Статья Современные образовательные технологии на уроках математики


Птичкина С.И.,
преподаватель математики ГАПОУ «КанТЭТ»
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: в статье раскрывается методы применения современных образовательных технологий на уроках математики для повышения эффективности обучения и познавательных интересов к предмету.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, обучение, мотивация, дифференциация.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к обучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие студенты пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определенных усилий для приобретения знаний.
На уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление обучающихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование умений проблемно-поисковой деятельности. Решить эту проблему традиционными методами невозможно. Как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо обучающийся. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике. Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее её центром являлся преподаватель, а теперь – обучающийся. Это дает возможность каждому обучающемуся обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
Личностно-ориентированная технология обучения помогаем мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей студентов.
Технология уровневой дифференциации способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в группе, создают условия для продвижения обучающихся в учебе в соответствии с их возможностями. Сильные студенты утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Использование на уроках уровневой дифференциации:
Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому студенту использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня. Свою работу по данной технологии я начинаю с мониторинга уровня обучаемости и обученности обучающихся, владение ими общеучебными навыками. Это помогает правильно организовать работу обучающихся на уроках. Далее идет выделение учебного материала, отвечающего обязательному уровню усвоения по теме. После прохождения каждой темы с обучающимися проводиться проверочные самостоятельные работы по данной теме. Они включают в себя задания, которые в обязательной его части проверяют, на сколько хорошо усвоен студентами обязательный уровень требований. Дополнительная часть проверяет усвоение обучающимися более высоких требований к знаниям и умениям по теме. Такие задания оцениваются в два и более баллов. Каждый студент выбирает уровень работы индивидуально. Если решения заданий первого уровня они могут объяснить сразу после прочтения, можно приступать к задачам второго уровня. И лишь, если задания второго уровня студент может проанализировать и предсказать ход решения, он может приступить сразу к третьему уровню. Кроме того, если данный вид задания разбирается впервые самостоятельно студентом, отметка за работу на уроке может не выставляться в журнал, если она не удовлетворяет. Эти задания они могут решать дома и на следующем уроке объяснить свое решение.
Поэтому, при организации работы обучающихся с использованием технологии уровневой дифференциации обучения, слабые студенты начинают решать задания и анализировать учебный материал, а сильные имеют больше времени и возможностей для углубления своих знаний.
Проблемное обучение позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемные ситуации можно использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять обучающихся на приобретение знаний, умений, и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
Исследовательские методы в обучении дают возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого студента.
Игровые технологии обеспечивают достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, позволяет преодолевать трудности в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодирование упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательных деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений обучающихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного студента. Выявление уровня учебных достижений осуществляется тестированием, при проведении которых все обучающиеся находятся в одинаковых условиях. Практическое использование современных педагогических тестов дает студентам возможность объективно оценить уровень своих знаний и определить рейтинг среди других обучающихся, проконтролировать уровень усвоения того и иного раздела программы, самостоятельно потренироваться в выполнении заданий различного уровня сложности, систематизировать знания по математике. В своей практике тесты использую на различных этапах урока, при проведении уроков разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим преподавателем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого студента.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. В принципе, в корне меняется деятельность обучающихся и деятельность преподавателя. Принцип работы в группе состоит в передаче обучающимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых преподавателем: информационных организационных, контролирующих и частично оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы студентов в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу обучающихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. В своей работе использую группы постоянного и временного состава. В каждой группе назначается консультант, ими становятся студенты, хорошо усваивающие материал по предмету, отличающиеся собранностью и требовательностью к себе.
Преимущества групповой формы учебной работы в том, что активизируются слабые обучающиеся, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной работе. Практика показывает, что обучающиеся с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, они не бояться говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.
Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день занимают главное место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся. Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные студенты с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счет, при объяснении нового материала, при закреплении, повторении, на этапе контроля.
Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом работоспособности обучающихся; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние и неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ)
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету
Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Задача преподавателя организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке обучающимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять обучающимися, развивать их познавательную активность.
Литература
Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения.-М.: ТК Велби, 2005.-247 с.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003;