Работа на уроке с историческими текстами. Итоговое практическое задание по программе повышения квалификации «Современный подход к преподаванию истории на основе историко-культурного стандарта и с учетом внедрения ФГОС»


Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Институт дополнительного профессионального образования
Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей
Работа на уроке с историческими текстами.
Итоговое практическое задание по программе повышения квалификации
«Современный подход к преподаванию истории на основе историко-культурного стандарта и с учетом внедрения ФГОС»
Выполнила:
Артамонова Е.Н.,
учитель истории и обществознания,
МБОУ СОШ №3 г.Заринска
______________
(подпись)

Задание защищено:
«___» ________ 2015г.
Заринск-2015

Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
Данная работа предполагает изучение исторического документа как важнейшего способа самостоятельного поиска и анализа информации учащимися 9 классов.
Сегодня идет реформирование школьного исторического образования на основе ФГОС нового поколения и требований историко-культурного стандарта. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Получаемая ими в ходе урока информация, должна быть насыщенна научно-обоснованными материалами. Вот почему учителю необходимо включить в состав учебно-методического комплекса исторические тексты, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Образ времени и насущные проблемы в большей степени способны отразить своеобразие исторической эпохи
Целью данной работы станет рассмотрение возможностей использование приёмов работы с историческим текстом советской эпохи для формирования способности школьников применять полученные на уроках знания, для приобретения опыта аналитической работы на доступном и близком им материале.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Оценить особенности восприятия старшими школьниками эпохи, о которой идёт речь в предложенном документе.
Рассмотреть предложенную в методической литературе классификацию исторических текстов; соответствующие приёмы организации деятельности учащихся, чтобы помочь им постичь образное выражение основного содержания событий или явлений;
Определить возможные варианты использования исторических документов в структуре урока на примере разработки занятия в 9 классе по теме «Изменения политической системы».
Исторический текст – это письменный источник , который не только характеризует эпоху, но и даёт возможность понять субъективное отношение автора к описываемым событиям

Основная часть
Современный урок истории немыслим без текстовых документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков.
На уроках истории России и всеобщей истории используются задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия, что позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер, изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся. Задачей учителя является подбор таких заданий, которые ориентированы на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.
Виды исторических текстов и требования к ним.
Документы, применяемые в обучении истории, подразделяются на две основные группы :а) документы повествовательно-описательного (летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий)
б) актового (юридические, хозяйственные, политические, программные) характера, имеющие практическое значение, хорошо дополняющие друг друга. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова, произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).
Исторические документы подразделяются на документы:
а) государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий);
б) международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка);
в) исторического характера (хроники, анналы, летописи, исторические сочинения);
г) личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев);
д) связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.;
е) литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения. Исторические документы должны:
- соответствовать целям задачам обучения истории;
- отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
- содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
- быть доступным ученикам по содержанию и объему, интересным;
- содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;
- обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.
Приемы работы с историческими документами.
Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:
а) чтение и анализ;
б) выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;
в) комментированное чтение;
г) коллективный разбор текста;
д) формулирование вопросов к тексту;
е) обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
ж) выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;
з) анализ аргументации авторов;
и) нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
к) формулирование обобщенных выводов;
л) выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;
м) составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта; н) подготовка сообщений, рефератов и т.д.
Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.

Итак, обучение работе с текстом документа включает следующие этапы:
1) учитель дает образец разбора документа;
2) ученики анализируют документ под руководством учителя;
3) работают под руководством учителя и самостоятельно;
4) самостоятельно изучают документ в классе и дома.
Учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания. Дома ученики готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческие сочинения. Необходимо отметить, что для самостоятельной работы документ необходим каждому ученику.
В своей работе я использую документы на всех этапах обучения, при решении различных задач, исторический документ включаю в свой рассказ чаще всего с целью конкретизации материала, придания ему большей эмоциональности. Документальный материал вводится в повествование в виде очень небольших отрывков. В зависимости от содержания документа, от подготовленности класса краткий разбор документального отрывка можно сочетать с постановкой вопросов по документу перед классом. Вопросы к документу перед его чтением и разбором приобретают в этом случае характер постановки проблемы, а дальнейшее изложение и разбор документов - проблемного изложения.
Самостоятельная деятельность учащихся с документами предполагает работу :1) с одним или несколькими документами, анализ документов, восстановление хода
исторического события;
2) с несколькими документами, объединенными одной проблемой:
а) сравнить документы, выявить общее или различное в позициях, взглядах, настроениях участников событий, проанализировать эволюцию их взглядов;
б) проанализировать мотивы поступков, действий участников событий;
в) оценить отдельных участников событий, создать их политический и нравственный портрет;
г) дать оценку документам как источникам исторических знаний;
д) высказать свое мнение относительно значения исторического события.
Заключение
Таким образом, мы выяснили, что исторические тексты играют важную роль в процессе преподавания истории в средней школе. Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов. Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования, в том числе и исторического. Формирование исследовательских умений учащихся на уроках истории в процессе организации работы с историческими документами описывает один из возможных вариантов практической реализации идеи обучения через исследование.
Литература
а) основная литература
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. М.: Просвещение, 2012
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Степанищев А.Т. Настольная книга преподавателя истории / М.Т. Степанищев. - М.: ВЛАДОС, 2013
Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 2007 (ЭБС «Университетская библиотека online).
б) дополнительная литература
Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьниковпри изучении истории в основной и старшей школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. - № 5. – С. 16-24.
Ворожейкина Н.И. Вариативное моделирование уроков истории в основной школе / Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - № 5. – С. 18-22.
Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Учебные проекты по истории в основной школе /Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. - № 10. – С. 23-29.
Баулина Н.А. Исследовательская работа учащихся – раскрытие творческого и интеллектуального потенциала юного гражданина / Н.А. Баулина// Преподавание истории в школе. – 2013. - № 6. – С. 25-27.
Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Проектная деятельность в образовании / Е.М. Беляков, Н.М. Воскресенская // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 5. – С. 3-12.
Вяземский Е.Е. О разработке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Преподавание истории в школе. – 2014. - № 1. – С. 53-58.

Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории / М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. – 2008. - № 1. – С. 3-8.
Стрелова О.Ю. Примерная программа о ценностных и содержательных ориентирах учебного предмета «История» / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории в школе. – 2010. - № 7. – С. 54-60.
Стрелова О.Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе /О.Ю.Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 10. – С. 9-17.
Стрелова О.Ю.,Вяземский Е.Е. Учитель истории, «стандарты второго поколения» и рабочие программы /О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 6. – С. 22-30.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / А.Т. Степанищев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла / В.В. Тороп // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 2. – С. 4-13.

Интернет-ресурсы.
Федральный Государственный Образовательный Стандарт http://минобрнауки.рф/документы/336История: Примерная программа основного общего образования по ФГОС:http://fgos.pippkro.ru/index.php?id=34Историко-культурный стандарт:http://минобрнауки.рф/документы/3483Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории:http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii Приложение
Приведём конкретный пример использования документа в ходе изучения темы «Изменения политической системы» в 9 классе. Ниже помещён фрагмент такого урока.
Урок изучения нового материала для учеников 9 класса. Предусматривает работу учеников в группах с текстом учебника, составление опорного конспекта, работу с документами, размышление над проблемными вопросами, в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта.
ИКС предусматривает изучение следующих событий и фактов: Смерть Сталина. Борьба за власть в советском руководстве.  Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. XX съезд партии и разоблачение культа личности Сталина. (ИКСhttp://минобрнауки.рф/документы/3483)
Цель: Оценить расстановку сил в окружении Сталина после его смерти, проанализировать альтернативы развития, открывавшиеся перед страной в марте 1953 года.
Задачи учителя:
создать условия для освоения темы;
активизация гражданской позиции учащихся.
Задачи учащихся:
охарактеризовать итоги борьбы за власть и реформы политической системы в 1953-1964гг.
уяснить суть изменений во взглядах руководства КПСС на культ личности, демократизацию общественной жизни.
Планируемые образовательные результаты изучения темы:
1. Предметные:
а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы;
б) перечислять основные события в борьбе за власть после смерти Сталина, называть мероприятия по демократизации политической системы;
в) сравнивать различные точки зрения на деятельность Н.С. Хрущева, делать собственные выводы.
2. Метапредметные:
а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами);
б) развивать творческие способности к анализу и осмыслению социальных явлений и процессов (систематизировать и творчески перерабатывать знания);
в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);
г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека.
3. Личностные:
а) способствовать воспитанию активной жизненной позиции, способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
б) способствовать воспитанию патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-рассуждение, урок-анализ.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая, парная.
Межпредметные связи: история, литература, культурология.
Технология проведения урока: проблемное обучение.
Средства обучения: ТСО, комплекты раздаточного материала.
Фрагмент хода урока из части: Изучение нового материала…
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя.
5    марта 1953 года умер И.В. Сталин... «Первые месяцы после смерти Сталина были полны тревожного ожидания. Зловеще прозвучали в ушах произнесенные Берией на траурном митинге с Мавзолея рефреном повторяемые слова: «"Кто не слеп, тот видит, как наша страна, сплоченная воедино, в этот трудный момент готова принять любой вызов. Кто не слеп, тот видит!» Но первые речи Н.С. Хрущева, Г.М. Маленкова и других руководителей уже несли с собой какие-то элементы новизны. Стали говорить о народе, его нуждах, о том, что целью социализма не может быть индустриальный рост, о продовольствии, о жилищной проблеме, о прощении тех, кто оказался в плену. Словом, повеяло ветерком перемен», - напишет Ф. Бурлуцкий. (После Сталина: Заметки о политической оттепели.// «Новый мир», 1988, № 10, с. 156)Но какие они будут, эти перемены?
  Варианты послесталинского развития.
Итак, Сталин не оставил прямых указаний «о наследнике». На октябрьском (1952 год) Пленуме ЦК Сталин дал понять, что не хотел бы видеть в числе претендентов Молотова и Микояна. Другие «старейшие соратники «вождя» - Каганович и Ворошилов - давно уже отошли на второй план. После войны заметно окрепли позиции Маленкова, Берии и Хрущева. Маленков наследовал после Сталина пост Председателя Совета Министров СССР, Берия возглавил объединенное министерство внутренних дел и государственной безопасности. Хрущев взял на себя руководство Секретариатом ЦК КПСС 
От чего же зависел путь развития? (От соотношения сил в высшем слое партийно-государственного руководства.)
Таким образом, начавшаяся борьба за власть среди наследников продлится вплоть до весны 1958 года и пройдет несколько этапов.
Задание. Класс делится на три группы. Работая с п. 1 § 39 с. 260-261, охарактеризовать 3 этапа борьбы за власть и подвести итоги по опорным вопросам (записаны на доске).
  Этапы борьбы за власть после смерти И. В. Сталина
а)   этап (хронологические рамки);
б)   ключевые позиции;
в) мероприятия;
г)   итоги.
3. Работа в парах с документом (раздаточный материал) и текстом учебника п.2,3 § 39 с. 261-263,
Прочтите отрывок из доклада политического деятеля на съезде партии.
«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.
В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, (…) Центральный комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу. (…)
Сталину были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.
Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление».
Используя текст учебника и документ ответьте на вопросы:
1.В каком году был сделан данный доклад? Назовите фамилию и должность докладчика в это время.
2.Используя текст, укажите не менее трёх обвинений, предъявляемых И.В. Сталину как руководителю государства.
3.Укажите не менее трёх последствий данного доклада для страны и международных отношений.
*4. Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС называют иногда «политической Хиросимой». Как вы думаете, почему?