Масштаб и условные знаки

Тема урока: Условные знаки и масштаб карты
Тип урока: формирования и закрепления знаний, умений и навыков
Цель: сформировать представление об условных знаках и масштабах карт.
Задачи:
1. образовательные:
- сформировать понятия «масштаб», «условные знаки», «легенда
карты»;
- сформировать представления о видах и значении масштаба, условных
знаков;
- сформировать умение определения расстояний с помощью разных
видов масштабов;
- выработать умение пользоваться разными видами масштаба,
условными знаками для характеристики территории;
2. развивающие:
- начать формирование умения работы с контурной картой.
3. воспитательный аспект:
-развитие интереса к предмету, интеллектуальной инициативы
Планируемый результат:
Личностные результаты:
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики (основные понятия и закономерности)
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (решение проблемных задач)
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: нравственно-эстетическое оценивание
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели и составлять планы, контролировать и корректировать свою деятельность
Познавательные УУД: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем
Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Владение навыками познавательной рефлексии
Коммуникативные УУД: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать
Предметные результаты: Учащиеся должны: знать/понимать определения понятий «условные знаки», «легенда карты», «масштаб», виды условных знаков, виды масштаба; уметь работать с условными знаками; выявлять отличия плана и карты; определять зависимость подробности карты от ее масштаба; работать с масштабом; выполнять простейшие задания на контурной карте; объяснять различия между планом и картой.
Основные термины и понятия:
Легенда карты; условные знаки и их виды: одиночные, линейные, площадные; масштаб и его виды: численный, именованный и линейный.
Основное содержание:
Отличие карты от плана и рисунка. Условные знаки как символы, обозначающие реальные объекты. Легенда карты: виды оформления легенды. Виды условных знаков: одиночные, линейные, площадные и примеры их изображения на различных картах атласа. Масштаб и его виды. Назначение каждого вида масштаба. Отработка умений перевода одного вида масштаба в другие. Виды карт по охвату территории. Формирование умений читать  карты и план.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Образовательные технологии, применяемые на уроке: проблемное обучение, технология критического мышления
Методы обучения: интерактивные
Методы познания: анализ, синтез, сравнение, моделирование, измерение.
Оборудование, средства обучения:  карта полушарий, физическая карта мира, учебник, глобус, атласы, интерактивная дочка
 Ход урока:
 
Структурные элементы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Организационный момент
Проверяет готовность учеников к уроку
Приветствуют учителя

Актуализация знаний, мотивация
Древние картографы старались передать с помощью условных знаков индивидуальные особенности территории. Города изображали в виде стен и башен. Леса – в виде рисунков разных пород деревьев. Вместо названий государств рисовали гербы Что такое карта и план местности?
Какие бывают карты по охвату территории?
Задания по прошлой теме «Ориентирование на местности»
Показывает видео (несколько минут) о важности правильного определения расстояний и объектов на карте)
Отвечают  на вопросы учителя
Определяют область знания и незнания
 5 человек работают по карточкам (определение азимута), остальным тесты из диска к учебнику серии «Полярная звезда» по теме «Ориентирование на местности»
Смотрят видео и после него отвечают на вопросы учителя

Изучение нового материала
История появления условных знаков (учитель рассказывает текст из раздела «Это интересно»)Попробуйте самостоятельно  дать определение понятиям: условные знаки, легенда карты (Вы читаете книги на уроках литературы. Как мы сможем читать карту?) Учитель дает понятие «Условные знаки» (диск)
Рассмотрите карты в атласе, попробуйте сгруппировать условные знаки в несколько групп. Объясните свою точку зрения.
Учитель демонстрирует карты: Одиночные условные знаки, линейные уловные знаки, площадные условные знаки, рисунок: условные знаки (на примерах топографической и физической карте полушарий)
Изучите способы изображения водных объектов на примере карты полушарий

Можем ли мы показать объекты и расстояния на карте в реальном размере, так как они есть на местности?
Масштаб. Виды масштаба. (диск) Выпишите из текста учебника определение масштаба. (параграф 9, стр. 33) Приведите примеры карты с разными видами масштаба.
Для чего нужен масштаб? (учитель демонстрирует карты «Изменение степени подробности в зависимости от масштаба). Демонстрация рисунков: виды географических карт по масштабу, виды записи масштабов, работа с учебником и атласами
Отмечают в тетрадях формы передачи информации.
 Формируют понятие «условные знаки», работая в паре, записывают в тетрадь, обсуждают с учителем
 
Работают в паре. Составляют таблицу: виды условных знаков/наглядные изображения/вид карты
Работают в парах, готовят план ответа с примерами
Работают с текстом, картами атласа.

Ребята отвечают на вопрос учителя и выявляют необходимость уменьшения изображения при перенесении с местности на карту

Физкультминутка
Рисунок: легенды топографической карты
Ребята двигаются и показывают условные знаки топографической карты.

Закрепление
Практическая работа №4. Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба
Решают задачи, переводят виды масштабов из одного в другой, измеряют расстояние на карте 

Рефлексия
Достигли ли мы поставленной цели?
Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал, научился
Я приобрел умения и навыки
Работа в паре помогла мне
Новые знания пригодятся мне
Делают записи в тетради.
Обсуждают с учителем
Задают уточняющие вопросы учителю

Домашнее задание
Параграф 9. (вопросы 5,6 письм) 



15