Выступление по теме «Особенности курса ОРКСЭ (модуль ОПК) авторов Т.А.Костюковой, О.В.Воскресенского, Савченко, Шапошниковой. (Издательство «Дрофа»)».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей гимназии.
Сегодня в рамках семинара – практикума стажировочной площадки ЛОИРО мы проводим и семинар по теме «Особенности курса ОРКСЭ (модуль ОПК) авторов Т.А.Костюковой, О.В.Воскресенского, Савченко, Шапошниковой. (Издательство «Дрофа»)».
Долгое время мы работали по учебнику Кураева, были в эксперименте. Скорее всего, по этому учебнику работают все присутствующие. В этом учебном году мы решили опробовать учебник Костюковой.
Слайд. Учебник соответствует ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования и основного общего образования.) включен в Федеральный перечень учебников и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
Сегодня мы хотим показать вам достоинства и методические особенности этого учебника. В ходе нашей работы к вас есть возможность взять учебник в руки и познакомится с ним.
Родители сами делают выбор, какой именно модуль подходит для обучения их ребёнка. В гимназию многие родители идут целенаправленно и их выбор ОПК не случаен. Это исторически связано с местом, где учатся их дети. В гимназии есть православный храм, освященный в честь святого и благоверного князя Александра Невского.
Кроме учебника в УМК входит рабочая тетрадь, рабочая программа, методическое пособие, содержащее комментарии ко всем урокам, электронное приложение, размещенное на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], (адрес сайта вы видите на слайде)
Слайд. Слайд. Перед вами страница с сайта.

Видео. Вашему вниманию предлагаем видео с одним из авторов учебника О.В.Воскресенским, в котором автор рассказывает об особенностях учебника.

Слайд. Слайд. В школе у нас разработана рабочая программа, календарно-тематическое планирование. Если кого-то заинтересует этот учебник, этими материалами мы можем с вами поделиться.
В этом учебнике подход более культурологический. (направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих многонациональную культуру России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним). Так, в тематике многих уроков делается акцент на связи православной культуры со светской жизнью и народными обычаями, в которых нашли отражение традиции православной культуры. (Урок №3 про колокола, уроки 19 и 20 православные праздники: рождество, крещение, пасха; образ Христа в русском изобразительном искусстве урок №16).
В основе построения учебника общение, обогащение, сравнение опыта, приобщение к духовной реальности, которой насыщена жизнь ребёнка. Материал учебника устроен на приобщении, на знакомстве, сравнении и выяснении того, то общего, что нас всех объединяет.
Слайд. Учебник даёт возможность реализовать межмодульные связи. При изучении тем авторы предлагают соответствующие задания. Например, при изучении темы «Православные праздники» детям предлагается задание на с. 114: «Узнайте у своих одноклассников, какие праздники принято отмечать в той религиозной культуре, которую они изучают», или при изучении темы Христианские заповеди» на с. 126 задание «Узнайте у своих одноклассников, изучающих основы других религиозных культур, есть ли в этих культурах понятие «заповеди». Дети могут узнать у своих родителей, у знакомых, родственников, из дополнительной литературы об особенностях других религиозных культур.
Слайд. Учебник даёт возможность реализовать межпредметные связи с уроками «Окружающий мир», «Литературное чтение». Так при изучении темы «Любовь» рассматривается любовь к Родине и на таком уроке вспоминаются ратные подвиги защитников нашего Отечества. Или при изучении темы «Православная молитва» обращаемся к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Молитва», а при изучении темы «Православные праздники» читаем фрагменты романа русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне».
Литературные тексты помещены в конце учебника в Приложении. Богатый дополнительный материал представлен в методических рекомендациях.
Слайд. Следует отметить особенности изучения любой темы. Авторы начинают статью в учебнике с вопроса, с задания для обсуждения, которые предполагают обращения к личному опыту детей. «Вспомните и расскажите, вспомните, что вы знаете, или узнали; объясните, как вы понимаете значение слова; как вы думаете».
4 класс – это возраст общения, в том числе приобщения. На это и настроен учебник. Мы приобщаем учащегося к тому, частью чего он уже является, частью православной культуры. Он говорит на русском языке, а значит он постоянно пользуется лексикой русского языка, пословицами, поговорками.
Слайд. В каждый урок включена работа со словарём, помещённым на страницах и в конце учебника, и задания из рубрики «Разъясняем, дополняем», обозначенные специальным значком. Эта работа не ограничивается только выяснением значения слова, а получает продолжение через последующий вопрос или задание, что способствует и осмыслению понятия, и обогащению словаря ребёнка.
Есть среди заданий и та работа со словом, которая не предполагает обращения к словарю, но обращена к личному опыту детей, умению их использ
·овать уже полученные знания. Например, при изучении темы «Милосердие» на с. 143 приводится такое задание: «Как вы понимаете смысл слова «милосердие».
Слайд. В учебник включены пословицы и поговорки. При изучении темы «Душа» на с. 57 задание: «Как вы понимаете значение выражений «душа радуется», «душа болит», «Жить душа в душу», «разговаривать по душам». Какие из этих выражений подходят по смыслу к иллюстрациям и приводятся иллюстрации.
Слайд. Учебник богат иллюстративным материалом, что поддерживает и стимулирует интерес четвероклассников к изучению предмета. К каждой теме приводится несколько иллюстраций. Если вы полистаете учебник, то можно увидеть предметы изобразительного искусства: это архитектура, скульптура,
Слайд. живопись, иконопись;
Слайд. фотографии.
Иллюстрации помогают глубже понять тему, полнее раскрыть её.
В учебники включены задания проектного характера: подобрать материалы для организации фотовыставки, заочной экскурсии и т. д. (Например, с.81 Задание: С помощью взрослых найдите информацию о выдающихся русских иконописцах. Подготовьте краткий рассказ, подберите иллюстрации. С.91)
Слайд. Успешному решению задач способствуют и другие способы подачи учебного материала. Это серия уроков «Не совсем обычный урок». Их задача удивить, заинтересовать, привлечь внимание учащихся.
В уроках №8-9 «О душе», №24 – «Прощение» сложные темы представлены в виде диалога-спора мудрого старца-наставника и отрока Вани. В разговорах наставника-инока Василия и мальчика Вани объясняются наиболее важные вопросы православного учения о душе, любви, прощении, милосердии, долге, ответственности и т. д. Вопросы, которые задаёт старцу мальчик, близки и понятны четвероклассникам, а ответы, которые он получает, заставляют их задумываться и размышлять вместе с героем. Диалог учит правильным формам общения ребенка и взрослого, уважительному отношению к собеседнику.
Слайд. Урок № 12 – «Внутреннее строение и убранство храма» построен как урок-экскурсия, которую проводит семинарист.
Слайд. Урок №28-29 по теме «Монастыри. Жизнь по заповедям» проводятся как заочное путешествие.
Слайд. А урок № 30 – «Жизнь современной православной церкви» представлен авторами как диалог с православным священником Отцом Павлом.
Диалоги «не совсем обычных уроков», вопросы и задания к ним помогают детям задуматься над многими важными вопросами, обращены к индивидуальному опыту ребенка.
Слайд. На каждом уроке рассматриваем жизненные ситуации, связанные с темой урока. В учебнике авторами уже заложено задание – разбор жизненных ситуаций. Например, при изучении темы «Семья – малая церковь» (Урок №17) детям предлагается задание: «А в чём состоит ваше маленькое служение семье. Ведь дети должны помогать взрослым». А при изучении темы «Любовь» детям предлагается жизненная ситуация и вопрос для рассуждения, какой выбор сделали бы дети.
Слайд. В учебнике предлагаются дифференцированные задания: которые требуют от учащихся более глубокого осмысления материала (такие задания обозначены одной звездочкой), а также перспективные задания (мини-проекты, учебные исследования, задания творческого характера (такие задания обозначены двумя звездочками) (С. 114 Сканировать)
Слайд. Рабочая тетрадь авторов О.В.Воскресенского, Т.Д.Шапошниковой, может служить дополнительным материалом к урокам. В тетради помещены разнообразные задания. Это работа со словарем, художественными текстами, притчами и цитатами, иллюстративным материалом, тестами, кроссвордами. Каждое задание помечено условными знаками, что помогает учителю дифференцировать задания, направленные на формирование метапредметных умений и личностных качеств учащихся.
Домашние задания предусматривают повторение изученного, чтение текстов из приложения к учебнику, поиск дополнительной информации, творческую работу с членами семьи.
В КТП включён цикл проектов. А в конце года проходит зашита проекта по выбранной теме.
Слайд. Изучение предмета перекликается с внеклассной работой. Это экскурсии по храмам, просмотры фильмов по данной тематике, спектаклей в православном театре «Странник».
Важное значение имеет взаимодействие с семьёй. Без эмоциональной и этической поддержки с их стороны изучение данного предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным. Родители могут оказать посильную помощь в изучении предмета.
Слайд. Мы работаем по этому учебнику первый год. В заключении хотелось бы отметить:
В основе построения учебника общение, обогащение знаниями, сравнение опыта, приобщение к духовной реальности, которой насыщена жизнь ребёнка.
Тексты в учебнике достаточно просты для восприятия детьми.
Сложные понятия трактуются доступным для детей языком,
Включение в учебник сквозных героев и ситуаций, в которых они рассуждают о сложных понятиях, сопровождаются иллюстрациями, близкими и понятными ребятам.










13PAGE 15


13PAGE 14415




15