Духовно — нравственное воспитание школьников через уроки изобразительного искусства и внеурочной деятельности


Духовно- нравственное воспитание
в условиях сельской школы.
Слайд – дождь
Осенний сад. Промокшая скамейка…
И листья подметает не спеша
Усталый дворник в ветхой телогрейке,
А под скамейкой съежилась душа
Да, да, душа.
Обычная, вот только
Промокла и от холода дрожит
И вспоминает, как хозяин колко сказал:
«Душа, ты мне мешаешь жить,
Болишь по каждой убиенной мошке,
Сжимаешься от плача малыша.
Мой завтрак отдаешь бездомной кошке-
Я больше не могу с тобой, душа,
Мои слова давно устали плакать.
Прошу тебя, как друга: уходи»
Она ушла в сырую слякоть,
И с нею вместе плакали дожди.
Блуждала долго мокрыми дворами,
Заглядывая в окна и глаза.
Над нею осень хлопала ветрами
И вслух с судьбою спорила гроза
Осенний сад. Промокшая скамейка
И листья снова падают шурша.
Работу кончил дворник в телогрейке,
А под скамейкой умерла душа…
Пауза – музыка
Всего один раз живет человек на земле, но как же по – разному использует он свои годы. Для одних это время взлета в высочайшие области человеческого духа, время горения и предельной самоотдачи, напряженного созидательного труда. Для других - бесцельное, бессмысленное времяпровождение в барах и подворотнях, бесконечная погоня за вещами, которая в конечном счете приводит к духовному краху…
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания сформулировано основополагающее положение для организации воспитательной работы, это определение воспитательного идеала: «Современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ».
Приятно сознавать, что начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров в политику государства с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой духовной культуры.
- А что же такое духовность?
- Это устремленность человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу и таким образом одухотвориться.
В.И.Даль считал, что духовность обозначает все, относящееся к человеческой душе, духу, богу, церкви, вере.
- Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, на основе гармонии с окружающим миром.
- А что есть нравственность?
- Нравственность – компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.
поэт О.РубежовЧто есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье духа к новой высоте.
Путь к Богу,- утверждает духовенство.
Мудрец ответит просто: путь к себе
Поэт с художником подскажут: «Вдохновенье»
Певец и композитор – песнь души
Политик – совесть, физик – убежденье
И все они по - своему правы
Духовность – это творчества начало
Полет души. Что ввысь устремлена
В которой звонкой песней зазвучала
Космической гармонии струна
Духовность не имеет постулатов
В ней дух святой, лишь с нею мы богаты.
В.А.Сухомлинский сказал: «Настоящий человек начинается там, где есть святыня души».
Так где - же у человека формируются святыни души? Чтобы найти ответ на этот вопрос я разработала программу « Экология и душа» . Первый ответ на мой вопрос мне подсказали мои ученики . В семье – ответили они.
СЕМЬЯ - корни
Россия начинается с российской семьи. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:
Любовь и верность;Здоровье и благополучие;
Почитание родителей;
Забота о старших и младших;
Продолжение рода;
Семейная культура
бережное отношение к жизни человека,
приобщение к ценностям и традициям российской семьи
сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
Семейное воспитание. ствол
 Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития школьника.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.
СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
Социальная солидарность - возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:
Свобода личная и национальная;
Доверие на всех уровнях общества;
Справедливость;
Милосердие;
Доброта;
Честь и честность;
Достоинство.
Структура программы
Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:
ПАТРИОТИЗМ; 2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ; 3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; 4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ; 6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО; 7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО; 8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования
Источники человечности открываются на российской почве как сокровищницы национальных и общечеловеческих духовных ценностей:
ПАТРИОТИЗМ
- чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
Любовь к России;
Любовь к своему народу;
Любовь к своей малой родине;
Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
ТРУД И ТВОРЧЕСТВО
Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:
Познание и истина;
Креативность и инновационность;
Целеустремленность и настойчивость;
Трудолюбие;
Бережливость
ПРИРОДА И ИСКУССТВО
Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:
Жизнь;
Родная земля;
Красота;
Гармония
ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ
Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности.
В общеобразовательной школе ценности российских религий представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:
Вере в Бога;
Религиозных организациях;
Святости и благочестии
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей:
Планета Земля;
Мир во всем мире;
Многообразие культур и народов;
Прогресс человечества;
Международное сотрудничество
В заключении я хочу рассказать вам притчу.
Притча о двух соседях: один человек построил красивый дом, посадил сад, развел цветы и прекрасно чувствовал себя в своей обители. Рядом жил бедный ленивый человек в покосившемся домике с упавшим забором и завидовал соседу. Пытаясь вывести его из себя, тот устраивал скандалы, бросал мусор во двор, а однажды, встав утром и выйдя во двор, увидел ведро с помоями на пороге. Он вылил нечистоты, вычистил до блеска ведро, наложил в него крупных яблок и пошел к завистнику. Тот, увидев в окно идущего, обрадовался: «Наконец я его достал,» предвкушая радость ссоры. Сосед поставил яблоки на порог и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится»
Уважаемые коллеги! Я желаю вам и всем вашим ученикам быть духовно богатыми!
Спасибо за внимание!