Опыт работы по теме: Методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе


Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края
Методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе
Ершова Лилия Андреевна
Заместитель директора по УВР
муниципального общеобразовательного учреждения
общеобразовательной школы-интерната
среднего общего образования
Курского муниципального района
Ставропольского края
ст. Курская 2015-2016 учебный год

Содержание:
Информация об опыте…………3-4
1.Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в МОУ школе-интернате
Технология опыта………………4-11
1.Цель и задачи методической деятельности
2.Анализ и оценка качества управленческого процесса
3.Организация внутришкольного контроля
Результативность опыта………11-13
Общие выводы……………….14-15
V.Библиографический список…...16
VI.Приложение к опыту :Анализ методической работы за 2014-2015уч.год.
План методической работы школы на 2015-2016 учебный год.
План внутришкольного контроля на 2014-2015учебный год.
Протоколы заседаний Методического совета
I.Информация об опытеНаучно-методическое обеспечение образовательного процесса в МОУ школе-интернате
Основной целью модернизации образования в МОУ школе-интернате является достижение нового качества, отвечающего новым социально-экономическим условиям России и основным направлениям ее развития. Одно из условий реализации этой задачи – обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, с новым уровнем личностного и профессионального развития, новым содержанием, дополнительными характеристиками, педагогическими умениями. В связи с этим особую актуальность приобретает методическая работа в школе, которая способствует развитию профессиональной компетентности учителя, его подготовке к педагогической деятельности в новых условиях. Насколько высок профессионализм педагога, настолько действенна и эффективна методическая служба. Поэтому очень важно правильно построить методическое пространство образовательного учреждения, обеспечить нормативно-правовую базу методической работы, правильно организовать методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов, то есть обеспечить эффективное управление процессом научно-методического сопровождения образовательного процесса. Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям и интересам учителей. Деятельность методической службы школы предполагает методические объединения педагогов по предметам. занимающиеся проблемным, интерактивным обучением, педагоги, включившиеся в научно-исследовательскую работу. При таком подходе повышается профессиональная компетентность учителя, учитель становится субъектом методической деятельности, т.е. активным участником, способным к творческому саморазвитию. Ещё одним направлением, способствующим эффективной организации научно-методической работы в школе, можно обозначить инновационную деятельность педагогов. Умение организовывать педагогическое исследование, эксперимент, обобщать и предъявлять результаты своей деятельности является неотъемлемой частью развития творческого потенциала педагога – исследователя. Участие учителей в научно-исследовательской деятельности не может не способствовать их развитию как полноценных личностей, способных к постоянному, качественному саморазвитию, к самостоятельному мышлению, умению создавать собственные концепции, планировать и осуществлять свою профессиональную деятельность, умению защищать свою точку зрения. Последнее особенно значимо, т.к. только активная, самосовершенствующаяся, творческая личность будет в наибольшей степени способна к социальной и профессиональной мобильности, готовой к личной самореализации, чтобы соответствовать требованиям современного общества. Педагоги – исследователи периодически проводят открытые уроки как для своих коллег, так и для учителей других образовательных учреждений. На уроках демонстрируются инновационные технологии развития мышления школьников, которые апробируются учителями на практике. Уроки посещаются и анализируются руководителями как в рамках реального учебного процесса, так и на различных открытых мероприятиях. Для этого в школе подобраны и составлены методики анализа уроков с целью выявления содержания и способов деятельности учителя и учащихся по развитию мышления. Таким образом, в социальных и экономических условиях 21 века необходимость в подготовке новых педагогических кадров, способных успешно осваивать современное образовательное пространство, видится совершенно очевидной, а научно-методическая деятельность, в свою очередь, выступает как подходящий инструментарий для инновационного развития как личных, так и профессиональных качеств современного учителя
II Технология опыта.
Цель и задачи методической деятельности
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования выпускников, зависящая от специфики целей и задач, которые ставит перед собой школа.Целью своей управленческой деятельности по методическому сопровождению учебного процесса, оказание реальной, действенной помощи учителям, классным руководителям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современных педагогов свойств и качеств личности.
В своей деятельности ставлю несколько задач:
1. Совершенствовать формы организации учебной деятельности.
2. Использовать в учебном процессе новые педагогические технологии, эффективные методики обучения.
3. Раскрыть способности, интеллектуальный и нравственный потенциал каждого педагога.
Цели и задачи моей управленческой деятельности полностью соответствуют задачам и приоритетным направлениям деятельности школы.
Школа работает в режиме развития и работает над единой методической темой «Инновационные технологии в развитии творческих способностей учащихся в условиях сельской школы». Тема эта актуальна, имеет практическую значимость для школы. Она сориентирована на обеспечение различных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы учеников и ориентированного на саморазвитие личности школьника, повышение творческого потенциала учителя и ученика.
Методическая тема пронизывает все звенья школьного образования: организационные, управленческие и методические. Выбор темы осуществлялся коллегиально, отвечает интересам коллектива и заинтересованности в ее реализации.
Мною составлен план реализации методической темы, где предусматриваются различные виды деятельности: педагогические чтения, педсоветы, единый методический день, совещания при директоре, творческие отчеты (обобщение опыта), научно-практические конференции, предметные недели, конкурсы профессионального мастерства.
В школе имеется вся необходимая нормативно-правовая база для осуществления методической работы, разработана и внедряется Программа развития школы, программы по дополнительному образованию, элективным курсам, здоровьесберегающим технологиям.
2.Анализ и оценка качества управленческого процесса
С целью отслеживания качества образовательного процесса провожу исследования мотивов учебной деятельности учащихся, творческой активности учителей (анкеты, срезы, собеседования). Мониторинг успеваемости, который составляю в конце каждой четверти, позволяет отслеживать степень обученности, качество знаний по классам, параллелям, ступеням обучения, учителям. Данные отчетов заносятся в базу данных, затем на основе сравнительного анализа делаю выводы о качестве обучения. Данная система повышает эффективность процессов управления системой образования школы. Педагогам и классным руководителям предоставляется возможность использовать в своей работе базу данных школы. Можно сказать, что в школе создается система информационно-аналитического обеспечения управления.
Не случайно, обновление управления школой связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Информация должна быть максимально полной по объему, объективной и предельно конкретной. Источниками информации в нашей школе являются отчеты классных руководителей и учителей-предметников в конце четверти, года, письменные отчеты членов администрации по направлениям своей деятельности.
Важным условием повышения качества образования в современной школе считаю уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Это может быть реализовано, если методическая работа обеспечивает целенаправленное, непрерывное, личностно- ориентированное повышение профессиональных компетенций учителя и содействовать его переводу на саморегулируемый процесс.
В МОУ школе-интернате сложилась своя система методической работы. Содержание методической работы школы формируется на основе:
1) законов РФ, нормативных документов инструкций, приказов Министерства образования РФ и СК, определяющих цели и задачи всей методической работы;
2) Программы развития школы, стандартов и базисного учебного плана, авторских альтернативных программ;
3) новых методических исследований, повышающих научный уровень методической службы;
4) инноваций, нововведений, новшеств, по-новому раскрывающих содержание методической работы;
5) диагностики и прогнозирования состояния учебно-воспитательного процесса, уровня обученности, воспитанности и развития учащихся школы;
6) максимально творческого подхода в выборе содержания и планирования методической работы.
На основании главных направлений работы и в соответствии с единой методической темой были определены для коллектива следующие задачи:
1. Организация работы педагогического коллектива над единой методической темой;
2. Совершенствование педагогического мастерства учителей в организации работы с разноуровневым контингентом детей с целью подготовки учащихся к профессиональному самоопределению через разработку индивидуальных программ работы с одарёнными детьми, проектная деятельность, разработку программ реализации экспериментов;
3. Систематическое отслеживание работы по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта через систему методических семинаров, школ передового опыта, круглых столов, предметных недель, взаимопосещения уроков, конкурсов педагогического мастерства, участия в городских семинарах и конференциях;
4. Повышение качества образования учащихся;
5. Приобщение коллектива к научно-исследовательской работе по актуальным проблемам школы.
Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:
• составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования:
• составлены и утверждены планы работы МС, педсоветов;
• МО работали по четким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой школы;
• Составлены индивидуальные планы работы учителей над темами самообразования;
• Создана система ВШК как одно из условий эффективной работы.
• Создана система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся;
• Проведены мероприятия по улучшению материальной базы кабинетов.
На заседаниях педсоветов, семинарах выступаю с сообщениями, докладами, анализом учебной деятельности.
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педсовет. Тематика проведенных педсоветов была актуальной и востребованной соотносилась с поставленной проблемой школы.. 1. Педтехнологии: теория, практика.
2. Мотивация к учению, как управлять ее развитием.
3. Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника педсовет в нетрадиционной форме – продуктивная игра). 4. Организация творческой деятельности учащихся на уроках. .
5. Творчество учителя..
6. Взаимодействие школы и семьи по воспитанию личности.
7. Компетентностный подход: основные понятия и подходы к реализации.
8. Дополнительное образование как средство развития творческих способностей учащихся.
В течение учебного года проходит контроль и диагностика деятельности преподавателей. Посещая уроки учителей, определяю сильные и слабые стороны урока, анализируем уроки, делаем выводы. Учителя готовят открытые уроки, доклады, сообщения, но наряду с этими формами широко используются внеклассные мероприятия, творческие отчеты, деловые игры, тренинги и другие активные формы деятельности. Пополняется банк данных. По итогам заседаний готовлю методический бюллетень.
Усилия участников МО направлены на активное воплощение принципа: профессионализм педагога – источник развития современного образования. Вся деятельность МО осуществляется в рамках работы над единой методической темой .Цель работы МО я вижу в совершенствовании профессиональных качеств личности каждого учителя, развитии их творческого потенциала и, в конечном счете, повышение эффективности и качества образовательного процесса, через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями, изучение и использование на практике современных методик воспитания. Как заместитель директора по УВР планирую и координирую деятельность МО, работаю в профессиональной группе учителей, являюсь наставником молодого педагога, веду занятия в школе «Секреты мастерства».
Целью деятельности учителей является формирование свободной социально- компетентной творческой личности , способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно- ориентированного подхода к процессу обучения.
Общая методическая тема нашла отражение в индивидуальных планах самообразования учителей наряду с персональной темой . Организация работы над индивидуальной методической темой и единой методической темой школы являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологии обучения предмету и повышения результативности обучения.
Другой формой методической работы являются профессиональные группы учителей. Состав групп меняется в зависимости от заинтересованности, уважительного отношения друг к другу, от взаимопонимания.
В своей управленческой деятельности использую материалы исследований Т.Н.Шамовой, П.И.Третьякова (в частности, при составлении плана работы школы, организации внутришкольного контроля), Поташника, Фриша.
Обновление управления школой связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Информация должна быть максимально полной по объему, объективной и предельно конкретной. Источниками информации в нашей школе являются отчеты классных руководителей и учителей-предметников в конце четверти, года, письменные отчеты членов администрации по направлениям своей деятельности, ученическое самоуправление, информация, получаемая в результате внутришкольного контроля (контрольные работы, тестирование, диагностические работы с целью проверки ЗУН, проверка классных журналов, дневников, тетрадей и т.д.), система оперативной изначальной информации; статистическая отчетность о результатах каждой учебной четверти, года. При создании банка данных вся тематическая информация делится на несколько разделов: качество знаний, качество преподавания, уровень воспитанности и воспитательная работа, работа с педагогическими кадрами, работа с родителями, общественностью, состояние внутришкольного управления, сведения об учителях и учащихся.
Таким образом, в школе реализуется формирование системы информационного обеспечения управления по конечным результатам.
При использовании этой системы в практике школы создали следующие блоки информации, по которым проводится анализ конечных результатов:
1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Воспитательная работа.
3. Обеспечение базового и дополнительного уровня образования.
4. Готовность к непрерывному образованию и труду.
5. Готовность к жизни в семье и обществе.
6. Работа с родителями.
7. Работа с кадрами.
8. Материально-техническое обеспечение.
Анализ информации по блокам повторяется ежегодно, поэтому она накапливается целенаправленно. Анализ конечных результатов в плане работы школы представлен в виде электронных таблиц, графиков, диаграмм и все это, как правило, хранится в базе данных компьютера для ведения статистики с целью отслеживания динамики процессов.
Образовательные услуги Интернет используются для информирования учителей по широкому кругу вопросов самообразовательной и преподавательской деятельности: изучение через Интернет новых методических пособий, выпущенных в традиционном печатном виде; поиск материалов для подготовки к педсоветам, методсоветам, совещаниям. Большую помощь в работе оказывают электронные информационные диски с записями материалов, которые необходимо довести до сведения учителей для использования в повседневной работе (олимпиады, конкурсы, демоверсии экзаменационных работ по предметам и т.д.)
Применение средств информационных технологий облегчает отслеживание, накопление, систематизацию, анализ конкретных результатов и принятие управленческих решений администрации школы; позволяет экономить время и иметь свободный доступ к необходимым материалам, помогает коллективу повышать уровень педагогического мастерства в условиях современной школы. Школа имеет свой сайт. Постоянно работаю с сайтом школы. Учителя школы зарегистрировались и размещают свои материалы на сайте «Профистарт».
В системе непрерывного образования ключевым фактором становится самостоятельная работа учащихся , следовательно, должен быть обеспечен их самостоятельный доступ к учебным ресурсам. Школа должна научить детей учиться. Это ведет к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя, к резкому расширению его профессиональной способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся. Основываясь на опыт работы пришла к выводу, что наиболее актуальными остаются технологии личностно- ориентированного обучения, метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, индивидуализация. Конечно, все эти технологии невозможно применять без знания компьютера. Информатика прочно вошла в состав учебных предметов. Увеличивается количество учителей, применяющих компьютерные технологии.
С переходом школы в режим развития изменились подходы к управлению школой. Основное место среди них отводится стимулирующей мотивации управляющей деятельности как учащихся, так и учителей. Все педагоги используют современные УМК, рекомендованные или допущенные к использованию в учебном процессе Министерством образования и науки РФ. Рабочие программы разработаны в соответствии с госстандартом.
3.Организация внутришкольного контроля
Циклограмма запросов информации по той или другой теме находит применение в текущем и перспективном планировании работы школы, что положительно сказывается на принятии управленческих решений. Управленческая деятельность формируется в процессе педагогического анализа информации, о деятельности каждого звена школы в целом.
Цели ВШК я вижу в следующем:
- дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся;
- отслеживание динамики развития учащихся, создавая при этом эмоциональный комфорт и условия для самовыражения , самопознания, саморазвития каждого ученика.
Планирование в школе проводится по конечным результатам. А это требует усиления не только вертикальных, но и горизонтальных связей между всеми управляющими звеньями. Для оценки продвижения школы в своем развитии и оценки развития учеников школа учитывает следующие показатели деятельности:
1. Инновационная деятельность школы.
2. Состояние здоровья учащихся и учителей.
3. Организация УВП
4. Эффективность УВП
5. Обеспечение УВП необходимыми условиями
Отсюда следуют задачи на предстоящие 5 лет:1. Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов
(дифференциация, индивидуализация, метод проектов, проблемное обучение),сочетающие в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся.
2. Разработать форму учета достижений учащихся по предметам, позволяющую проследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся.
3. Разработать систему диагностики:
- отслеживающую динамику развития учащихся;
- изучающую состояние межличностных отношений учителя и учащегося;
- фиксирующую уровень образованности на каждом этапе школьного обучения;
- совершенствующую систему внеучебной деятельности по предметам обучения;
- обеспечивающую психологическую защищенность учащихся в образовательном процессе;
- эффективно реализовывающую профессионально-деятельностный потенциал педагогического коллектива и администрации в учебно- воспитательном процессе;
- создать систему материального поощрения наиболее значимых педагогических результатов.
Для решения поставленных задач применяем различные виды контроля: тематический и фронтальный; формы контроля: персональный, классно-обобщающий, обзорный, предметно- обобщающий, тематически-обобщающий; методы контроля: наблюдение, анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, хронометраж, устная или письменная проверка знаний.
Все виды контроля, как правило, завершаются разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти предложения направлены на улучшение образовательной деятельности.
Ежегодно участвую в подготовке Публичного доклада школы (анализ учебной деятельности, кадры, информатизация).
В школе отслеживаются следующие инновации:
- работа со слабоуспевающими детьми;
- работа с одаренными детьми;
- ведение предпрофильной подготовки.
Все они касаются содержания образования и направлены на повышение качества образования в школе. Этими инновациями занимаются педагоги школы. Результаты есть, но задачи, вынесенные в названия инноваций, остаются одними из первостепенных в работе.
Вопросы сохранения здоровья детей, привития детям навыков здорового образа жизни остаются также основными задачами школы.
В школе сложился творческий коллектив, состоящий из трудолюбивых, добрых, любящих детей педагогов. Стиль моего общения с педагогами: взаимопонимание, взаимоподдержка, уважительное отношение, конфликты стараюсь разрешать путем убеждения, бесед, личного общения. Взаимоотношения с коллегами считаю деловыми и доверительными. Обмениваюсь опытом работы. По результатам тестов по психологической совместимости с коллегами отношусь к людям с нормальной коммуникабельностью, требовательным, достаточно терпеливым в общении с другими, умеющим выслушивать собеседника, отстаивать свою точку зрения без вспыльчивости человеком. Являюсь очень обязательным человеком. В ситуации конфликта выбираю сотрудничество и компромисс.
Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах, изучаю различные технологии управления.
III. Результативность опыта
Целенаправленная, систематическая работа дает положительные результаты. Выбранная структура учебно-воспитательной работы оптимально соответствует целям и задачам школы. Большая работа проводится по повышению педагогического мастерства педагогов.
Результаты участия педагогов школы в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах.
Районные семинары на базе ОУ:
2013-2014 уч.год2014-2015 уч.год2015-2016 уч.годСеминаручителей технологии Модульный семинар учителей ОБЖ Модульный семинар учителей физической культуры
Участие учителей в профессиональных конкурсах
Название конкурса 2013-2014 уч.год2014-2015 уч.год2015-2016 уч.годРайонный конкурс «Учитель года» 3 место- Донцов М.В. 1 место Трегуб А.А.. Районный конкурс «Открытый урок» 2-место-Северинова И.В 2 место-Думина И.Б.
Целенаправленная работа педагогов по повышению качества подготовки учащихся дает положительные результаты. Учителя уверенно владеют учебным материалом, часто используют на уроках динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные).
Динамика прохождения курсовой подготовки учителями:
Всего пед.
работников % педагогов, прошедших курсовую повышения квалификации
2013-2014 уч.год25 36%
2014-2015уч.год 23 69%
2015-2016 уч.год23 61%
Сформирована система работы с одаренными учащимися, которая обеспечивает получение стабильных результатов участия обучающихся школы в интеллектуальных, творческих, исследовательских мероприятиях.
Итоги муниципального и регионального этапов предметных олимпиад ( по годам):
2013-2014 уч.год2014-2015 уч.год2015-2016 уч.годКол-во призеров и победителей в районе 21 человек 16 человек 12человек
Количество участников, призёров в крае 8 участников
4 призёра 4 участника,
1 призёр 6 участников,
2 призёра
Помимо этого учащиеся школы на протяжении нескольких лет участвуют в Всероссийских заочных предметных олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Пегас»
Мониторинг результативности учебной деятельности показывает стабильный уровень знаний и умений учащихся в течение нескольких лет: успеваемость 99 %, качество знаний в пределах 36 %.
Сводные результаты итоговой аттестации по всем предметам показывают, что в целом школьники полностью освоили программу основного полного среднего образования по всем предметам.
Результаты сдачи экзаменов выпускниками 9 класса за 2015-2016уч.год
Предмет Среднее количество баллов Средняя оценка
Русский язык 31 3,73
Алгебра 9,73 3,47
Геометрия 4,68 3,68
Информатика и ИКТ 12,8 3,75
История 11 2
Обществознание 24 3
Физика 11,6 3
География 15,8 3
Биология 16,6 2,85
Химия 21 4
Результаты сдачи экзаменов выпускниками 11 класса за2014-2015, 2015-2016уч.год
2014-2015учебный год 2015-2016 учебный год
Предмет % сдавших Среднее количество баллов % сдавших Среднее количество баллов
Русский язык 100 66 100 73,6
Математика(базовый ур.) 93 4,4 100 4,2
Математика (проф.ур.) 93 43,6 100 45,25
Физика 100 47,6 100 50%
Обществознание 100 58,5 100 54,5
История 100 48 100 52,5
Химия - - 100 47,3
Биология 93 47,25 85 44,4
География 100 63 100 69
Информатика и ИКТ 0 27
Из анализа результатов видно, что в среднем уровень подготовки выпускников основной школы и средней школы к итоговой аттестации практически стабилен. Учащиеся в основном подтвердили годовую оценку или повысили ее, что объясняется ответственным отношением к подготовке к экзаменам учителей и учащихся школы. Качество знаний соответствует результатам внутришкольного контроля.
IV.Общие выводы
Показателями успешности работы МОУ школы-интерната являются
Выполнение закона «Об образовании в РФ», решений Правительства РФ, отдела образования администрации Курского муниципального районарайона.
Стабильность относительной успеваемости и позитивная динамика роста качества знаний обучающихся.
Успешное выступление обучающихся на различных конкурсах, олимпиадах.
Успешное поступление выпускников в вузы и ссузы.
Активное участие в проведении районных семинарах.
Положительные результаты проверок Службы по контролю и надзору в сфере образования.
Положительные результаты диагностики по предметам .Успешная аттестация учителей .Участие учителей в конкурсах профессионального мастерства.
Постоянное пополнение материально-технической базы
Использование информационных технологий в управлении и организации образовательного процесса.
Но проблемы есть. Изменились требования к школе, изменился социальный состав родителей и контингент обучающихся, изменился заказ родителей на выпускников.
Педагоги почувствовали необходимость:
1 овладения новыми педтехнологиями и информационными в том числе;
2. изучения психологии;
3.изучения современных воспитательных программ;
4.прохождения профессиональной переподготовки;
5.поиска новых форм работы с родителями;
6. развития дополнительного образования;
7.сохранения и по возможности укрепления здоровья детей.
Пути решения проблем школы вижу в:
1. овладении педагогами личностно- ориентированными технологиями, методом проектов через посещение курсов, через семинары, творческие отчеты, через участие в творческой деятельности по плану самообразования в соответствии с единой методической темой;
2. изучении педагогами современных воспитательных программ через посещение курсов, семинары, через участие в творческой деятельности;
3. прохождении педагогами плановых курсов повышения квалификации и профессинальной переподготовки на базе СКИРО ПК и ПРО;
4. в создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей
5. в развитии дополнительного образования через организацию новых курсов, кружков, факультативов через систему внеурочной деятельности;
6. применении новых форм работы с родителями, в совершенствовании психолого-педагогического просвещения родителей
7. применении в практике работы педагогов информационных технологий. В этом педагогам помогут курсы.
8. в постоянном совершенствовании методической работы через создание творческих и профессиональных групп, через участие в творческих конкурсах;
9. в развитии системы управления и контроля через создание действенной системы педагогического мониторинга, позволяющей управлять учебно- воспитательным процессом по конечным результатам.
Несмотря на имеющиеся проблемы, МОУ школа-интернат конкурентно способное учреждение во внешней среде. Её авторитет в районе достаточно высок. Учебно- материальная база и ресурсы школы позволяют давать учащимся качественное образование. Проблемы будем решать, в этом я вижу смысл своей работы.
Вывод. Полученные результаты приведенного выше опыта работы подтверждают необходимость дальнейшего развития стратегии активного роста школы, качества оказания образовательных услуг для сохранения собственного имиджа во внешнем окружении. Вместе с тем, они выявили необходимость совершенствования механизмов методического сопровождения управления школой, развития школьной образовательной среды как важнейшего условия развития личности участников образовательного процесса, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию.

V.Библиографический список
1.Афанасьева Т.П. Немова Н.В. Планирование и мотивация профессионального развития кадров. Москва 2004 год
2.Бабанский Ю.К.(системный подход в образовании).
3.Завуч ( научно- методический журнал)
4.Крутецкий В.А.(педагогические возможности и способности).
5.Кузьмина Н.В.(структура педагогической деятельности).
6.Леонтьев А.Н.(общепедагогическая теория деятельности).
7.Сухомлинский В.А.(сущность педагогической деятельности).
8.Справочник заместителя директора школы.
9.Толстой Л.Н. (мастерство педагогического труда).
10.Ушинский К.Д. ( управление процессом развития личности