План конспект к уроку 1 ученик — 1 компьютер Способы кодирования информации. Метод координат


Урок в 5 классе по теме: «Метод координат»
Цели урока:
Обучающие:
сформировать у обучающихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации;
научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.
Развивающие:
развитие памяти, внимания, логического мышления;
развитие творческих способностей;
развитие познавательного интереса.
Воспитывающие:
развитие умения работать самостоятельно, в команде и в группе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Возраст учащихся: 5-й класс.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, игровая технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология.
Программное обеспечение: презентация урока, (ЦОР издательства БИНОМ (к учебнику Л. Босовой 5 класс) - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/), электронный практикум «Координатная плоскость».
Этапы урока:
Организационный этап – 2 мин.
Систематизация теоретических знаний. Сообщение темы обучающимися, целей урока– 8 мин.
Объяснение нового материала – 15мин.
Физкультминутка – 1 мин.
Работа в командах (игра) – 15 мин.
Подведение итогов урока, выставление отметок – 2 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
1. Организация класса
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке в ходе изучения новой темы, мы с вами будем играть, приобретать новые знания и, конечно же, получим оценки. Сегодня, на уроке , часть заданий Вы будете выполнять командами, зарабатывать очки для своей команды. Команда №1 -1ряд, команда №2 -2 ряд. В каждой команде выбирается капитан.
На прошлых уроках мы познакомились с многообразием форм представления (кодирования) информации. На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации:
Графический – с помощью рисунков и значков;
Числовой – с помощью чисел;Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Учитель: «Что вы знаете по теме «Кодирование информации»?» (презентация)
2. Систематизация теоретических знаний. Сообщение темы, целей урока
Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы понимаете данное выражение?
Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации.
Для того, чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку.(см. презентацию)
Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
А Б В Г Д Е Ё Ж З
1 2 3 4 5 6 7 8 9
И Й К Л М Н О П Р
10 11 12 13 14 15 16 17 18
С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
19 20 21 22 23 24 25 26 27
Ъ Ы Ь Э Ю Я 28 29 30 31 32 33 Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:
14-6-20-16-5 12-16-16-18-5-10-15-1-20
Ответ: Метод координат.
Итак, тема нашего урока «Метод координат». Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.
3. Объяснение нового материала
При объяснении нового материала используем ЦОР: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/Чтобы связать числа и точки используют системы координат. А знаете ли Вы, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться? Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока.
Простейшую из них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат.
Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки.
А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), азатем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.
Работаем вместе
Потренируемся определять координаты точек на координатной плоскости. В этом нам помогет программа «Координатная плоскость».
Далее показывается слайд, на котором изображена координатная плоскость. разделённая на четверти. Ученикам говорится о том, что работать мы будем только с I четвертью.
На этом подача нового материала заканчивается. Ученикам предлагается физкультминутка.
4. Физкультминутка
Ребята встаньте, расслабьтесь, поднимите глаза вверх, затем опустите вниз, вправо, влево, по кругу, сильно зажмурьтесь и резко откройте глаза. Повторите данный цикл упражнений 3–5 раз. Все упражнения делаются под музыку.
5. Работа в командах -игра
Ребята, вы готовы начать игру? Сейчас каждая команда получит задание, но прежде давайте, повторим.
Вопросы для повторения пройденного материала:
1. Если выбрать на плоскости любую точку, то, сколько чисел ставится ей в соответствие? (2)2. Как они называются? (Координаты)3. Как правильно записываются координаты точки? (Первое число по оси ОХ, второе – по оси ОУ)
После этого каждая команда получает задания:
1). Каждая команда выдвигает представителя – экспериментатора, который будет выполнять задание на компьютере. Этим ученикам выдаётся название той картинки, которую они должны будут построить в электронном практикуме по теме «Координатная плоскость»(Приложение 4). Эксперимент заключается в том, что ребятам придется работать со всеми четырьмя четвертями. Поэтому учитель сообщает экспериментаторам, что координаты с «минусом» откладываются в противоположную сторону. За эту работу каждой команде присуждается 1- 2 очка, в зависимости от времени выполнения задания (ученик, выполнивший первым задание «приносит» команде 2 очка, вторым – 1 очко).
2). Остальные ученики в каждой команде делятся на три подгруппы.Каждая подгруппа получает информацию, закодированную с помощью метода координат, их задача декодировать информацию на заранее подготовленных шаблонах с координатной плоскостью(программа «координатная плоскость»).Команде, которая выполнит задание первой, присуждается 3 очка, второй – 1 очко. Далее обе команды обмениваются результатами работы. Итог: при правильном выполнении задания каждая подгруппа должна получить картинку с изображением уточки, флага и парусника.
7. Подведение итогов
Итак, вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: кто первым предложил всему миру метод координат и объяснил, как ими пользоваться? Ответ: это знаменитый французский математик Рене Декарт.
Таким образом, сегодня на уроке мы работали с декартовой системой координат.
Рефлексия
Ребята, подведём итоги урока.
Теперь отложите все листочки в сторону. Закройте глаза, вспомните, чем вы занимались на уроке, что получилось, понравилось, а над чем необходимо поработать. Каждый обучающийся получает листок со смайликами, на котором он должен оценить: 1 – свои знания по данной теме, 2 – работу на уроке, 3 – своё настроение. Для этого расставить соответственно цифры 1,2,3 рядом с выбранными смайликами.
29870401206519107152159092011512065
Подводятся итоги игры.
(2,2), (3,1), (1,3), (3,3)
Необходимо расшифровать.
1 2 3 4
1 Ты про мол шак
2 гре Мы- Гре сад
3 одц кув ы! стр
Ученикам, занявшим 1 место, выставляются оценки «5», занявшим 2 место –«4». Молодцы! Спасибо за урок!
8. Домашнее задание
а) § 1.8 (ответить на вопросы: 1-5).
б) Рабочая тетрадь № 34 (вариант 3,6).