конспект урока в 6 классе План. Масштаб. Условные знаки

9, 10
Тема: 9. Виды изображения Земли.
10. План. Масштаб. Условные знаки. Пр. р. №3: решение задач по
переведению числового масштаба в именованный.
Цель: объяснить разницу между изображением земной поверхности на глобусе, плане, карте,
аэрофотоснимке и космическом снимке; научиться пользоваться разными видами масштаба и
условными знаками.
Задачи: 1. Сформировать у учащихся первичные знания о плане местности, его масштабе и условных
топографических знаках, умение читать масштаб и переводить его из одного вида в другой;
2. развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы;
3. способствовать развитию интереса уч-ся к географии как науке.
Оборудование: глобус, атласы, снимки Земли из космоса, фотографии, демонстрационные таблицы.




Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация.
Пятый день корабль, рассекая воды океана, идёт заданным курсом, пятый день над головою купол неба, и во все стороны безбрежный океан.
Человек, впервые попавший на корабль, невольно задаёт вопрос: как же кораблю удаётся всё время держать правильный курс? Если такой человек спросит у штурмана, скоро ли они доплывут до нужного порта, то штурман очень точно скажет сколько км корабль уже прошёл и сколько ему ещё осталось идти. В заключение он может сказать, например, что через 3 часа по курсу покажется берег. Поднявшись на палубу, вы снова смотрите во все стороны с надеждой увидеть что-нибудь, кроме моря и неба, но тщётно. И вот 3 часа прошло на горизонте показалась земля.
Что же помогает штурману правильно прокладывать курс корабля?
Конечно же – карта!
3. Изучение нового материала.
Способы изображения Земли:
Рисунки, фотографии;
План местности;
Карта;
Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса;
Глобус.

Работа с терминами и понятиями: глобус, план местности, карта.§9 стр 34 посл. абзац.

Чем отличаются друг от друга план местности и карта? Масштабом!

Масштаб – это число, которое показывает во сколько раз изображение на карте или
плане меньше , чем на местности.

Подсказка: Чтобы перевести масштаб из числового в именованный в км нужно отнять 5 нулей, в м – 2 нуля.





















4. Выполнение практической работы №3
1. Переведите масштаб из числового в именованный .( 6 б)
Вариант 1:
1. 1 : 3 000
2. 1 : 75 000
3. 1 : 35 000 000
4. 1 : 500 000
5. 1 : 2 500
6. 1 : 50 000 000

Вариант 2:
1. 1 : 160 000
2. 1 : 4 000 000
3. 1 : 500
4. 1 : 200
5.
·1 : 2 500 000
6. 1 : 1000
2. Переведите масштаб из именованного в числовой. (6 б )
Вариант 1:
1. в 1 см 70 м
2. в 1 см 100 км
3. в 1 см 5 км
4. в 1 см 1 км
5. в 1 см 100 м
6. в 1 см 700 м

Вариант 2:
1. в 1 см 800 м
2. в 1 см 400 км
3. в 1 см 25 км
4. в 1 см 500 м
5. в 1 см 70 км
6. в 1 см 7 км
5. Изучение нового материала.














Условные знаки – это общепринятые схематичные изображения географических объектов.

Зелёный цвет – все площадные растительные объекты: лес, поле, болото, сад и т.д.
Синий цвет – все водные объекты: река, озеро, ручей и т. д.
Чёрный цвет – все внемасштабные знаки.
Коричневый цвет – всё, что связано с рельефом: овраг, обрыв, горизонтали и т.д.
Оранжевый цвет – города, жилые кварталы.

6. Закрепление изученного материала.
«Шифрованное письмо»
Здравствуйте ребята!
Я живу в , который находится среди густого . От нашего тянется узкая , переходящая в , которая на опушке соединяется с .
К северу от тянутся , а к югу и .
Наша , окружённая , находится на северном берегу большого .
До нужно идти по 500 м, затем повернуть влево и идти по .
Связана с городом . Напишите мне о своём посёлке.
К 16. 13. 33.

Домашнее задание: §9,10,11. В тетрадь из атласа перерисовать 8 условных знаков, конспект учить.

























масштаб

Численный или числовой

именованный

линейный

М-б, записанный в виде дробного числа.

М-б, выраженный словами.

М-б в виде прямой линии, разделённой на равные части.

1:200000
1:1000
1:1000000

В 1 см 2 км
В 1см 10 м
В 1 см 10 км



Условные знаки топографических карт

внемасштабные

линейные

площадные

Объекты, которые нельзя выразить в масштабе, т.к. они очень маленькие

Объекты, вытянутые в линию.

Объекты, занимающие определённую площадь

ж/д, шоссе, тропинка, река и т.д.

Лес, болото, поле, луг и т.д.

Колодец, родник, дом, дерево и т.д.