Интерпретация (отзыв, восприятие, толкование) стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (конспект открытого урока по литературе в 8 классе)


МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Интерпретация (отзыв, восприятие, толкование) стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную...») (конспект открытого урока по литературе в 8 классе)
Учитель русского языка и литературы Фиронова Любовь Сергеевна.
2016
Эпиграф к уроку:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
Ф. И. Тютчев.
На доске написаны опорные слова и словосочетания: вхождение в цикл, лингвистический анализ, ключевые слова, литературоведческий анализ, кульминация, прямое значение, переносное значение, эпитеты, инверсия, антитеза, окраска слов, «одежда» слов, ассонанс, синтаксические конструкции, личное предложение, безличное предложение, категория состояния, стиховедческий анализ, рифма, размер, тема, микротема.Тема урока: «Интерпретация (отзыв, восприятие, толкование) стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».
Цель: учить школьников интерпретировать стихотворение;
показать значение молитвы в жизни человека;
продолжить изучение художественной манеры поэта М.Ю. Лермонтова.
Виды деятельности: литературоведческий анализ; лингвистический анализ; стиховедческий анализ; анализ в единстве формы и содержания; чтение обучающихся наизусть; музыкально-поэтическая пятиминутка; работа с литературоведческими терминами; слово учителя; работа над текстом стихотворения.1. Организационный момент. Обучающиеся формулируют тему и цели урока. Эпиграф: (чтение обучающегося наизусть)
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, — И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...
Ф.И. Тютчев
- Почему именно эти слова мы взяли для эпиграфа к уроку?
2. Музыкально - поэтическая пятиминутка.
(Чтение обучающихся наизусть)
Молитва
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит
Живых речей Твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от Тебя;

За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.

1829
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

1837
«Молитва».
В минуту жизни трудную...
П. Булахов - М. Лермонтов. Прослушивание романса в исполнении Елены Образцовой в записи.
Беседа.
Литературоведческий анализ
Биографическая основа стихотворения «Молитва» (если таковая имеется.)
Сообщение обучающихся.
«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».
История создания стихотворения.
«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 году, уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.
2. Место стихотворения в творчестве поэта: вхождение в цикл, связь с другими произведениями.
а) чтение наизусть стихотворения «Молитва».
Тема. Смысл названия стихотворения.
В стихотворении изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:
«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…
Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:
«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»
Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.
«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»
Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:
«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»
Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.
Микротемы 1-ой строфы, 2- ой строфы , 3- ей строфы
Лингвистический анализ.
В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идеи, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?
Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится».
- Какие главные, ключевые слова в стихотворении?
Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно - философскую направленность произведения.
-Какое слово является кульминацией (наивысшей точкой?)
(«благодатная»)



-А что обозначает слово « благодать»? Его прямое и переносное значение? Что значит, например, «благодать» земли, воды? На кого изливается божья благодать?
- Ещё раз подчеркнём: какой глагол больше всего даёт ощущение печали, смуты? – («теснится»)
-Какую роль играют эпитеты, метафоры?
Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.
-Какую роль играет инверсия?
Это излюбленный приём М.Ю. Лермонтова. Непривычным порядком слов автор заостряет внимание на нужном ему слове. Например, ставит прилагательное после существительного в словосочетании.
- А как меняется окраска слов от строфы к строфе? «Трудную»- «легко», «теснится грусть» - «бремя скатится».
-Построено ли стихотворение на антитезе?
(Построено)
-Как от первой к третьей строфе меняется «одежда» слов, звуки? Какую роль играет звукопись? Ассонанс?
Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласный «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. Да и звук у – «темный», «ночной». В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные: «а», «о», «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх.
Для этого же применяются различные стилистические фигуры, повторы, например: «так легко, легко», а также синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».
-Какие синтаксические конструкции подчинены общему движению в стихотворении от грусти к вере? Первое предложение - личное, это и есть единственное действие лирического героя – он «твердит молитву», обращается к Богу, а всё остальное - ПРОИСХОДИТ с ним.
«И верится, и плачется,
И так легко, легко» - безличное предложение.
Легко, легко - категория состояния.
Стиховедческий анализ
Какова рифма стихотворения?
Какой размер стихотворения?
Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.
-Идея стихотворения? (Благодатная сила молитвы)
7. Единство формы и содержания - важнейший признак высокохудожественного произведения.
А мы в стихотворении это единство увидели, пронаблюдали. Действительно, в высокохудожественном произведении, каким является «Молитва» Лермонтова, содержание «работает» на форму, форма «работает» на содержание. 8.Чтение обучающимися примерной интерпретации стихотворения «Молитва» (или другого стихотворения)
9. Вернёмся к эпиграфу и сделаем выводы.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.
Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.
10. Домашнее задание: интерпретация стихотворения «Молитва» (письменно)