Исследовательская работа Исторический и духовный портрет афонского старца схиархимандрита Макария







Исследовательская работа
на тему:


«Исторический и духовный портрет афонского старца
схиархимандрита Макария»




Выполнил:
Трубицкой Иван
25 января 2003 г.р.
МКОУ «Ханинская СОШ»
Тульской обл.Суворовского р-на
Ученик 7 класс, II группа
педагог-консультант :
Ильичева Надежда Андреевна
8-903-421-17-88



Оглавление
1.Аннотация к исследовательской работе.3
2.Введение..4-5
3.Основное содержание:
3.1. Что такое Афон?.......................................................................................6-10
3.2. Афонский старец схиархимандрит Макарий ......11-26
4. Вывод.......27
5.Заключение.......28
6.Список используемой литературы........29





















Аннотация к исследовательской работе
В данной исследовательской работе автор дает общую характеристику Святой Афонской Горы. Афон всегда был открыт миру. Святая Гора не только охотно принимала паломников, но и дала Церкви патриархов, епископов, учителей, проповедников, духовников, писателей. Но главная заслуга Афона состоит в том, что он сыграл ключевую роль в сохранении чистоты Православия.
Так же рассказывается о афонском старце схиархимандрите Макарии ( в миру Сушкине Михаиле Ивановиче), который был родом из богатой купецеской семьи г. Тулы, и с отроческих лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Заветной мечтой его были путешествия по святым местам.
 Пантелеимонов монастырь в середине XIX века становится первой на Афоне русской обителью и русское монашество получает официальный статус на Святой Горе. В 1875 году игуменом монастыря был избран русский монах. Этот жребий достался священно-архимандриту Макарию (Сушкиину). Конечно, сам Господь в нужный момент явил этого удивительного старца. Мы уверены, что Архим. Макарий (Сушкин) как историческая фигура еще не оценен по достоинству. Такой человек подобен высокой горе: стоя у подножия невозможно видеть вершину, и только отойдя достаточно далеко, глаз может ухватить всю гору целиком. Должно пройти достаточно времени, чтобы потомки могли оценить по достоинству таких персоналий, как Архим. Макарий. 
Важнейшую роль не только в восстановлении Русского Пантелеимонова монастыря, но и в росте интереса русского народа к Афону, сыграл старец Макарий (Сушкин) (1820-1889).При нем начался новый расцвет русского монашества на Афоне.




Введение
Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВО, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну РОДИНА, потому что родились и живём в ней.
С детства мы слышим слова «святой»,«святость», но всегда ли мы задумываемся над тем, что они означают. Святыми называют христиан, которые жили праведно, старались делать добро  и не забывать о Боге.
 Целью моей работы является повышение интереса к православной культуре, приобщение к её духовно-нравственным ценностям, нормам христианской морали.  
Цели исследовательской работы:
-формирование и развитие гражданско-патриотического сознания учащихся на основе знаний об истории и богатейших традициях Отечества, России;
-осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-развитие познавательного интереса, навыков работы с большим объёмом информации, используя знания, полученные в ходе изучения предметов естественно-научного, гуманитарного циклов.
Задачи исследовательской работы:
-изучить, обобщить материал,  литературу по данному вопросу;
-раскрыть, доказать высокую духовность старца схиамандрита Макария (Сушкина);
-способствовать восстановлению исторической памяти, предоставить как можно больше информации о старце схиархимандрите Макарии (Сушкине);
-разработать пошаговую реализацию системы мероприятий по распространению знаний о старце схиархимандрите Макарии (Сушкине).


Трудно переоценить влияние Афона на формирование русского монашества и духовного самосознания. Более того, благодаря непрекращающимся с глубокой древности контактам русской Церкви со Святой Горой, Россия дала миру огромное количество святых и подвижников, без которых сегодня нельзя представить себе Вселенского Православия. Об одном из этих святых и о их влиянии на жизнь русского монашества и культуры пойдет речь в этой исследовательской работе.











Что такое Афон?


Bсему христианскому миру известно, что Святая Афонская Гора находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и что сие место назначено Ей уделом для проповеди евангельского слова. Истину эту всегда признавали православные, её признают также и иноверные и даже неверные.
Жития многих святогорских подвижников доказывают любовь Игуменьи Святой Горы и Её заботу о тех, кто посвятил себя иноческой жизни на Афоне. По державной Её воле это место предназначено до скончания мира, как говорят местные предания, исключительно для мужского монашества.













Святой Горой Афон называется восточная часть греческого полуострова Халкидики, омываемая водами Эгейского моря. Он имеет длину 57 км, ширину от 8 до 12 км и занимает площадь в 332 кв. км. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он соединяется с греческой провинцией Македония, незначительную высоту, далее постепенно поднимается вверх, и заканчивается горным пиком высотой 2033 м. Это и есть гора Афон (по-гречески А
·фос), давшая название всему полуострову.
Образ жизни на Афоне не подчинён мирским законам. Афон населён мужами, которых не удовлетворяет ничего, что может предложить мир; они стремятся к большему, чем материальные блага и земные красоты. В поисках этого большего они и отправились на Гору Афон, где кончается земля и начинается Небо. Благодаря многотерпению и ежедневным подвигам, они находят искомое и живут так, имея величайшее сокровище. И сокровище это - этот кусочек Неба - сохраняют до конца земной жизни.
На Святой Горе мужи ведут ту новую жизнь - жизнь, дающую им предощущение будущего блаженства. Души их вдохновляются мыслью о вечности, которая, словно вечная весна, ободряет и утешает, когда становится по-зимнему тяжело.
В настоящее время Афон - главный центр и оплот восточно-христианского монашества. В связи с этим вполне оправдан интерес к нему не только православных, но и всех людей, имеющих помимо материальных и духовные интересы. Множество гостей со всех уголков земного шара ежегодно посещают Святую Гору. Их значительная часть под впечатлением от увиденного в той или иной степени меняет свою жизнь, а некоторые даже остаются на Афоне, становясь на путь монашества.
«Тысячелетнее монашеское царство!.. Афон-сила, и сила охранительная, смысл его есть «пребывание», а не движение, Афон созерцает, а не кипит и рвётся. Но он полон христианского благоухания, то есть милости, а не закона; любви, а не угрозы. Афон не мрачен, он светел».
Афон всегда был открыт миру. Святая Гора не только охотно принимала паломников, но и дала Церкви патриархов, епископов, учителей, проповедников, духовников, писателей. Но главная заслуга Афона состоит в том, что он сыграл ключевую роль в сохранении чистоты Православия. Если уподобить Церковь организму, то Афон был лёгкими, через которые очищалась кровь, обеспечивающая его жизнеспособность. Это гора не случайно была названа Святой, ведь своими подвижническими трудами люди освятили здесь даже камни. Афон - это уникальная попытка жить по Евангелию, до последней буквы и без компромиссов посвятить себя Богу и исполнению Его заповедей.  
Пусть никто не называет монаха ни лишённым любви к родственникам, ни человеконенавистником, ни непатриотичным: это хула! Не бывает монаха, безразличного к единоплеменникам: такого мы сочли бы лишённым всяческой добродетели. Но он уходит в пустыню, чтобы оказаться ближе к Могущему спасти и, молясь в каком-нибудь тёмном уголке своей Келлии, вместе с Богом правит миром, по Апостолу, и помогает своим и всему своему народу любовью -самым действенным способом.
Древние афонские монастыри хранят бесчисленные богатства: чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих. Но не меньшее богатство - сбережённое в этих обителях тысячелетие духовной жизни славной Византии и других православных народов: сербского, болгарского, румынского и, конечно, русского.
На Афоне единство Православия предстаёт во всём его многообразии. Пожалуй, главная цель поездки на Афон это прикосновение к живой традиции. Ведь здесь можно не только поклониться Святыням и чудотворным иконам, но и познакомиться с современными подвижниками и старцами, получить от них духовную помощь.
Наши соотечественники всегда с особым трепетом и любовью тянулись к этому месту, отмеченному печатью Небесной чистоты. Несколько десятилетий Афон был недоступен для русских паломников, ныне же Божия Матерь опять дала нам возможность посещать Святую Гору. Однако многим кажется, что осуществить это благочестивое желание невозможно. И напрасно. В действительности же паломничество на Святую Гору вполне осуществимо, лишь бы на то было Божие благословение. Настоящее издание имеет своей целью помочь подготовиться к дальнему путешествию, избежать возможных ошибок, а также сориентироваться на самом Афоне.
Церковное предание сообщает, что христианство на Афоне проповедала Сама Матерь Божия, давшая обетование о Своём уделе:
Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду Заступница места сего и теплая о нем Ходатаица пред Богом.
Поистине неисчислимые чудеса Богородицы, случившиеся с монахами и паломниками на Святой Горе на протяжении её многовековой истории. Причём это были не только чудеса, произошедшие в переломные исторические моменты и решившие судьбу Афона, но и помощь Пресвятой Богородицы в повседневных, на первый взгляд, неважных происшествиях.
Нет, пожалуй, ни одного афонского монаха, который не видел бы в Богоматери свою главную заступницу, отраду, надежду и утешение. С «Достойно есть» начинается обучение афонских певчих, Богородицу изображают в своих первых работах иконописцы и резчики, Её чтимые иконы есть в каждом монастыре, ските и келье.
Эту близость Пресвятой Богородицы ощущают и паломники.
Афон- это духовная школа, школа смирения и покаяния. Современные старцы часто советуют увезти со Святой Горы не только сувениры и подарки близким, но и решение изменить себя, начать борьбу со своим «ветхим человеком». На Афоне покаяние переживается как основа христианской жизни.
Однажды одного старца спросили:
- Что такое Афон?
На что он ответил:
-«Радость бывает на небе об одном кающемся грешнике».Здесь много таких кающихся.










Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин Михаил Иванович, 1820-1889), игумен Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе


Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин, 1820-1889) был учеником и преемником старца и духовника всех русских святогорцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова, +1885). Под руководством его воспитался в нем тот строгий деятельный монашеский дух, который при благой помощи Божией послужил во благо и для славы русского подвижничества на Святом Афоне. Отец Макарий явился продолжателем того великого дела, которое начал старец Иероним, и он же его и закончил, т. е. окончательно восстановил русское монашество в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон.
Схиархимандрит Макарий (в миру Сушкин Михаил Иванович) родился 17 октября 1820 года в богатой купеческой семье в городе Туле. Так же как и отец Иероним, он с отроческих лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Заветной мечтой его были путешествия по святым местам. Желание свое Михаил Иванович осуществил уже в более или менее зрелом возрасте. Родители его ничего не имели против этого и отпустили сына в дальний и неизвестный путь. В путешествие с ним отправился в качестве слуги один из приказчиков его отца.

г.Тула. Родовой дом семьи Сушкиных

Михаил Иванович намеревался совершить путешествие по Востоку, чтобы поклониться Святой Земле, посетить Синай, Египет и остаться где-нибудь в тамошнем монастыре. Путь его лежал через Одессу, где собралось около тридцати человек таких же путешественников, желавших, подобно ему, отправиться для поклонения христианским святыням Востока. Подобное скопление народа, желающего отправиться за границу, возбудило в начальстве подозрение в принадлежности этой группы к сектантам. Это обстоятельство крайне затруднило получение заграничных паспортов Михаилу Ивановичу и его спутнику. После продолжительных по этому поводу мытарств они наконец отправились в путь.
Путешественники посетили Иерусалим, окрестности его, Синай и вообще все более или менее замечательные места Палестины, после чего прибыли в Солунь. Здесь они остановились на Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Это было в последних числах октября 1851 года.




В Руссике в то время было еще немного русских иноков. Сразу после прибытия Михаил Иванович познакомился с духовником русской общины старцем Иеронимом (Соломенцовым), который своими беседами произвел на него глубокое впечатление и окончательно утвердил в нем решение остаться здесь на жительство. Но для начала он пожелал пройти по Афону, чтобы поклониться всем святыням. По ходу этого путешествия, во время подъема на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Михаил Иванович простудился и почувствовал приступ сильной лихорадки. Путешественники едва добрались до монастыря [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Здесь он настолько разболелся, что не мог больше продолжать путь. Михаил Иванович уже отчаялся и написал письмо старцу Иерониму, прося приехать к нему. Но отец Иероним велел перенести больного в Пантелеимонов монастырь. Больного перенесли на носилках в Руссик. При посещении больного игуменом Герасимом и отцом Иеронимом Михаил Иванович решился просить отца игумена принять его в монастырь послушником. Отец игумен исполнил его просьбу.
Между тем болезнь Михаила Ивановича усиливалась, не помогали никакие лекарства. Даже доктор сказал старцу Иерониму, что больной едва проживет до следующего утра. Тогда отец Иероним решил постричь его в великую схиму. Это случилось 27 ноября 1851 года, Михаил Иванович в схиме получил имя Макария.
Сразу после пострига больной стал чувствовать себя лучше и после трехдневной бессонницы уснул спокойным продолжительным сном. Потом он быстро стал поправляться и уже к 4 декабря мог ходить и чувствовал себя легко. Так милостивый Господь оставил его жить, чтобы он прославил Бога и трудился во славу Его. Отец Макарий уже через месяц после своего пострига исполнял все послушания, которые ему давали: он и рыбу на кухне чистил, и лук в вязанки вязал, и кирпичи на стройке таскал, и пшеницу из сосудов выгружал - все прошло через его руки.
В 1854 году, 20 февраля, отца Макария рукоположили в иеродиакона, а через два года с небольшим, а именно 28 мая 1856 года, в иеромонаха. С этого времени начинается деятельность отца Макария как помощника духовника отца Иеронима и игумена архимандрита Герасима. Так, вскоре после посвящения его в иеромонаха старец Иероним, управляющий русской общиной, при отъезде своем по метохам обители поручал отцу Макарию в его отсутствие управлять монастырем.
Назначение это с полного согласия всей братии монастыря подтвердил своим избранием и игумен отец Герасим. С большим терпением и вниманием исполнял он свои обязанности: был и духовником, и экономом, и простым рабочим одновременно, продолжая примиренческую политику среди многонационального братства обители, которую стремился проводить его духовный отец Иероним. Старец и ученик своим глубоким взаимопониманием и взаимоуважением подавали прекрасный пример духовного общения. Они так слились духовно, что превратились как бы в одно существо - одну душу в двух телах. Переписка этих двух удивительных людей - прекрасное пособие для желающих спасения, она показывает высочайший духовный симбиоз этих двух подвижников, и воистину эти письма достойны публикации и всестороннего изучения.

    

Отец Макарий и отец Иероним


10 мая 1875 года умер игумен Герасим, и 20 июля отец Макарий был утвержден новым игуменом Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. После этого он принялся с еще большим усердием за устройство русской святогорской обители. Труды его в этом отношении были и громадны, и крайне полезны. В своей деятельности он был неутомим: лично руководил всеми стройками в монастыре, следил за учреждением подворий в Москве, Ростове и Одессе; вникал в детали жизни многочисленных метохов монастыря; сам контролировал постройки новых келлий и скита «Новая Фиваида»; и все это при том, что ни на секунду не оставлял духовного окормления своих многочисленных чад, и даже в глубокой старости, на 69-м году своей жизни, проводил строго постническую, подвижническую, воистину аскетическую жизнь. При этом он был везде и во всем первым. Участвовал, например, в служении всенощной, которая по афонскому уставу продолжалась почти всю ночь, затем служил обедню и присутствовал на трапезе.
После этого, вместо того чтобы отдохнуть до вечера, ограничивался всего часом отдыха и, несмотря на почти тропическую жару, летом постоянно ходил по монастырю, осматривая все стройки, различные работы, отдавал распоряжения, выслушивал донесения и проч. Между тем в отсутствие отца Макария келья его наполнялась различными посетителями: монахами его монастыря, пришедшими за какими-нибудь распоряжениями; келиотами, обращающимися за милостыней; паломниками, желающими душеспасительных бесед.
День его начинался глубокой ночью. А ложился он спать за два часа до начала утрени. И не успеют отзвонить к утрени, как уже отец Макарий являлся в церковь, и вновь начиналась его деятельная сосредоточенная жизнь. Во время утрени масса монахов и еще большее количество паломников устремлялось исповедоваться у самого батюшки. Они буквально осаждали его исповедальную келью на хорах Покровского собора, ожидая по два-три часа в очереди, потому что отец игумен исповедовал очень долго по часу и более, особенно паломников.
Исповедовал он особенно. Не допрашивал о грехах, а одним своим словом и проникновенным взглядом действовал на исповедующегося так, что тот, чувствуя пред собой невидимое присутствие Всеведущего, Всемилостивого и Всепрощающего Господа, открывал с полной откровенностью духовнику самые потаенные движения своего сердца, содрогался душой и падал на колени в трепетном сознании своей греховности. После окончания утрени и исповеди отец Макарий немедленно шел совершать раннюю Литургию. И совершал ее так преданно и самозабвенно, что она заканчивалась вместе с поздней, начинавшейся на полтора часа позднее.
За самоотверженное служение Богу и людям отец Макарий был неоднократно утешаем видением Пресвятой Богородицы и Самого Спасителя. Отец Владимир (Колесников) в своем дневнике сообщает нам об одном из таких прекрасных моментов в жизни великого подвижника: «Игумен Макарий однажды в алтаре Покровского храма трижды видел дивный Свет от престола, а потом слышал и глас: первый свет - Бог-Отец, второй свет - Бог-Сын, третий свет - Бог-Дух Святой, Святая Троица неотступна от сего места».
Заканчивалась ранняя игуменская Литургия, и отец Макарий отправлялся в келью, но здесь, у ее дверей, уже опять дожидались многочисленные посетители: келлиоты, пустынножители, сиромахи, мирские - и русские, и греки. Лишь только игумен входил в свою келью, как вся эта толпа почти насильно врывалась за ним в переднюю и начинала просить о своих нуждах. Приходилось запирать дверь в передней, чтобы дать возможность отцу Макарию выпить хоть чашку чая и во время этого минут пять отдохнуть.
Как только бывала выпита чашка чая, сейчас же являлись и посетители -люди разных национальностей и с разными нуждами. У кого из них келлия требовала починки, у кого калива развалилась, кто просил одежды, кто -обуви, кто -сколько-нибудь денег. Всех выслушав, отец Макарий стремился каждому помочь в его просьбе. После того как все посетители бывали выслушаны и удовлетворены, отец игумен должен был идти на трапезу, после которой его опять окружали разные просители и паломники.
Наконец, бесконечно уставший отец Макарий отдыхал час или полтора. Затем, если день был почтовый, отец игумен садился за письменную работу, которая, исключая время вечерни и повечерия, занимала иногда все его время вплоть до десяти часов вечера.
Переписка отца Макария была разносторонней. В его личном фонде архива обители хранятся тысячи его писем к разным адресатам: он переписывался с благотворителями, с чадами своими в России, с родными, с некоторыми братьями обители, находящимися на подворьях и метохах обители, с официальными государственными и церковными деятелями.
Одним из многих чад его был знаменитый философ Константин Леонтьев, который высоко ценил своего духовного отца и переписывался с ним, а после смерти горячо любимого им старца написал воспоминания о нем. Так проходили дни отца Макария, дни, полные трудов, физических и нравственных подвигов. И все братья монастыря по примеру своего начальника трудились каждый на своем послушании, стараясь для общего блага.
Особенно достойны внимания старания отца Макария в деле вовлечения в церковную жизнь его родных -родителей и братьев. Отец его, Иван Денисович, и братья его, Петр, Василий и Иван, стараниями отца Макария стали благотворителями Пантелеимонова монастыря и даже после смерти его много способствовали афонской обители. Они построили много зданий и церквей в самой обители, помогали также подворьям монастыря. Свидетельством их благотворной деятельности являются их письма, наполненные заботой и любовью к Пантелеимоновой обители.
Жизненный путь отца Макария постепенно приближался к концу. Глубокое впечатление на него произвела смерть старца Иеронима (Соломенцова), под руководством которого до сих пор он трудился. Он стал думать, что приближается и его кончина. С тех пор отец Макарий начал прихварывать, чему способствовало постоянное физическое и нравственное утомление.
В январе 1888 года отец Макарий тяжко заболел и более двух месяцев не мог выходить из своей кельи. При этом он отказался от помощи докторов, предавшись воле Божией. Он все уже приготовил на случай своей смерти и попрощался с братией. Но Господь Бог воздвиг болящего, отец Макарий выздоровел, хотя болезнь оставила свои глубокие следы. Он сильно поседел, появились одышка и кашель. Несмотря на все это, подвижник не изменил своего обыкновенного аскетического образа жизни. Так же как и прежде, он не имел покоя ни днем ни ночью. Каждый день бывал за утреней, исповедовал, служил свою «игуменскую» раннюю Литургию, после которой был осаждаем разными посетителями. Крепился отец Макарий, но уже чувствовал приближение своей кончины. Особенно заметно это было, когда он служил панихиды на могиле отца Иеронима. В эти минуты казалось, что он всем существом своим переносился в загробный мир, куда ему в скором времени суждено было отправиться.

Незадолго до своей кончины отец Макарий пожелал, чтобы при жизни его был избран преемник, который пока состоял бы помощником ему в управлении громадным хозяйством монастыря. Из всей братии были определены несколько старцев, способных, по мнению всех, понести высокий ответственный пост игумена. Из них по жребию был избран отец Андрей (Верёвкин), который и был утвержден пока в должности помощника отца Макария, а после его смерти стал игуменом монастыря.

Отец Андрей (Верёвкин)
За месяц до своей кончины отец Макарий стал чувствовать какую-то особенную слабость. Доктора объяснили ему и другим, что это происходит от чрезмерного утомления батюшки. Врачи и братия советовали отцу Макарию поменьше заниматься делами, не служить и отдохнуть где-нибудь на келлии. Отец Макарий уступил им и стал дня на два в неделю уезжать в любимое им монастырское поместье Крумицу. Там он мог спокойно отдохнуть, удаленный от хлопотливой монастырской деятельности. Но лишь только возвращался он в Руссик, как невольно, по привычке начинал лично входить во все дела и распоряжения.
Тяжело было отцу Макарию лишать себя, по настоянию докторов, служения своей ранней Литургии; день, в который он не служил, был для него днем потерянным, днем скорби, днем духовной неудовлетворенности.
Как только отец игумен чувствовал себя несколько лучше, никакие просьбы и уговоры братии не действовали на него. Он с вечера объявлял, что завтра будет служить. Литургия совершалась им, больным и слабым, так же продолжительно и в таком же порядке, как и прежде. Предписаниям врачей он не особенно следовал, всецело предавая себя Господу Богу, и говорил, что если Богу угодно, то Он продлит его жизнь, а не угодно, то никакие доктора, никакие лекарства не смогут отсрочить конец и дать ему хотя бы одну минуту жизни.
18-го июля 1889 года, накануне кончины отца Макария, случилось празднество в Покровском храме в честь чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери. Икону эту отец Макарий особенно чтил, потому что ею благословили его родители, когда он уезжал из дома.
Так как 18-го числа было празднество в честь всех Новомучеников Византийских, то отец игумен распорядился праздновать память Боголюбской Божией Матери на другой день, 19-е июля. Сам он намерен был служить Божественную Литургию в храме Успения Божией Матери. С вечера на 19 число отец Макарий долго занимался написанием отдельных писем и разных деловых бумаг и заснул только за два часа, как и всегда, до начала утрени. Он чувствовал себя легко, отстоял утреню и приступил к совершению ранней Литургии.
По обыкновению он прежде совершил молебен, затем начал продолжительную проскомидию и вполне благополучно окончил Литургию. Он с особенным умилением и благоговением совершал эту последнюю приносимую им бескровную жертву, точно чувствуя, что уже не придется ему больше священнодействовать. После окончания Литургии раздал присутствовавшим в церкви антидор и удалился в алтарь, где встал у окна и начал читать благодарственные молитвы. Диакон, потреблявший у жертвенника Святые Дары, вдруг услышал какие-то хрипящие звуки и, взглянув по направлению отца Макария, увидел, что батюшка как-то неестественно склонился у подоконника. В это время вошли в алтарь некоторые церковнослужители и, видя такое положение отца Макария, подошли к нему, понимая, что с ним очень дурно. Посадив его на стул, начали его разоблачать и потом отнесли его в келью. Печальная весть о предсмертном состоянии отца Макария быстро распространилась по обители. В келье его собрались почти все старшие братья. Они старались помочь ему, но Господу Богу было угодно призвать к Себе своего великого труженика. Через несколько часов после совершения им своей последней ранней Литургии отец Макарий мирно отошел ко Господу. Случилось это 19 июня ст.ст. (2 июля – н.ст.) 1889 года.
Печальные редкие удары колокола возвестили монастырю и окрестностям о кончине великого деятеля на благо русского монашества на Святой Горе Афон.
На четвертый день после смерти, 23 июня / 6 июля, при разборе бумаг в келье найдено было написанное собственноручно завещание отца Макария. Оно было прочитано в присутствии всей братии обители. Завещание имеет следующее содержание:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Возлюбленные о Господе Отцы и Братья!
Последнее слово мое вещаю вам ныне, в он же день Господь судил мне оставить временную сию жизнь и перейти в вечность. Но, чада мои, присно мне возлюбленные, прежде нежели душа моя предстанет на страшное и нелицеприятное судилище Христово, прошу и молю вас коленопреклонно, простите меня за все мои ошибки и недостатки, равно как и я всех вас прощаю и разрешаю, и вознесите ныне наипаче горячие сыновние ваши мольбы ко Господу, да обрящу я милость у Него. Ибо хотя я при помощи Божьей старался всегда исполнять должность свою по силе своей, возлагая всю надежду свою на Восполняющего недостающее и Изводящего честное от недостойного, но при всем том вполне сознаю, что далеко не соответствовал тяжелой и неудобоносимой своей обязанности и великому моему предместнику - старцу блаженной памяти отцу Иерониму. Кроме же того, если и праведник, по словам Св. Писания, едва спасется, -то где аз грешный явлюсь? И если человек не прав пред Судом Божьим, аще и един день токмо жития его был на земле, -то что я могу сказать о себе, имев в жизни моей не един день, но десятки лет и исполнен быв многих забот?
Помяните ныне, возлюбленные мои чада, оные мои попечения и многие скорби, которые я имел ради вашего блага и спасения, покройте мои великие недостатки вашей любовью и восполните недостающее во мне вашим собственным тщанием, что будет достойно вашего священного звания. Да, ради вашей любви ко мне, помилует и примет меня Господь. Молю убо Вас всех и каждого: ныне более всего нуждаюсь в молитвенной вашей мне помощи. Не оставляйте и не забывайте меня вашими теплыми о мне молитвами, да не отринет единодушную вашу любовь Бог Любви, но и мне отраду и милость сотворит и вам щедротами Своими воздаст за благоприятную пред Ним сыновнюю вашу любовь.
Ради собственного вашего блага прошу и убеждаю вас исполнять поминовение имен благодетельских, чтобы синодики, заведенные в обители, неопустительно читались как положено. Ибо оставление или небрежение относительно сего нашего долга весьма ответственно для нас пред Господом. Будем помнить милость благодетелей наших и их помощь во время нужд обители, ибо их благочестивое благотворение поддерживает и восполняет наши нужды, особенно в тяжелые для обители времена. Сие нам никогда забывать не должно, и необходимо воздавать, как обязались, молитвой за их милость. Судьбы будущие обители неизвестны и заключаются в деснице Божьей. Также памятовать должно, что многие приносят обители свои посильные жертвы часто из последних средств, даже с лишением и ограничением своих нужд. Крайне грешно будет наше неисполнение по отношению к их усердию. Сему долгу-совести внимайте, ибо за это спросится с нас на Суде Божьем.
Как во дни моего с вами земного пребывания многократно просил и увещевал я вас: во имя заповеди Христовой и ради собственной вашей пользы, временной и вечной, храните между собой мир и любовь братскую, и взаимное снисхождение друг ко другу, и общее согласие, и единодушие, избегая всякого нестроения внутреннего и разногласия. О сем ныне, хотя и безгласно, через сие письменное мое к вам увещание и слезное отеческое моление напоминаю, прошу и молю вас: храните мир, любовь и взаимное братское единомыслие; не ищите каждый своего «я» и ради такого богопротивного себялюбия не забывайте вашей общей пользы, общего блага и чести обители и братии. Где мир, любовь - там Бог, а где Бог - там всякое добро. Мир и единодушие составляют твердое ограждение и благоустроение всякого общества. При внутреннем же несогласии падет всякий дом и всякое общество.
Прошу и увещеваю вас, возлюбленные братья, сохраните издревле установленный порядок общежития, постоянного исповедания и открытия своих помыслов и своего сердечного устроения игумену или духовнику и по разрешении приобщайтесь Святых Животворящих Таин, как всегда бывало. Этим поддерживается духовный строй и порядок души каждого в отдельности. Не нарушайте же сего спасительного доброго установления, которое мы здесь наследовали от отцов-предшественников.
Еще мое усердное завещание вам, отцы и братья! Врата обители да не затворяются никогда для нищих и убогих и всякого требующего помощи. Сам Господь засвидетельствовал воочию всех нас, воздавая обильно Своими щедротами обители за незатворение ее врат и милостыню для всех нуждающихся. Сие соблюдайте неизменно, как было, и не ограничивайте вашей милостыни и после меня.
Поручаю вас, как всегда, покрову и заступлению и милости Царицы Небесной, Преблагословенной Матери Господа нашего Иисуса Христа Бога истинного, Ему же со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, и благодарение во веки. Аминь.
Игумен Русского св. Пантелеимона монастыря архимандрит Макарий».
Оценивая вклад двух великих подвижников, отца Иеронима и отца Макария, оценивая процесс возрождения и становления русского монашества на Афоне, в 1908 году, в год двадцатилетия со дня смерти отца Макария, отец Денасий (Юшков) писал:
«Мирно и спокойно почивают теперь до славного дня Христова два великих труженика во славу Божию и благо родной земли, два великих старца, столпы русского монашества на далекой чужбине -иеросхимонах Иероним и священноархимандрит Макарий. Заслуги их велики и пред Церковью, и пред Россией. Они основали и утвердили крепкое гнездо русского монашества, подняли и облагородили само монашество, так что афонское русское общежительное иночество может служить примером для всех прочих такого типа монастырей.
Каких мощных сил духовных были исполнены эти два великих старца! Сколько борьбы, борьбы непосильной, почти сверхъестественной, пришлось им испытать: одному - при насаждении, а другому - при воспитании и утверждении этого «афонского вертограда Христова» - Русского Пантелеимонова монастыря. Вообще все, что мы видим во внешнем и внутреннем благоустройстве Пантелеимонова монастыря прекрасного, доброго, чистого и святого, -все это плоды ревностных трудов иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария». Заслуги отца Макария перед Церковью и общественностью достойно были оценены и священноначалием, и светскими властями. В 1888 году игумен Макарий был награжден турецким султаном орденом меджидие. А 7 января 1889 года он был награжден Священным Синодом Российской империи орденом святой Анны II степени.
Святая жизнь отца Макария была подтверждена многочисленными посмертными явлениями его братьям обители, они записаны в специальных книгах монастыря.
С 1 на 2 июля в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре почитают память старца и игумена русской святогорской обители схиархимандрита Макария (Сушкина, 1820-1889), скончавшегося 2 июля 1889 г., В этот день вот уже более 100 лет в Свято-Пантелеимоновом монастыре ежегодно совершается панихида по почившему старцу.
По окончании повечерия братия русского афонского монастыря служат панихиду и прикладываются к его честной главе. Утром, по окончании Божественной литургии, совершается заупокойная лития с освящением колива.
Святая Гора Афон в Греции для жителей Тулы второй половины XIX века -это не только величайшая православная обитель с мудрыми старцами, известными всему миру. Туляки на протяжении долгих лет называли Афон «нашим».
Знакомые с настоятелем монастыря Михаилом Сушкиным -отцом Макарием не скупились на пожертвования. Великолепные храмы на территории монастыря, издательский центр и многое другое, что сегодня поражает паломников, были отреставрированы или построены заново, в том числе и на средства тульских купцов, мещан и дворян. 
В 2015 году поминовение старца возглавил митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), пребывающий в русской святогорской обители с паломническим визитом.
Мощи старца Макария покоятся в особой усопохранительнице вместе с честными останками игуменов и почитаемых старцев русской святогорской обители.


В ходе своей исследовательской работы я пришёл к следующим выводам:
История жизни родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на жизнь наших предков.
Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.
Таким образом, изучение жития святых даёт все основания предположить, что великие духовные подвиги старца схиархимандрита Макария действительно служат для подрастающего поколения примером для подражания и деятельного созидания.






Заключение
Закончить хочется словами православного писателя-богослова Александра Шмемана: « У нас, у русских, есть сейчас две путеводные звезды. Одна- это русские святые и русская святость. Святость как образ жизни Другая наша путеводная звезда, может быть не в духовном, но в душевном сердечном плане,- русская культура.
На каждом из нас лежит долг подвига- в меру своих сил способствовать тому, чтобы духовная судьба у России была. И чтобы эта духовная судьба хотя бы в какой-то мере соответствовала тому удивительному чистому и светлому представлению, которое осталось нам как мечта, как замысел и стремление: Святая Русь».



















Список используемой литературы
1.Государственный архив Тульской области
2. Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра.
3.Путеводитель по Афону. Издательский дом «Святая Гора»
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Тарасов А.В. Учителю о православии
6. Шкаровский Михаил. « История Русского на Афоне Свято- Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года»










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142915




Рисунок 9