Исследовательская работа по математике Симметрия в национальном башкирском орнаменте


Тема моей исследовательской работы:
«Симметрия в национальном башкирском орнаменте.»

Выполнила ученица 5 класса
МОБУ СОШ с.Амангильдино:
НизамоваДиляфрузМиллятовна
Научный руководитель:
Низамова Венера Гаязовна

Амангильде-2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение _________________________________________3 стр
Понятие симметрии ________________________________4 стр
Национальные мотивы башкирского орнамента _______5стр
Исследование орнамента национального башкирского костюма симметричность.___________________________________6 стр
Заключение _______________________________________7стр
Литература _______________________________________8 стр
Приложения _______________________________________9-17 стр

ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих столетий оттачивалось народное художественное мастерство башкирского народа.
История башкир нашла свое отражение в декоративно-прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение в художественной обработке дерева, в узорной вышивке и аппликации на коврах, национальных костюмах и предметах быта. Но наиболее яркой и выразительной была аппликация и вышивка на одежде . А сложность орнаментальных форм дает нам возможность показать красоту математики, ее органичность в окружающем нас мире. В данной работе мы исследовали состав орнаментального мотива композиции и типовой состав рисунка с точки зрения математики.
Симметрия с древних времен привлекает к себе внимание людей. В наблюдаемой симметрии природных форм находили подтверждение разумного устройства мироздания, в ней искали суть красоты, свидетельство гармонии. Симметрия принадлежит и миру человека в его творениях, в его мышлении и миру природы в ее образах, она прокладывает мост между человеком и природой.
Для исследования нами был выбран башкирский орнамент .
Объектом данного исследования является национальные башкирские узоры.
Предмет исследования – симметрия в национальном башкирском орнаменте
Цель: исследование симметрии в башкирских узорах, о видах орнамента, расположение орнаментальных композиций.
Задачи исследования:
изучить литературу о законах построения орнамента и видах симметрии;
изучить декор и мотивы орнамента
выявить и проанализировать математические законы построения орнамента;
создать орнаменты по законам симметрии с использованием башкирских национальных мотивов.
Методы исследования:

посещение школьного музея на предмет изучения башкирских костюмов;
анализ литературы по изучаемым вопросам;
фотографирование башкирских национальных ручных работ и элементов декора ;
сравнение и анализ полученных фотографий на предмет выявления симметрии.
изучение рукоделий мастериц живущих в с.Амангильдино


1.Понятие симметрии.
Симметрия-это идея с помощью которой чело-
век веками пытался объяснить и создать поря-
док, красоту, совершенство.
Г. Вейль.
Сегодня мы прикоснемся к удивительному математическому явлению – симметрии. Красота и гармония тесно связаны с симметрией. Башкиры издревле использовали симметрию в строительстве жилищ, юрт, в создании предметов быта, в украшении одежды и ювелирных изделий.
Национальный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В нем гармонично сочетаются искусство кроя, узорное ткачество, вышивка, аппликации, которые создавались с помощью симметрии.
Башкирский орнамент тесно связан с математикой, так как в узорах используются геометрические фигуры, которые подчиняются математическим преобразованиям. В связи с этим были изучены такие математические понятия, как симметрия, виды симметрии.
При вышивки и аппликации применяются простые геометрические фигуры, рогообразные узоры, спирали и узоры растительного происхождения. Орнаменты создаются с помощью преобразований. Это- параллельный перенос, центральная симметрия, осевая симметрия ,поворот.
Свойства осевой симметрии:
-симметричные точки равноудалены от оси симметрии;
-точки, находящиеся на оси симметрии, симметричны самой себе;
-симметричные фигуры равны.
Нарисовали тамги катайских и тэнкэй-киргизских родов-башкирские родовые символы.(приложение 1)
2.Национальные мотивы башкирского орнамента.
Виды орнамента.
Слово «орнамент» происходит от латинского «украшение» и чаще всего понимается как узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов : утвари, мебели, текстильных изделий и т.д.; прикладного и декоративного искусства. Некоторые символы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар-символ завитых бараньих рогов и символ трав.(приложение №2)
Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.
Эти узоры чаще встречаются на камзолах, на голенищах сапог башкир, на войлочных обшивках юрт. Второй узор окаймляет государственный герб Республики Башкортостан. (Демонстрируется герб Республики и композиция нарисованных узоров).(приложение №3).
Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак –круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.(приложение №4)
Башкирский орнамент, как отдельные элементы, так и вся композиция, всегда симметричен. Старинную одежду украшали вышивками, аппликациями. В декоре использовались кораллы, бисер, серебряные подвески. Орнаментом также украшали вооружение, доспехи, сбруя коня , попоны. Для них характерны как геометрические, так и симметричные криволинейно - растительные узоры.
Исследование орнамента национольного башкирского костюма на симметричность.
В тубетейе орнаментальные узоры расположены по кругу полученные параллельном переносом и поворотом на 180 градусов.(приложение№5).
Узоры рогообразного комплекса в мужском камзуле составляют скользящую симметрию полученный параллельным переносом и каждый узор симметричен (приложение№6).
Узоры в платьях женского костюма растительного происхождения ,образуют скользящую симметрию. Рисунки в двух параллельных рядах .Женский камзол украшен криволинейными комплексами узоров обладающих осевой симметрией. По краям каймы из орнаментов.(приложение №7)
Мужская и женская обувь украшены симметричными узорами.(приложение № 8)
Выступление руководителя школьного музея.
– Башкирский орнамент, как отдельные элементы, так и вся композиция, всегда симметричен. Старинную одежду украшали вышивками, аппликациями. В декоре использовались кораллы, бисер, серебряные подвески. Орнаментом также украшали вооружение, доспехи, сбруя коня , попоны. Для них характерны как геометрические, так и симметричные криволинейно - растительные узоры. (Демонстрирует полотенцеобразный вышитый головной убор "тастар", налобники "хараус" и другие редкие экспонаты).
При исследование темы «Симметрия в национальном башкирском орнаменте» я провела творческую работу.
Чтобы на практике проще создать узоры, орнамент, имеющие оси симметрии:
– Можно, перегибая бумагу несколько раз, вырезать ножницами узоры.
( приложение №9)
Обобщение.
Таким образом, для башкирского народного декоративного прикладного искусства характерно многообразие орнаментальных форм, имеющих ось сим метрии, которые отражают природу, стиль его жизни, восприятие окружающего мира. Башкирское народное искусство отличается богатство приемов комбинаторики, законченностью композиции на поверхности изделий (приложение 10-11)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии;
орнаменты на одежде и головных уборах башкирского национального костюма выстраиваются с применением симметрии: осевой, центральной и зеркальной;
в составе орнамента национальной башкирской одежды чаще всего используются животные и растительные мотивы;
используя законы построения орнаментов и башкирские мотивы можно создать различные орнаменты.
        
    
Литература:
1.« Башкирский орнамент в развитии ребенка» А.В.Колбина
2. «Башкирская мозаика» Молчева А.В.
3. « Геометрия 7-9» Атанясан Л.С.
4. «Толковый словарь.»С.И.Ожегов
5. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. - М.: Изобразительное искусство, 1993
Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3


Приложение №4
-5842049530


\
Приложение №6

Приложение №7

Приложение №8

Приложение №9



Приложение №10

Приложение №11