Разработка воспитательного мероприятия Экологический бумеранг ( 6 — 8 классы)

Экологический бумеранг.
Ведущий. Добрый день, мои юные друзья! Вы, очевидно, знаете, что взрослые люди обожают задавать себе и окружающим массу всевозможных вопросов. Ну, а поскольку я человек взрослый, то не могу отказать себе удовольствии, спросить у вас: «Как вы думаете, без чего невозможно представить себе сегодняшнюю жизнь?»

Но ещё невозможно представить себе жизни без нашей прекрасной планеты с её нежно-голубым небом, прозрачными реками и озёрами, лесами, полными пения птиц и наших меньших братьев, животных. А ещё наверно без самого человека.

(Звучит мелодия) Идёт рассказ про «бабочку».

Всё в руках человека и жизнь бабочки, и собственная жизнь, и жизнь планеты.

(Звучит мелодия и идёт инсценизация сказки «Колобок»).
Давным-давно, в далёкие времена, когда люди жили племенами, один молодой человек решил проверить – действительно ли мудрецы племени по-настоящему мудрые. Поймал крохотную бабочку, зажал её в кулак и обратился к старейшинам с вопросом: «Что у меня в руке?». «Жизнь», - ответили мудрецы. Всё в руках человека и жизнь бабочки, и наша с вами жизнь.
(Сцена оформлена в виде лесной поляны: кустарники, цветы, пень. Звучит фонограмма «Пенье птиц в лесу»)
Голос из-за кулис. Когда-то, давным-давно, наши леса звенели от птичьих голосов, в чащобе рыскали невиданные звери, у синих рек и озёр русалки водили хороводы, а на поляне резвились кикиморы.
(Под музыку выходят русалки. Водят хоровод. Затем выбегают кикиморы и танцуют танец. Выходят ведущие.)
1 вед. Настали иные времена, и на смену старым сказкам пришли новые.
(Под весёлую музыку выбегает Колобок - худой, бледный.)
Колобок. Я от бабушки утёк,
Я от дедушки утёк.
2 вед. Ой, знакомый голосок!
1 вед. Кто ты, милый?
Колобок. Колобок!
2 вед. Колобок?! Худой да бледный!
Что с тобой случилось, бедный?
1 вед. Из чего тебя пекли?
Колобок. Из особенной муки:
На Стироле намели,
Да на Ртутном наскребли,
Шахтной пыли натрусили,
Тесто круто замесили.
На окошке я студился,
Дождь пошёл – я им умылся.
Дождь холодный и противный,
Видно, радиоактивный.
2 вед. И покатился Колобок по лесам да полям,
По украинским сёлам да городам.
1 вед. Катится он, катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц. Колобок, Колобок! Я тебя съем!
Колобок. Послушай лучше, Косой, какую я тебе песенку спою.
Заяц. Ну пой быстрее, а то кушать очень хочется.
Колобок. Ты не ешь меня, Косой,
Колобок я непростой:
Из сульфатов и нитратов,
Разных вредных химикатов.
На Стироле намели, Да на Ртутном наскребли,
Шахтной пыли натрусили, Тесто круто замесили.
Не румян я и не свеж,
Ты попробуй меня съешь!
Заяц. Вот чем хвалится нахал,
Аппетит совсем пропал.
(Заяц убегает)
1 вед. А Колобок покатился себе дальше. Катится он, катится, а навстречу ему Серый Волк!
(Под музыку выходит Волк)
Волк. Колобок, Колобок! Я тебя съем!
Колобок. Послушай лучше, Серый, какую я тебе песенку спою.
Волк. Знаем, знаем: по амбару помели, по сусекам поскребли
Колобок. Не-а! Я совсем из другой сказки – на экологическую тему. Вот послушай.
На Стироле намели,
Да на Ртутном наскребли,
Шахтной пыли натрусили,
Тесто круто замесили.
Кошка мой бочок лизнула,
Сразу лапки протянула.
Заяц съесть меня пытался –
Без оглядки в лес умчался.
Если б он меня лизнул,
Тоже лапки протянул.
1 вед. Волк завыл и зарычал,
Хвост поджал и убежал.
А Колобок покатился себе дальше.
2 вед. Катится он, катится, а навстречу ему Лиса.
(Под музыку выходит Лиса)
Лиса. Это кто такой красивый?
Колобок. Это я Колобок!
Лиса. Это кто ж такой пригожий?
Колобок. Это я – Колобок! А я ещё и песенку знаю.
Лиса. Верю, верю. Какой славный мужичок!
Сядь ко мне на язычок.
(Лиса кусает его и падает, Колобок убегает. Выходят Волк и Заяц)
Волк. Эх, кума-Лиса пропала!
Заяц. Видно, песни не слыхала.
Волк. Что наделал озорник?
Теперь Лису – на воротник!
(Волк взваливает Лису на плечи и уносит)
1 вед. А Колобок покатился себе дальше. Но там, где он катился, трава вяла и сохла, птицы переставали петь и мёртвые листья падали с мёртвых деревьев.
2 вед. Люди! Остановите его! Не дайте погибнуть Земле нашей!
1 вед. Рассказали мы сейчас,
Может, быль, а может, сказ.
В этой сказочке намёк
И всем горестный упрёк.
(Все действующие лица выходят на сцену, поют песню на мотив песни «Три белых коня»)
Засохли реки, и Земля остыла,
И на берёзке нет листа.
Ты отчего, природа, загрустила?
И где теперь твоя былая сила?
И где теперь твоя былая красота?
Припев: Не губите её, берегите её,
Родную природу – мать.
Призванье твоё и призванье моё –
Её защитить, отстоять.
И лес открыл нам страшные объятья.
Как грустно и тревожно тут!
И все деревья в треугольных платьях,
И птицы, звери – младшие ведь братья –
Кричат, на помощь нас зовут.
Припев.

А насколько мы знаем нашу природу, насколько мы готовы её оберегать, и предстоит нам сегодня узнать на нашем экологическом бумеранге. Ребята, а как вы думаете, почему наше мероприятие называется бумеранг, да ещё и экологический?

Верно, ребята. «Экологический бумеранг» означает, что неразумные действия людей на планете Земля в ближайшее время могут возвратиться великими несчастьями и бедствиями для всего человечества, т.к. бумеранг – это возвращение.
Сегодня к нам в гости пришли (Под музыку заходят Флора и Фауна).
Я думаю, что вы все узнали нашей гостей. Кто же они?
Ученики. Это Флора и Фауна.
Флора. Я – Флора, давняя богиня,
Зелен – роду берегиня,
Розсіваю квіти всюди,
Аби радість мали люди.
І дерева, трави, квіти –
То мої вродливі діти.
Я открою вам тайну: каждый человек на земле имеет своё дерево – оберег. Если вы родились зимой, - ваше дерево – сосна, если весной – берёза. Летом – липа, а осенью – дуб. Если вам трудно или вы болеете, то обнимите его, прикоснитесь щекой к коре, дотроньтесь до листочков. И ваше дерево отдаст вам свою силу, поможет вам быть здоровыми, бодрыми и всегда уверенно идти к своей цели.
Фауна. Я – Фауна, богиня лесов и полей, покровительница животных. Я хочу вам подарить цветы, чтобы они стали символом сегодняшнего праздника. Но вы должны их угадать. Это дитя осени. Она холодна и бесстрастна, но красотою её природа не обделила. Лепестки её нежны. Белый цвет придаёт им задумчивость, розовый – улыбку, жёлтый – увядающую красоту. В наше время искусными садоводами выведено более 1000 сортов. В Японии этот цветок известен как символ науки, а в Китае – олицетворяет верность. По лунному календарю октябрь считается месяцемхризантем.
Ведущий. Спасибо вам, Флора и Фауна, за такие очаровательные цветы. Природа, как израненная птица, кричит и просит нас о помощи. И я думаю, что здесь собрались люди, неравнодушные к тому, что происходит с природой. А, что необходимо знать и делать, чтобы помочь природе?...
Конечно же, нам необходимы знания о самой природе, и сейчас мы увидим, насколько хорошо вы знаете природу.
Флора. Мы приготовили вам вопросы (передаёт конверт с вопросами ведущей). Ответив правильно на них, вы сможете узнать, зачем мы к вам пришли и с какой просьбой мы хотим к вам обратиться.
Фауна. Наша просьба скрыта в этом коллаже. Если вы правильно отвечаете на вопросы и выполняете верно, задания различных туров, то мы постепенно будем открывать наш коллаж.
Ведущий. В экологическом бумеранге принимают участие три команды, которые заранее определились путём жеребьёвки. Участникам команды предлагалось выбрать название команды и представить её.
Слово предоставляется участникам игры.
Идёт представление команд: «Подснежники», «Калина» и «Журавли».
Объявляется I тур – это «Разминка». В течение 1 минуты каждая команда должна ответить на предложенные вопросы.
Богиня Земли в древнегреческой мифологии. (Гея)
Какие птицы не умеют летать? (Пингвины и страусы)
С какой стороны стволы деревьев покрыты мхом? (С северной)
Какую траву называют «травой от 99 болезней»? (Зверобой)
В каком лесу нет листьев? (В хвойном)
Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера)
Какая капуста похожа на репку? (Кольраби)
Яд, какого насекомого используют в медицине, как лекарство? (Пчелы)
Соцветие злаков. (Колос)
У кого сердце весит 1 тонну. (У синего кита)
Где строит свои норки крот? (Под землёй)
Французское название картофеля. (Зелёное яблоко)
Назовите самое глубокое и полноводное озеро на планете. (О.Байкал)
Дерево, которое весной в белый пух одевается. (Тополь)
Как называют садовые ножницы? (Секатор)
Самое высокое дерево на земле. (Эвкалипт)
Совокупность животных, которая исторически сложилась и населяет определённую территорию. (Фауна)
Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)
Какие деревья называются «патриархами» наших лесов. (Дубы)
Есть ли птичье молоко? (Есть, у голубей)
Площадь, на которой выращивают сельскохозяйственные культуры? (Поле)
Макет Земли. (Глобус)
Бог океана. (Посейдон)
Самое медленное животное. (Черепаха)
Самая длинная река. (Нил)
Птица любви и верности. (Лебедь)
Материк, на котором нет вулканов. (Австралия)
Какая нить в природе самая тонкая. (Паука, паутина)
Место, где могут выводиться птенцы. (гнездо)
Какое насекомое боится своей тени? (Бабочка)
Какое животное оставляет своих детёнышей после рождения, и приходит их кормить через две недели? (Заяц)
Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
Самая маленькая птица в мире. (Колибри)
Самая маленькая птица на Украине. (Королёк)
Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них нет век, змеи – они у них срослись)
Что можно определить по кольцам пня? (Возраст дерева, стороны света, изменения климатических условий)
На каком континенте никогда не бывало землетрясений? (На Антарктиде)
Какие птицы ловко ловят рыбу? (Чайки, альбатросы)
Животное, которое на зиму меняет свою шубку. (Заяц)
Где спит черепаха? (В панцире)
Каких камней нет в море? (Сухих)
Сто стоит посередине Земли? (Буква «м»)
Самая большая ягода в мире. (Арбуз)
Самое высокое животное, что живёт на суше. (Жираф)
Самое большое животное, что живёт на суше. (Слон)
Самое умное животное, которое живёт на суше. (Шимпанзе)
Самая большая почка. (Капуста)
Кто из домашних животных был приручен первым? (Собака, 2-3 тыс. лет тому назад)
Ведущий. Молодцы ребята! И мы открываем первую часть нашего коллажа.

Наблюдая за поведением животных, птиц, растений, человек заметил, что они под влиянием окружающей среды, меняются. Свои выводы он отразил в народных приметах.
Объявляется второй тур – «Знаете ли вы народные приметы?»
Вопрос 1 команде. «Если ласточки летают высоко над землёй, а змеи лениво лежат в траве, то(будет хорошая погода).
В. 2 команде. « Еслби воробьи замолкают, а зяблики собираются в стайки, то( скоро удет похолодание)
В. 3 команде. «Если рыбы опускаются на дно водоёма, а утки спешат к воде, поглядывая на небо, то( будет сильный дождь)
В.1 команде. «Если запели снегири, сорока прячется под крышу, то ( скоро выпадет снег)
В. 2 команде. «Если осы и пчёлы летают и садятся на цветы. Даже поздно вечером, то ( завтра будет ясная погода)
В. 3 команде. « Если утром над землёй стелется туман, то( завтра будет ясная погода )
А знаете ли вы народные приметы?
(Ответы учащихся)

Ведущий. Объявляется третий тур – «Музыкальный аукцион».
Вы должны напеть песни, в которых говорится о природе, животных, растениях.
(Команды по очереди поют песни; принять участие в этом туре могут и болельщики)
Ведущий. Наши далёкие предки были экологически грамотными людьми. Они с большой любовью и бережно относились к родной природе. Это нашло отражение в народных песнях, легендах, пословицах. Из источников устного народного творчества можно пронаблюдать о взаимоотношении человека и природы, которые сложились в обществе.

Объявляется четвёртый тур – «Экологическое лото». В этом туре вы покажете знание народных пословиц. Начала пословицы буду зачитывать я, а ваша задача её продолжить, т.е. на своих карточках найти её продолжение.
Например, «Та земля мила, - де тебе мати народила».
« Не той господар землі, хто по ній бродить, а той, хто по ній за плугом ходить»,
«Не плюй у водицю - трапиться води напиться»,
« Є ліс – бережи, мало лісу – посади»,
« Де лелека водиться - там щастя народиться»,
« Де кінчається вода - там кінчається земля»,
« У кожного дерева свій плід, а в кожної людини свій рід»,
« Добра мати до всіх дітей, а земля до всіх людей»,
« Ліс рубаєш - горя зазнаєш»,
« Без верби і калини нема України».

Ведущий. А сейчас мы совершим путешествие в Осеннее царство Природы. Объявляется V тур – «Дары Осени». Осень богата своими дарами, полными витаминами и полезными веществами. Узнаёте ли вы их? (На столы выставляются дары Осени). Ваша задача определить о каком овоще идёт речь?
1 ком. Это любимый овощ украинцев. Если вы заболели и тяжело дышать, то вам поможет пар от свежесваренного овоща. А если не обойтись без антибиотиков, то сразу после их принятия выпейте 1 ст. ложку сока этого овоща – помогает быстрее. Лекарство при этом нужно принимать вдвое меньше. И с иммунной системой у вас будет всё в порядке. Что это за овощ?
(Картофель)
2 ком. Этот овощ взял силу от земли и солнца. Стал сладким и ярким. Его называют кладовой витаминов. Это витамины: С, В1, В2, В6, В12, Д, Е, К, Р. Содержит большое количество каротина. Ему присвоено звание «Мисс Витамин». Я думаю, что вы его уже давно нашли в своей корзинке. Это.
(Морковь)
3 ком. Этот, такой обычный для нас овощ, великие врачи древности считали чудесным средством от малокровия, болезни лимфатических узлов, печени. Его сок повышает уровень гемоглобина, улучшает память, кровообращение сосудов мозга. Назовите этот овощ.
(Свекла)
1 ком. Без этого овоща не обходится ни один салат. Он поддерживает в организме равновесие витамина С, фитонциды уничтожающе действуют на микробы и вирусы. Поэтому в комнате больного нужно положить несколько кусочков, чтобы воздух напитался его запахом. При болезни горла или ангине хорошо действуют ингаляции из этого продукта. Найдите его в корзине.
(Лук)
2 ком. Пифагор писал, что этот овощ поддерживает бодрость и хорошее настроение. Он укрепляет организм, устраняет бессонницу, снижает температуру. Витамина С в нём, как в лимонах. Кроме аскорбиновой кислоты есть ещё и рутин. Вместе эти два витамина получили название аскорутин. Они укрепляют сосуды. Отвар из листьев используют для лечения болезней горла. О нём ещё можно многое сказать, но я думаю, что вы его уже давно узнали.

(Капуста)

3 ком. «Мистер Витамин» мог бы получить три золотых медали: первую – за каротин - укрепляет иммунную систему, улучшает зрение, вторую – за витамин Р – бальзам для сосудов и капилляров, третью – за витамин С. А четвёртую медаль он заслужил за способность усваивать организмом железо, необходимое для кровообращения. Назовите этот овощ.

(Сладкий перец)
И последнее задание зрителям. Это украинские «бананы». Если каждый день есть по одному так называемому «банану», тогда весь год вы не будете болеть. Потому что в нём есть витамины Р, С, К, Е, РР, а также пектин, который задерживает развитие вирусов гриппа. Найдите ответ в корзине.
(Яблоки)
Ведущий. Советую вам съедать по одному яблоку в день, чтобы быть здоровым круглый год. Говорят: «Яблоко каждый день – и в табеле отличные оценки». Так как меню отличников состоит не только из борщей, супов и каш, а ещё и из 1 морковки, 1 луковицы, 1 яблока и сколько хотите капусты.
Ребята, сегодня вы ещё раз убедились, как богата, мудра и бесконечно красива наша природа. Мы – дети Природы, а не её Властители. Каждый день мы должны помнить, что не земля принадлежит нам, а мы принадлежим земле.

Практически ежедневно через средства массовой информации на нас обрушиваются предупреждения о неминуемых, если не происходящих, экологических бедствиях. Нам, может быть, ещё сложно представить себе такие глобальные явления, как «парниковый эффект» или «разрушение озонового слоя планеты». Мы под час с недоверием относимся к сообщениям о том, что каждый день на планете исчезают десятки видов живых организмов. Но все мы уже почувствовали на себе и твёрдо усвоили, что жизненно необходимые нам воздух и вода, загрязнены и являются причиной многих болезней. Мы перестали радостно подставлять лицо тёплому летнему дождю, потому что дожди всё чаще стали выпадать кислотные. В летнюю жару нас встречают на водоёмах запрещающие знаки «Опасно для здоровья!», « Купаться запрещено!». Открывая окна квартиры, чтобы проветрить их, вдохнуть «свежего воздуха», получаем как раз обратное.
В результате неконтролируемого развития экономики, отставания технологий, естественных и техногенных аварий и катастроф возникает опасность – угроза разрушения среды обитания человека.

И сейчас вам предлогается последнее задание. Выпустить листовку-плакат, пропагандирующий тот или иной образ жизни.
Предположим, что участники 1-ой команды – это сторонники экологически правильного образа жизни; 2-ая команда – это сторонники потребительского отношения к природе, живущие по принципу «Лишь бы сегодня мне было хорошо»; 3-ей команде необходимо выработать или составить этические правила поведения на Земле.
А в это время зрителям предлагаются вопросы:
1 в. Ещё 2 тыс. лет тому назад римский натуралист Плиний Сварий писал, что ежи качаются в опавших яблоках, накалывают их на иголки и несут их под куст. Для чего они это делают?
а) запасаются едой; б) кормят детей; в) дезинфицируют себя кислым соком.
Ёж насекомоядное животное, и яблок он не ест. И зимой еда ему не нужна, т.к. он спит. А вот кислые, едкие вещества он использует для того, чтобы продезинфицировать иголки и кожу и уничтожить паразитов, которые прячутся в иголках.
2 в. Наблюдения за пауком – крестовиком показали, что он выскакивает из своего укрытия и быстро направляется к мухе, которая попалась в его паутину, лишь в том случае, если она средних размеров. Если попадает маленькая муха , то но чаще всего не обращает на неё внимания. Каким образом паук узнаёт про величину своей жертвы:
а) глазами; б) ногами; в) ротовыми челюстями.
Паук с помощью особенно чувствительных органов на лапах ощущает колебания паутины и по её силе определяет размер мухи. Если колебания сильные, то паук кидается к жертве и разрывает паутину, освобождая её, тем самым он спасает остатки паутины.
3 в. Из какого дерева изготавливают музыкальные инструменты? (Ель)
4 в. Какому животному поставили памятник в Швейцарии? (Собаке)
5 в. Какое дерево, попадая в воду не гниёт, а наоборот, со временем становится ещё твёрже? (Дуб)

Музыкальная пауза (танец).

Идёт обсуждение листовок – плакатов 1 – 2 команд.

Ведущий. Ребята, из ваших листовок видно, что мы не должны так себя вести по отношению к природе. Не случайно народная мудрость гласит: «Как аукнешься, так и откликнется». Бумерангом возвращается к нам и всё хорошее и всё плохое.
Давайте послушаем выступление 3 команды.
( Идёт выступление 3-ей команды).
Смотрю я на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги»

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги»

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги»

Остановил олень свой бег
«Будь Человеком, человек:
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги»

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу Вас, сберегу».
Зачитываются этические правила поведения на планете.
Ведущий. Вот и подходит к концу наш экологический бумеранг. И наш коллаж полностью открыт и мы все увидели, с какой просьбой к нам хотят обратиться Флора и Фауна. «Сохрани мир, в котором ты живёшь!»
Писатель и лётчик Антуан де Сент – Экзюпери говорил: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Каждый день и каждую минуту мы должны помнить, что Природа наш общий дом и только общими усилиями можно спасти нашу планету от экологических потрясений. Наше мероприятие хочу закончить словами, которые я вам часто повторяю: «Если ты хочешь, чтобы жизнь тебе улыбалась, улыбнись сначала ты ей».
Спасибо вам, ребята, и вам, дорогие Флора и Фауна, за приятные минуты общения с природой.
А сейчас я прошу вас оценить наше мероприятие (Дерево).