Урок математики в четвертом классе по изучению нового материала «Математические олимпийские игры» Деление многозначных чисел, заканчивающихся нулями. Усложненные задачи на приведение к единице».



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Г. БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ











Урок математики в четвертом классе по изучению нового материала «Математические олимпийские игры»

Тема: Деление многозначных чисел, заканчивающихся нулями. Усложненные задачи на приведение к единице».







Учитель: Булычева И. В.
Стаж: 34 года
Категория: высшая








Тема: Деление многозначных чисел, заканчивающихся нулями.
Усложненные задачи на приведение к единице.
Цель: ознакомить учащихся с делением многозначных чисел, которые
заканчиваются нулями; закреплять умение учащихся делить многозначные числа на однозначные; усовершенствовать умение решать задачи на приведение к единице; дать понятие о нахождении площади куба; развивать мышление; воспитывать интерес к предмету.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять самоконтроль выполненной работы с доски; самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Личностные: стремятся к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; стараются проявить по назначению приобретенные математические способности.

Оборудование: учебник «Математика» для 4 класса; проектор, экран, слайды «Математические олимпийские игры»; изображение квадрата, куб.

ХОД УРОКА
Организационный момент
- В России (в городе Сочи) состоялись зимние олимпийские игры. А сегодня в нашем классе мы проведем свои «Математические олимпийские игры» (слайд № 1).
Помогать нам будет Мишка – олимпийский талисман (слайд № 2)
Контроль, коррекция и закрепление знаний

Проверка домашнего задания (№ 575, 576)
Устный счет. Работа в группах.
- Кто больше придумает за 1 минуту примеров с ответом 8? (Например: 10 – 2; 4 + 4; 400 – 392; 560 : 70 и т. д.)
3. Математический диктант
Число 910 уменьшить в 10 раз.
Найти пятую часть числа 85.
Число 470 увеличить на 350.
Сумма чисел 360 и 140 уменьшить на их разность.
Один литр керосина весит 800 г. Сколько весит 1 литра?
8
В Древнем Риме соревнования проводились в течении 1 года. Сколько
3
месяцев в году длились соревнования?
Какое расстояние проедет мотоцикл, движущийся со скоростью b км/ ч за C часов?
В типографии после рабочей смены осталось 60 книг. 1 часть в переплете.
3
Сколько книг без переплета?
Ответы: 70; 17; 1000; 280; 100 г; 4 мес; b* c (км); 40 книг.

4.Математическая разминка «Тренируй память» (слайд № 3)
- Мишка доволен вами и требует: «Дальше» (слайд № 4)
5. Продолжение математической разминки (слайд № 5)
- Наш гость кричит: «Ещё!». (слайд № 6).
III. Сообщение цели урока.
- Мишка предлагает вам самим подойти к изучению нового материала. Научиться делить многозначные числа, заканчивающиеся нулями, а также решать усложненные задачи на приведение к единице; постараться понять, как находить площадь куба.

Актуализация знаний учащихся.
1. Самостоятельная работа по пройденному материалу «Деление многозначных чисел на однозначные, когда в середине частного получаются нули» с плавным переходом к новой теме.
Предлагается задание по вариантам. «Поднимись по ступеням лестницы» (слайд № 7). Дается два примера на повторение каждому варианту. А в награду за успешное решение предлагается решить пример на пьедестале, относящийся к новому материалу.
Ученики, быстро и правильно справившиеся с заданием, становятся консультантами и помогают другим детям.
2. Ребятам предлагается проверка выполненной работы (слайд № 8)

V. Работа над новым материалом.
1. Для тех, кто не смог самостоятельно решить новый пример предлагается рассмотреть объяснение стр. 90 № 580 учебника.
Мишка хвалит тех, кто справился с заданием: «Молодцы!» (слайд № 9).
2. Объяснение нового материала (№ 581, с подробным комментированием у доски, решают два сильных ученика)
198000 : 3 681628 : 4

VI. Физкультминутка.
Закрепление нового материала.
Преодолей препятствие (слайд № 10).
Самостоятельная работа по новой теме по вариантам (слайд № 11)
Похвала Мишки: «Умницы» (слайд № 12)

Развитие математических знаний.
1. Творческая работа над задачей «Тренируй мышление (слайд № 13). Это задание является подготовительным этапом к решению задачи № 582.
2. Самостоятельное решение задачи № 582 (помощь оказывают консультанты).
Один ребенок решает задачу № 582 за доской.
3. Проверка решения задачи по слайду № 14.
Похвала Мишки: «Великие математики» (слайд № 15).

IX. Развитие пространственного мышления.
1. Близко к финишу слайд № 16.
Показ куба и других объемных фигур (слайд № 17).
2. Сравнение квадрата и куба.
- Чем отличается квадрат и куб?
- Чем они похожи?
- Что такое куб?(Геометрическая фигура)
- Что можно сказать о гранях куба?
- Сколько их?
- Какую геометрическую фигуру представляет собой грань куба?
- Можем ли вычислить площадь одной грани? (Можем, потому что ребро куба – это сторона квадрата).
- Как найти площадь всех граней? (Площадь одной грани увеличить в 6 раз).
3. Самостоятельное решение геометрической задачи № 583.
Учащиеся самостоятельно записывают решение задачи.
1) 2 * 2 = 4 (см2) – площадь одной грани.
2) 4 * 6 = 24 (см2) – надо бумаги , чтобы обклеить все грани куба.
Ответ: 24 см2.
4. Взаимопроверка (работа в парах).

X. Домашнее задание.
1 группа задача № 584 (творческая работа над задачей, пояснить первое и второе выражение); № 585 (решить первый и второй пример).
2 группа задача № 584 (творческая работа над задачей, пояснить третье и четвертое выражение); № 585 (решить третий и четвертый пример).

XI. Итог урока.
1. Прощание с Мишкой «Финиш» (слайд № 18).
2. «Микрофон»
- Чему учились на сегодняшнем уроке?
- какие проблемы и затруднения возникли?
- Удалось ли эффективно поработать на уроку?




15