Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с переходом через разряд

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Пятигорска Ставропольского края»








Конспект открытого урока в 3 классе
«Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с переходом через разряд»



Автор: Зацарина Александра Александровна,
учитель начальных классов.









2014 г.
Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с переходом через разряд.

Цель:
формирование способности к сложению и вычитанию трёхзначных чисел с переходом через разряд;
формирование навыков письменных устных вычитаний;
развитие мыслительных процессов;
повышение интереса к изучению математики;
воспитывать умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник 3 класса, II часть.


















Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

I. Самоопределение к деятельности.
Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».




II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности
каждого учащегося.




































III. Выявление места и причины затруднения.
Цель: Обсуждение затруднений.



IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Цель: Обсуждение проекта выхода из затруднений.

V. Реализация построенного проекта.




























VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (фронтальная работа, работа в парах).


VII. Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону.
Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.















VIII. Включение в систему знаний и повторение (предложить из набора заданий выбрать те, которые содержат новый алгоритм или новые понятия).

IX. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
Цель: Осознание учащимися учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.





- Я желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе удачи».
- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

- Предлагаю вам прочитать девиз нашего урока. (Слайд. 2).








1). Задача. (Слайд 3)
В трёх мешках 90 подарков. В 1 мешке – 34 подарка, во втором на 4 подарка меньше. Сколько подарков в 3 мешке?





2). - Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте получившееся слово.
171 324 603 612 800
К Л Ш О А
(4 слайд)
- Посчитайте сумму цифр каждого числа.
- Что интересного вы заметили?
- Какое число лишнее? Почему?

- Назовите числа в виде суммы разрядных слагаемых.


- Сколько разрядов в каждом числе?
- Сколько слагаемых в каждом сумме?
- Почему не везде одинаковое количество слагаемых?

- Какие числа мы называем трёхзначными?

- Мы с вами повторили нумерацию многозначных чисел.

3) –Поставьте вопросы к этим данным (Слайд 7,8):
Девочек – 534.
Мальчиков – 219.
- Найдите ответы.
534 + 219 =
534 – 219 =


- Почему возникли затруднения?

- Умеем ли мы делать эти вычисления.




- Предложите тему урока.







- Сегодня на уроке мы научимся складывать и вычитать трехзначные числа с переходом через разряд.
Внимание на доску:
534 534
219 219
(Слайд 6)
- Что не так?


- Каким правилом мы должны пользоваться при записи и решении этих примеров?

- Открыли тетради.
Записали:
534
219
- Кто сумеет объяснить решение этого примера, пользуясь алгоритмом? (Слайд 9).


Пользуясь алгоритмом, выполним вычитание (Слайд 10):
534
219




с. 58 № 4 (а) (Слайд 11).
- Выберите только те примеры, которые относятся к теме нашего урока «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с переходом через разряд».

Взаимопроверка.





1). Выберите примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд и решите их (Слайд 12).:

I в. II в.
1) 482 + 507 1) 129 + 316
2) 423 – 106 2) 235 + 764
3) 253 + 317 3) 256 – 237

2). Работа в парах.
- Придумайте друг для друга примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд и решите их
(2 примера на сложение, 2 примера на вычитание) .
- Проверим результаты.
- Поднимите руки, кто справился с заданием.
- Те ребята, которые работали в парах, после проверки получат отметки.
- Выбрать и решить только те примеры, которые относятся к теме нашего урока.

462 + 45 284 + 135
328 – 125 374 + 242
403 – 371 363 + 37



(Слайд 14)
- Какую задачу ставили в начале урока?

- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые
знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?







- Вера в успех, внимание, трудолюбие, усердие, старание, знания.
- «Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает
В жизни что-то достигает».



90 п.


I м. II м. III

34 п. ?, на 4 п.< ? п.

1). 34 – 4 = 30 (п.) – во II мешке;
2). 34 + 30 = 64 (п.) – в I и II мешке вместе;
3). 90 - 64 = 26 (п.) – в III мешке.
Ответ: 26 подарков в 3 мешке.




171 324 603 612 800
Ш К О Л А
(5 слайд)
1+7+1=9 6+0+3=9 8+0+0=8
3+2+4=9 6+1+2=9
- Сумма равна 9
- 800
- Сумма равна 8
171 = 100+70+1
324 = 300+20+4
603 = 600+3
612 = 600+10+2
- 3 (сотни, десятки, единицы)
- 3,2,1

- 603 – отсутствуют десятки,
800 – отсутствуют десятки и единицы.
Трехзначными мы называем числа, в записи которых использованы 3 цифры.



- Сколько всего девочек и мальчиков вместе?
- На сколько девочек больше, чем мальчиков?
- На сколько мальчиков меньше, чем девочек?
534 + 219 =
534 – 219 =

- Мы не умеем складывать и вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд.





- Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик.













- Неправильно записано сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик.
-записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.





- Складываем единицы
- Складываем десятки
- Складываем сотни
- Читаем результат

- Вычитаем единицы
- Вычитаем десятки
- Вычитаем сотни
- Читаем результат

















I в. II в.

423 129
106 316

523 256
317 237
















404 284
371 135

374
242






- Научиться решать примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд.
личностные
регулятивные