Игровая программа Здоровье сгубишь — новое не купишь!


Номинация
«На Олимпийской волне»

игровая программа




(для среднего возраста)
Автор: Жидких Любовь Александровна
Учитель физической культуры
I квалификационная категория
Пояснительная записка Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Одним из условий развития детской личности является общение с другими людьми в процессе формирования досуговой культуры посредством игровой деятельности. Игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, свои знания, умения и способности. Влияние игровой деятельности на жизненное самоопределение школьников велико, так как происходит становление неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игровая деятельность выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. Творческий подход к такому занимательному делу, как организация спортивного праздника, поможет педагогам сделать его незабываемым событием в жизни ребёнка.
Цель игры:- пропаганда здорового образа жизни.
Основные задачи:
- воспитание ответственного отношения к собственному здоровью;
- расширение знаний и представлений о способах профилактики всевозможных заболеваний, вредных привычек, о гигиенических нормах, способах оказания первой медицинской помощи и т. д;
- развитие навыков общения, работы в команде; способности к логическому и творческому мышлению, способности применять имеющиеся знания на практике;
- укрепление здоровья детей.
Методические рекомендации:
- данный сценарий игровой программы можно провести с учащимися среднего школьного возраста. Предлагаемая разработка направлена на сплочение коллектива, на формирование доброжелательных качеств друг к другу, на воспитание воли к победе, самовыражению, на совместное переживание положительных, ярких эмоций в рамках конкретной аудитории. Программа расширяет знания и представления о вредных привычках, о гигиенических нормах, способах оказания первой медицинской помощи, а так же пропагандирует здоровый образ жизни.
Условия реализации:
- данную игровую программу нужно проводить в спортивном или актовом зале школы.
Ведущий: - Здравствуйте, дороги друзья! Я говорю вам «здравствуйте». Это значит, что я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что здоровье, для человека — самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем. Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Не зря в народе говорят: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял.
На протяжении всей нашей игры каждая команда будет зарабатывать специальные жетоны, которые мы назвали «здоровянки». На сцену приглашаем от 12 до 20 участников и формируем 2 команды (можно 4 команды). В конце подведем итоги и наградим лучшую команду.
Все хотят соревноваться,Пошутить и посмеяться,Силу, ловкость показатьИ сноровку доказать.Этой встрече все мы радыСобрались не для награды.Нам встречаться чаще нужно,Чтобы все мы жили дружно.Чтобы провести соревнованье,Вам нужен опытный судья.Такое видно уж призванье –Судьей, конечно, буду я.
Первый раунд «Представление команды»Ведущий: - Команды быстро придумывают себе названия и представляются и тем самым зарабатывают по 2 жетона «здоровянки».Ведущий: - Перед любыми соревнованиями необходимо провести разминку. Сейчас команды одновременно будут проводить разминку под руководством своих капитанов, а мы посмотрим, насколько качественно, эффективно, весело, дружно и согласованно команды подготовят себя к дальнейшему испытанию.Пожалуйста, музыка для разминки (веселая, ритмичная музыка). “Удочка прыжковая”В центре круга водящий присев, вращает скакалку с мешочком песка, а участники игры перепрыгивают “удочку” каждый раз, когда она проходит у них под ногами. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется 1 участник. Жетон получает команда, которая дольше продержится по времени.Второй раунд «Вопрос — ответ»Ведущий: - Главные факторы здоровья - движение, закаливание, питание, режим дня. Факторы, ухудшающие здоровье — употребление алкоголя, наркотиков, курение. Сейчас команды примут участие в спортивной мини-викторине. Им предстоит лопнуть дротиком воздушный шарик с расстояния 3 метра (по очереди 1 участник из команды), прочитать выпавший вопрос и дать два ответа «Да» или «Нет». За правильные ответы командам присуждаются жетоны «здоровянки». Вопросы викторины:
Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (Да)
Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Нет)
Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет)
Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да)
Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да)
Легко ли отказаться от курения? (Нет)
Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год?(Нет.)
Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да)
Третий раунд «Мойдодыр».
Ведущий: - Итак, ребята мы с вами подошли к следующему раунду «Мойдодыр». А вы знаете, что нужно делать для того, чтобы быть здоровым.(Ответы детей)
Ведущий: - А главное нужно соблюдать различные правила гигиены. Об этом мы сейчас с вами и поговорим. Каждой команде я раздам карточку с написанной на ней строчкой. За одну минуты вам, ребята нужно будет придумать ещё одну строчку, чтобы получилось маленькое стихотворение о правилах гигиены. Задание оценивается в 2 балла. На выполнение задания отводится 1 минута (на 3 строчки –3 минуты)
Задание 1 команде.
Чтоб улыбке быть прекрасной…
Чтобы грязь слетала галкой…
Чтоб с кожей не было проблем…
Задание 2 команде.
Насухо чтоб обтереться…
Чтобы грязь к нам не пристыла…
Сделать чтобы нам прическу…
Четвертый раунд «Медицинский»
Ведущий: Сейчас каждой команде предстоит ответить на вопросы о лекарственных растениях. На рассуждение отводится полминуты. Если команда затрудняется с ответом, то право ответа переходит к следующей команде.
Вопросы:
- Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? Ответ: приложить лист подорожника.
- Какая ягода заменяет лимон? Ответ: клюква содержит лимонную кислоту.
- Плоды каких кустарников богаты витамином C? Ответ: черная смородина, шиповник.
- Какими лечебными средствами обладает мать-и-мачеха? Ответ: эффективное средство при  кашле.
- Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? Ответ: валериана. Помогает при нервных расстройствах и бессоннице.
- Сок этого растения используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову. Ответ: чистотел.
Пятый раунд «Составь слова»
Ведущий: А сейчас вам предстоит выполнить ещё одно задание: из приведённых букв нужно составить названия целебных растений. За каждую расшифрованную анаграмму команда получает 1 балл. На выполнение задания отводится 1 мин.
Карточка 1.
Крапива – п и р а к в а
Малина – л и а м н а
Шиповник – п и в о ш н и к
Ландыш – л ы д ш а н
Липа – п л и а
Карточка 2.
Мята – т я м а
Ромашка – ш о р а к м а
Календула – д у к а н а л е л
Липа – и п л а
Рябина – б и н а р я
Шестой раунд «Правильное питание – залог здоровья»Ведущий: Ребята, у меня в руках цветок ромашки. На лепестках ромашки записаны вопросы. По очереди 1 участник из команды подбегает ко мне отрывает лепесток и зачитывает вопрос. За правильный ответ, команда зарабатывает «здоровянку».
Сладкий камень в воде тает. (Сахар)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо)
В воде родится, а воды боится. (Соль)
Эти растения являются хорошим средством в профилактике простудных заболеваний. (Лук, чеснок)
Самое простое правило избежать «болезни грязных рук» - это … (Мытьё рук перед едой)
Недостаток этого элемента в организме способствует возникновению кариеса. (Фтор)
Именно такой водой рекомендуют мыть овощи и фрукты. (Кипячёной)
Ведущий: А теперь давайте поиграем со зрителями. Я вам буду задавать вопросы. Если ответ отрицательный, то все вы должны молчать, а если положительный – отвечайте хором фразой: «Это я, это я, это все мои друзья». Итак, начали.
Ведущий: Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: Знает кто, что красный цвет
Означает - хода нет.
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей.
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: Кто любит маме помогать
По дому мусор рассыпать?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: Кто одежду бережет,
Под кровать её кладёт?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: Кто ложится рано спать
в ботинках грязных на кровать?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: Кто из вас идя домой,
Мяч гонял по мостовой?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: Кто любит в классе отвечать,
Аплодисменты получать?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Седьмой раунд «Здоровье сгубишь — новое не купишь»Ведущий: Следующий конкурс на смекалку и сообразительность. Приглашаю капитанов команд подойти ко мне и взять конверты. В каждом конверте одинаковый набор букв. Вам предстоит составить из набора предложенных букв поговорку «Здоровье сгубишь – новое не купишь». Буквы раскладываются перед командой в хаотичном порядке. Каждый игрок берет 1 букву, подбегает к ватману и приклеивает её, затем возвращается к команде и передает эстафету касанием по руке следующего игрока. Кто быстрее составит поговорку и наклеит на лист бумаги, будет победителем этого конкурса.
Если хочешь быть здоров,
        И, как я, весёлым,
        Мой совет для вас готов:
        Подружись со спортом!
        И запомни навсегда:
        Лень гроша не стоит!
        Солнце, воздух и вода –
        Формула здоровья!
Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь отдохните и послушайте: Как здоровье сохранить!?(выходит мальчик - спортсмен с большими мышцами: сильный , высокий, веселый и читает стихотворение).
Чтоб здоровье сохранить,Организм свой укрепить,Знает вся моя семьяДолжен быть режим у дня. Следует, ребята, знатьНужно всем подольше спать.Ну а утром не лениться–На зарядку становиться!Чистить зубы, умываться,И почаще улыбаться,Закаляться, и тогдаНе страшна тебе хандра.У здоровья есть враги,С ними дружбы не води!Среди них тихоня лень,С ней борись ты каждый день.Чтобы ни один микробНе попал случайно в рот, Руки мыть перед едойНужно мылом и водой.Кушать овощи и фрукты,Рыбу, молокопродукты -Вот полезная еда,Витаминами полна!На прогулку выходи,Свежим воздухом дыши.Только помни при уходе: Одеваться по погоде!Ну, а если уж случилось:Разболеться получилось,Знай, к врачу тебе пора.Он поможет нам всегда!Вот те добрые советы,В них и спрятаны секреты,Как здоровье сохранить.Научись его ценить!
Ведущий: Давайте подсчитаем количество жетонов «здоровянки» в каждой команде. Победители награждаются грамотами и все участники сладкими призами.Наша встреча завершается, я думаю, что все присутствующие в этом зале решат для себя, что главное для вас это ЗДОРОВЬЕ! Нет — вредным привычкам! Да - здоровому образу жизни!
Желаю вам цвести, расти,Копить, крепить здоровье,Оно для дальнего пути –Главнейшее условие.Пусть каждый день и каждый часВам новое добудет,Пусть добрым будет ум у вас,А сердце умным будет.Вам от души желаю я,Друзья, всего хорошего.А все хорошее друзья,Дается нам недешево.
Список литературы
Байбородов, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе /
Л.В. Байбородов, М.И Рожков. - М.: ГИЦ Владос , 2002. .
2. Жарков, А.Д. Культурно - досуговая деятельность /
А.Д. Жарков, В.М Чижиков. - М.: МГУК, 1998.
3. Журнал «Воспитание школьников»
4. Журнал «Физкультура в школе»