ВВЕДЕНИЕ ФГОС ООО: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ


УДК
БАКИРОВА З.Х., заместитель директора по научно-методической
работе, кандидат социологических наук,
МБОУ СОШ№29(г. Уфа)
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ООО: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался в нашей образовательной организации в этом учебном году через изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательной организации, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.
В сентябре 2014 года в соответствии с приказом директора школы была организована рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения.
В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:
1. изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
2. разработка основной образовательной программы основного общего образования;
3. разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
4. разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
5. ознакомление и обсуждение ФГОС второго поколения с родителями;
6. изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
7. разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
8. создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность учителей.
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе будут решены следующие задачи: дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей учебной программе по предметам основного общего образования на основе требований ФГОС второго поколения; Об учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по УР в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения), проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время; скорректирован план методической работы, основная деятельность ее будет направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения, и разработку программ; будут включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы.
Второй этап: издание ряда приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработка Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования.
Третий этап – реализация ООП ООО. В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики.
В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения. В декабре 2014 года составлен и утвержден план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО. Основной целью методической работы является: создание модели методического сопровождения перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание условий для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития. Были определены приоритетные задачи:
• создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС основной школы,
• создать методическое обеспечение введения ФГОС основной школы,
• обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней,
• обеспечить повышение профессиональной компетенции педагогических работников по вопросам ФГОС,
• разработать систему мониторинга реализации проекта «Методическое сопровождение введения ФГОС основной школы».
Считаем, что на этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов является проект. Именно проект позволяет включить всех учителей в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Нами был разработан проект методической работы школы «Программа организации методической работы в школе в связи с переходом на новые ФГОС». Старт проекту дал педагогический совет «Проектирование современного учебного занятия в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта», на котором педагоги школы объединились в творческие группы для работы над проектом (ни один учитель при этом не остался в стороне от проектной деятельности). Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на: изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов; предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно. Примером может служить тот факт, что все учителя прошли модульные дистанционные курсы повышения квалификации, публикуют свои работы в различных изданиях и на федеральных сайтах. В третьем номере информационно - методического вестника, издаваемом МКУ ГСМЦ опубликована статья директора школы «Одаренный ребенок». Все формы методической работы в нашей школы можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются: тематические методические и педагогические советы; тематические заседания микрогрупп; диагностика, педагогический мониторинг; индивидуальная работа; аттестация; самообразование педагогов; семинары - практикумы; открытые уроки; творческие отчеты; групповые и индивидуальные консультации; практикумы по конструированию уроков; информирование и обсуждение методических новинок; презентация методических наработок. Можно выделить следующие ключевые темы методической работы по методическому сопровождению введения ФГОС: реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в деятельности школы, в работе учителя-предметника, классного руководителя, обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;
современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;
технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к ГИА и ЕГЭ;
ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО на этапе подготовки обеспечивает создание необходимых условий для его внедрения и реализации. Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы: положительная мотивация заметно растет; все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения; повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий; создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.
Таковы результаты деятельности образовательной организации на конец 1-го полугодия 2014 – 2015 учебного года по реализации Плана - графика обеспечения условий, способствующих требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования в образовательной организации на 2014 -2015 годы.
В заключении хочу сказать: «Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.