Проблемы, успехи, перспективы социализации детей с нарушением слуха в условиях школы- интерната


Проблемы, успехи, перспективы социализации детей с нарушением слуха в условиях школы – интерната.

Формирование личности ребенка с нарушениями слуха происходит медленнее, чем слышащего, что связано с определенными трудностями усвоения им социального опыта, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально ценностного отношения к действительности. Глухие дети прекрасно осознают свою непохожесть на других, хотя в своем коллективе они на равных, а за пределами школы, их безжалостно ранят любопытные взгляды. Это обусловливает необходимость создания определённых условий, способствующих воспитанию личности, доброжелательно настроенной к окружающим, свободной от комплексов, имеющей активную жизненную позицию, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Для многих наших воспитанников первичная социализация проходит в условиях школы-интерната. Именно здесь закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.
Особенности современной ситуации требуют от наших выпускников возможности адаптироваться к быстро меняющимся реалиям жизни. Существует несколько условий, во многом предопределяющих успех последующей адаптации. К главным из них относится уровень сформированности у воспитанников практических и социально значимых навыков, которые они приобретают в процессе обучения и воспитания в школе-интернате. В целом эту задачу можно обозначить как формирование жизненной компетентности.
В школе-интернате создана своя система планирования воспитательной работы, включающая в себя:
-организацию традиционных общешкольных дел и деятельность обучающихся в разных направлениях
- организацию деятельности внутри класса (группы);
- функционирование системы дополнительного образования
- деятельность школьного самоуправления
Нами разработана Программа воспитательной работы «Школа успеха».
Цель программы: Создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка с нарушением слуха
Паспорт программы нормативно-правовая база
Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года
Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015годы» (в ред. Постановления Правительства РФ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Устав Казённого общеобразовательного учреждения Республики Алтай «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – для детей с нарушением слуха»
Программа развития
Локальные акты
Срок реализации программы
1 этап - 2012-2013 г.- подготовительный этап
2 этап - 2013-2016 г.- этап реализации
3 этап -2016-2017 г.- заключительный, творческий

Ожидаемые конечные результаты реализации программы
В школе созданы максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания детей с нарушением слуха;
У обучающихся сформирована активная жизненная позиция: ребенок, успешно взаимодействует в коллективе, с семьей, социумом;
У ребят сформированы навыки здорового образа жизни, воспитанники школы активно занимаются спортом;
Воспитанники соблюдают правила личной и общественной гигиены;
Сформированы представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности

Содержание Программы «Школа успеха»
Педагогический замысел заключается в успешности ребёнка
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба - познавательная деятельность.
С – социализация – социальная деятельность.
П – позитивность – продуктивная деятельность.
Е – единство – коллективная деятельность.
Х – харизма – исключительная одаренность;
Подпрограммы
Направление воспитательной работы
Подпрограмма

Интеллектуально-познавательная деятельность
Модуль «Хочу всё знать»

Духовно-нравственное воспитание
«Учимся
нравственности»

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
«Я – гражданин России»

Социализация, трудовое воспитание и профориентация
«Я и мир»

Спортивно-оздоровительное воспитание
«Ключ к здоровью»

Экологическое воспитание и просвещение
Модуль «Я и природа»

Семейное воспитание
Модуль «Я и моя семья»

Школьное и классное самоуправление
«Союз старшеклассников»


В подготовке и проведении общешкольных мероприятий участвуют буквально все – и дети и взрослые. При этом происходит взаимодействие всех возрастов, интенсивно формируется чувство общности, чувство «мы», состоящие из множества «я», что способствует формированию активной жизненной позиции.
Общешкольные мероприятия безусловно, важны, но значение яркой и насыщенной жизни внутри классных коллективов, внутри групп намного значимей, поскольку в этом случае возможен индивидуальный подход к организации процесса самореализации обучающихся.
Если рассматривать жизнь внутри интерната как «малый социум», то внешнее окружение можно определить как «большой социум». Воспитанники школы-интерната должны иметь возможность общаться с представителями различных общественных организаций, сверстниками. Для наших детей очень важен выход за пределы школы-интерната, интеграция в среду слышащих. В школе организуются встречи с людьми различных профессии. Обучающиеся принимают участие в олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях не только в стенах школы, но и за её пределами, общаясь со слышащими людьми.
Развитие сферы дополнительного образования в нашей школе очень актуально и специфично. Прежде всего, по причине патологии слуха не все дети могут посещать учреждения дополнительного образования в городе.
Мы стараемся расширять воспитательное поле школы, включая обучающихся в самые разные виды деятельности, в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Наше ОУ не только дает знания, но и учит воспитанников свободному общению как друг с другом, так и со своими слышащими сверстниками и взрослыми. (видеосюжет).
Главной задачей школы, на сегодня является выход из ее стен социально-адаптированной личности. Поэтому вся деятельность коллектива направлена на реализацию потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха, воспитание внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками.
ђ Заголовок 1ђ Заголовок 215