Изучение стихотворений Валерия Майнашева как средство воспитания младших школьников в духе толерантности

«Изучение стихотворений Валерия Майнашева как средство воспитания младших школьников в духе толерантности»
Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеждений. Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия в обществе далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей. Вряд ли образовательные учреждения смогут устранить эти причины, но не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение к людям и активную преобразующую позицию ребенка по отношению к миру необходимо. Толерантность искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Эта способность, как известно, не является врожденной, а развивается, подвергается стимулированию и коррекции, и целью ее формирования является готовность к взаимодействию со всеми субъектами обитания.
Большое значение в воспитании у младшего школьника чувства уверенности в себе, уважения себя и других принадлежит литературному слову. И здесь ответы на насущные вопросы мы находим в стихах великого хакасского поэта Валерия Майнашева. Ведь ученики извлекают из них уроки нравственного поведения, делают соответствующие выводы, разговаривают и спорят с любимыми персонажами. Учитель анализирует произведения и обращает внимание школьников на их дела и поступки как добрые, так и не очень.
Когда встречаю я людскую злобу,
Я одного не вспомнить не могу,
Как черная собака по болоту
Бежит и кувыркается в снегу.
(В. Майнашев «Когда встречаю я людскую злобу»)
Наибольшую сложность у младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как к равным.
Распространенным явлением в группе детей младшего школьного возраста становится то, что кого-то ребята постоянно не принимают в игру, дразнят, обижают, между детьми происходят постоянные стычки, драки, проявляется агрессия. Отверженность это опыт, болезненный для тех, кого изгоняют, но и опасный для других.
Но одна у нас Родина-мать,
За нее жизнь не жаль нам отдать.
Злых и хитрых хватает с избытком.
Что в них нам, в их потугах и пытках?
Не бычись и одумайся ты.
Что же люди с тобой, не скоты.
Протяни, как бывало, мне руки
И забудем мещанские штуки.
Трубку мира раскурим с тобой.
Мы живем только раз, дорогой!
(В. Майнашев «Соседу»)
Симптомами нетерпимости детей друг к другу являются оскорбления, использование выражений, имеющих уничижительный оттенок, негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них, попытки поставить своих одноклассников в неловкое положение, уверенность, что некоторые дети могут быть хуже или глупее в силу расовой, национальной или религиозной принадлежности, склонность к дискриминации некоторых детей, их преследованию, запугиванию и даже физическому насилию над ними.
В старой печке огонь не унять –
Будто рыжий разбойник свистит,
Говорит моя бедная мать:
«Значит, кто-то к нам в гости спешит
Ах, огонь, поскорей засвисти,
Чем смогу, поделюсь я с тобой.
Только б друг мой не сбился с пути
И в ночи не прошел стороной.
(В. Майнашев «Песня о друге»).
Дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления толерантного отношения носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер. У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом при этом является эмоциональное состояние личности. Именно этот компонент позволяет выстраивать целостную систему развития терпимости у детей.
Все к жизни пробуждается -
Растет, цветет, поет.
Благословляет солнышко
Весенний хоровод. (В. Майнашев «Пробуждение»)
Особенность ребенка заключается в остроте переживания за позитивный результат, стремлении немедленно удовлетворить свои желания. Чем беднее социально-гуманный опыт детей, тем сильнее они переживают различия во взглядах и установках, тем сложнее найти компромисс в ситуации.
Ученые, исследовавшие эту проблему, подчеркивают, что младшие школьники знают моральные требования важности проявления терпимости и сочувствия к поведению своих товарищей, но не всегда им следуют. Это положение подтверждает значимость использования различных видов деятельности для знакомства детей со способами позитивного восприятия взглядов и поведения, противоположных своим собственным установкам, осознания необходимости регуляции своего поведения согласно правилам толерантности.
Сегодняшним школьникам свойственны эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм это видение мира через призму только своих интересов, оцениваемое как исключительно правильное. А отсюда и нежелание принять и понять другого именно как другого. В большинстве своем дети не могут даже представить себе, что перед ними другая культура с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения.
Вокруг меня чужие люди –
Идут иные времена.
И что с того, что в небе будут
И то же солнце, и луна.
Я не найду лица родного,
И буду я для всех чужим,
Что даже и врага лихого
Я б, встретив там, назвал родным.
(В. Майнашев «Иду один»)
Как и общество в целом, система образования должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных взаимоотношений.
Существующее сегодня экономическое неравенство является серьезным фактором разъединения людей, причиной опасной поляризации в человеческих отношениях. Следовательно, необходимо говорить с учениками начальной школы и о толерантном отношении, обращаясь к таким нравственным категориям, как справедливость, совесть, милосердие и др.
Но нельзя быть толерантным к тем, кто своими суждениями и действиями отказывает человеку в праве на жизнь, подрывает основы общественного порядка, разжигает религиозную и национальную вражду.
Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
На свете есть и нелюди и люди.
Как символ света и добра,
Пусть вечно на земле пребудет
Береза, светлая сестра.
(В. Майнашев «Светлая сестра.»)

Литература

Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, Хакасское книжное
издательство, 1996.
Кошелева А.Л. Поэтическое слово Сибири. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996.
Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1997.
Майнашев В.Г. Крашеные ковыли. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1995.
Артюхова А. С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы // Начальная школа. – 2008.-№ 9.
Бадмаева С. В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве // Начальная школа. – 2006.-№ 6.
Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений // Начальная школа. – 2006.-№ 3.








15