Занятие на тему Уголовная ответственность несовершеннолетних


Кировское областное государственное образовательное
бюджетное учреждение, школа-интернат для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья
п. Светлополянска Верхнекамского района
(КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска)
Конспект по ценностно-ориентировочной деятельности по теме
«Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Тип занятия: проблемно-познавательное занятие
Форма занятия: круглый стол
5 класс
2016г
Дидактические цели:
Расширить знания учащихся о видах уголовной ответственности несовершеннолетних, через самостоятельную работу обучающихся с дополнительным материалом.
воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, через различные задания
корригировать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в умозаключении
Оборудование:
Конституция РФ
Уголовный кодекс РФ
Карточки-задания с дополнительным материалом
Иллюстративный материал (презентация)
Мультимедийное оборудование
Ход занятия.
Организационный момент (Микроцель: эмоциональный настрой, обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.)
1.- Добрый день, уважаемые гости и участники нашего мероприятия!
Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и тихонько пожмите руки, улыбнитесь и передайте своё тепло соседу по парте.
- А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу?
II. Актуализация знания
1.Для определения темы нашего занятия необходимо прочитать слова из набора букв.
Абирвуголовнаяиправответственностьрвирсмпчяцукодвыкытмоатвысмичпыафвыпволгкнпрцлнесовершеннолетнихопппавывавукппроггдджжззшек.
Итак, тема нашего занятия «Уголовная ответственность несовершеннолетних». - Сегодня на занятии пойдет разговор об очень серьезной и актуальной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Наш разговор будет совмещен с игрой «Самые самые…»
2.К продолжению нашему занятию мне хотелось бы прочитать следующие слова: «Незнание законов, не освобождает от ответственности. Зато знание — запросто." Станислав Ежи Лец(что такое эпиграф? Эпиграф-это цитата которая посвящена той или иной теме)
- Как вы понимаете данное высказывание? (Дети отвечают, что того кто не знает законов, это не освобождает от ответственности.)
-Молодцы!
3.-Сейчас задание «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Задача выбрать из набора слов, слова которые относятся к «Хорошо» и слова которые относятся к «Плохо».
Бить младших, читать книгу, уступать место старшим в автобусе, брать чужой телефон, не здороваться с учителем, посадить дерево, сделать кормушку для птиц, перевести бабушку через дорогу, помочь маме помыть посуду, сломать ветку вишни.
Хорошие поступки Плохие поступки
-Как часто совершаете хороших поступков?
-Бывают ли у вас плохие поступки? Какие?
4.- А сейчас, послушайте одну ситуацию, и представьте себя на месте данных героев и, подумайте, как бы вы поступили в аналогичной ситуации.
Ситуация:
Миша пригласил Ваню и Петю на день рождение, они побоялись попросить денег у своих родителей, но Ваня и Петя не долго думая украли телефон у Коли и подарили телефон Мише.
А теперь, у Вас у каждого есть жетончики разного цвета, ваша задача поднять тот жетон, который соответствует вам.
- Поднимите красную карточку те - кто считает, что украл(а) и подарил(а)
- Зеленую карточку - украл подарил(а) и сказал(а) что он украденный
- Желтую карточку – я бы так не поступил(а)
Задаю вопрос:
Подумайте, что ждет молодых людей в этом случае? (ждет уголовное наказание)
- Ребята, кто знает, что такое уголовное наказание?
Наказание в уголовном праве — это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление.
- Как вы думаете, кем устанавливается уголовная ответственность?
- Уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997г. и является федеральным законом, действующим на всей территории страны. УК основывается на Конституции РФ и нормах международного права.
УК состоит из общей и особенной частей.
Основная часть.
(Микроцель: организовать познавательную деятельность учащихся, расширить знания по теме).
1.- Кого считают несовершеннолетними?
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
- Ребята, как вы думаете, что такое преступление?
Преступление - это деяние, которое представляет опасность для человека, общества или государства, совершенное лицом, вина которого доказана судом.
- За какие преступления осуждаются подростки 14 лет?
Преступления, за которые осуждаются подростки 14 лет
совершение убийства
умышленное причинение вреда здоровью
похищение человека
изнасилование
кража, грабеж, разбой
вымогательство
угон и приведение в негодность транспорта
заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207)
хищение оружия, взрывчатых веществ ( ст. 226) наркотиков (ст.229)
2.- Самые распространенные преступления среди несовершеннолетних (кража, грабеж, умышленное причинение вреда здоровью)
- Что такое кража? Кража – это тайное хищение чужого имущества
- Приведите примеры кражи.
- Что такое грабеж? Грабеж – это открытое хищение чужого имущества.
- Приведите пример грабежа.Чем кража отличается от грабежа?
- Умышленное причинение вреда здоровью
Два ученика Саша и Коля затеяли игру на лестнице, которая переросла в драку. Саша толкнул Вову и тот «скатился» по лестнице вниз, упал и потерял сознание на короткое время. ( свыше 21 дня и поэтому относится к средней тяжести вреда здоровью)
3.За каждое свой плохой поступок есть наказание. Какое мы послушаем? (дети заранее подготовлены)
Но, несмотря на многочисленные преступления несовершеннолетних, для них в УК предусмотрены Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних:
Пожизненное заключение или смертная казнь (не применяется)
Лишение свободы не свыше 10 лет
Исправительные работы до 1 года
- Но все-таки согласно УК РФ предусмотрены виды наказаний для несовершеннолетних
штраф
обязательные работы
лишение свободы на определенный срок
исправительные работы
арест
лишение права заниматься определенной деятельностью.
Таким образом и для детей и подростков существует наказание, которое не обходимо всегда помнить и сначала думать а потом делать тот или иной поступок.
IV.Рефлексия.Цель: способствовать выработке правильной самооценки
У каждого на краю парты лежат два жетончика добро, которое означает, что вам понравилось занятие и у вас предполагается больше добра, чем зла;
Зло, которое означает, что вам не было интересно и у вас больше зла, чем добра, ваша задача выбрать и прикрепить магнитиком на доску.
V.Итог.Цель: подвести детей к пониманию необходимости соблюдать законы
- В заключении, подводя итоги нашего занятия, я хочу сказать, что надо обязательно знать законы и исполнять их, разумно пользоваться правами и жить по самым простым человеческим законам добра и справедливости. Так, чтобы нам, педагогам, вашим родителям, никогда ни за что не пришлось «краснеть» за вас. Где бы вы ни жили, кем бы вы ни стали, самое главное быть достойным гражданином своей Отчизны.