Урок в 9 классе по теме Современный романс



Урок в 9 классе


Тема урока: «Романтизм в современности»

Цель: знакомство с современным развитием жанра романса.

Задачи:

- образовательная: научить применять имеющиеся знания к современной музыке; познакомить с образцами современного романса;
- развивающая: развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся;
-воспитательная: воспитание эстетического вкуса и познавательного интереса.

Оборудование: музыкальный центр, СД, компьютер, рояль.

Структура урока:

- оргмомент;
- повторение;
- новый материал;
- презентация;
- собеседование;
- слушание музыки;
- аналитическая работа;
- слушание музыки;
- микрообобщение;
- проблемно-поисковая ситуация;
- релаксация;
- вывод;
- рефлексия;
- исполнение песни.

Виды деятельности: мыслительная, собеседование, аналитическая, творческая, слушательская, вокально-хоровая.

Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, метод обобщения.

Технологии: сотрудничества, формирования слушательской и исполнительской культуры, здоровьесбережения.

УУД: личностные, познавательные, регулятивные.

На доске: тема урока.


Ход урока:

Оргмомент: музыкальное приветствие, объявление темы урока.
У:- одним из жанров музыки, относящихся к романтизму, является романс. Вспомните, что такое романс?
Ответы учащихся. Просмотр презентации.
У: - История этого жанра такова: романс – термин испанский. Эпоху возникновения испанского Р. определить трудно. Старейшие из известных нам поэм восходят к XV, редко к XIV вв. Первоначально термин Р. обозначал светскую песню на романском, то есть на испанском, языке.
В Россию этот  термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст. Такие романсы, следуя моде, во  множестве сочиняли русские композиторы конца ХVIII и начала XIX века. Произведения же, написанные на русский текст, назывались российскими песнями. С течением времени значение слова романс расширилось и термин этот стал обозначать произведение для голоса с сопровождением, написанное в более сложной, чем песня, форме.
Начало расцвета романса --- первая половина XIX века, период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине XIX столетия и в начале XX к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского - Корсакова,  Рахманинова. Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
Романс, как и песня, по самой своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней. 
В XX веке, до революции, романс в значительной степени уступил место так наз. «блатным» песням; последние широко бытуют в мещанской среде, а через нее проникают и в деревню, конкурируя с частушками, родственными им по тематике («страдания»).
В послереволюционный период романс и «блатная» песня отчасти еще сохраняются в городской и деревенской среде в качестве своеобразного фольклора улицы («Мурка», песни беспризорников и др.). Нередко на тематику их оказывает влияние низкопробная эстрадная продукция («Гоп со смыком»,   «Черные глаза», «У самовара я и моя Маша»).
В послеоктябрьскую эпоху романс постепенно внедряется в быт не только разночинной интеллигенции, но и рабочего класса. «Лицо» романса, его содержание и насыщенность изменяются, становясь более соответствующими нашей эпохе.
У: - как вы думаете, создаются ли романсы нашими современными поэтами и композиторами?
Ответы учащихся (как правило, разнонаправленные).
У: - попытайтесь в опоре на определение понятия романса найти и привести примеры современного романса.
Ответы учащихся.
У: - Тогда давайте послушаем запись.
Звучит один из романсов М.Таривердиева из кинофильма «Ирония судьбы».
У: - Знакомое произведение, не правда ли? Знаете ли вы, кто авторы и кто исполняет этот романс?
Ответы. Резюме учителя.
У: послушаем еще один фрагмент из того же кинофильма. Узнайте исполнителя, вы хорошо знаете, кто это. (А.Пугачева)
У: - в этом фильме звучат романсы на стихи М.Цветаевой, Б.Ахмадуллиной – известнейших поэтесс 20 века. А вот еще один романс. Вспомните ли вы его и откуда он? (Звучит романс «А напоследок я скажу» из кинофильма «Бесприданница»).
Собеседование.
Микрообобщение: жанр романса бытует и наше время, интегрировавшись с искусством кино.
У: было бы неверным, считать, что в наше время только к кинофильмам пишутся романсы. Современные романсы звучат и в концертах. В репертуаре многих известных исполнителей есть романсы, написанные в наше время. Преположите, кто из известных певцов исполняет новый, современный романс?
Проблемно-поисковая ситуация. (А.Малинин, В.Цыганова, Ж.Бичевская, Г.Беседина, Е.Отрадная Звучат фрагменты романсов «Напрасные слова», «Вы мне гадали по руке»).
У: – романс, по характеру, бывает разным, в зависимости от текста. Помните бурный характер романса «Весенние воды» С.Рахманинова и его же спокойный «Островок»? Сейчас я предлагаю вам релаксацию под звучание спокойного романса в исполнении Жени Отрадной. Сделайте 3 глубоких вдоха через нос и выдоха через рот (дыхательная гимнастика, упражнение «Цветок»). Сядьте поудобнее и погрузитесь в музыку
Слушание «Романса» в исп. Е.Отрадной.
Вывод: современный романс существует и востребован; он сохранил основы классического романса. Исполняют его известные современные певцы.
Рефлексия:
- что нового узнали на уроке?
- что понравилось?
- что не понравилось?
У: - романсы исполняют, как правило, соло. Надеюсь, дома вы поете соло. А здесь мы все вместе исполним современную бардовскую песню «Весеннее танго». Лирика и гитара – вот две объединяющие жанров романса и бардовской песни.
Исполнение песни.
Домашнее задание: создать презентацию «Современный романс».
Выход из класса под звучание романса «Я спросил у ясеня» в исполнении С.Никитина.














13PAGE 15


13PAGE 14115




15