Перспективы развития нашей области в будущем.

























Heading 1Default Paragraph Font Table Normal
No List Table Grid