Правила, формы, методики, используемые в учебном процессе, как критерий повышения мотивации обучающихся и студентов


Правила, формы, методики, используемые в учебном процессе, как критерий повышения мотивации обучающихся и студентов
Кононова Анна Владимировна - преподаватель ГАОУ МО СПО «Кольского агропромышленного колледжа» Мурманская область г. Кола
Третьякова Татьяна Ивановна - преподаватель ГАОУ МО СПО «Кольского агропромышленного колледжа» Мурманская область г. Кола
Существует многообразие форм и методик проведения учебных занятий, целью которых является повышение мотивации у обучающихся и студентов в их учебной, познавательной деятельности. Кроме этого существует ряд правил, выполнение которых неотъемлемо, повысит мотивацию обучающихся и студентов в учебном процессе. На некоторые правила и направления педагогической деятельности и хотелось бы обратить внимание.
Правила бесконфликтного общения
Правило 1. Не употребляйте конфликтогенов.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Вспомните, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно - так стремительно нарастает сила конфликтогенов.
Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее вашего?
Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли называется эмпатией. Таким образом, мы пришли еще к одному правилу.
Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
Есть понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес партнера по общению. Это все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Несколько слов о гормональных основах наших состояний. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина.
Наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых "гормонов удовольствия" - эндорфинов.
Каждый человек нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.
5 приёмов общения с обучающимся1. Постарайтесь показать обучающемуся, что вы его понимаете.
2. Внимательно следите за лицом обучающегося и его «языком тела».
3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к руке.4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов.
5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нём.
Как добиться взаимодействия преподавателя и обучающегося
Вместо того, чтобы допрашивать и критиковать, вы можете:
1) Описать проблему
Когда педагог описывает проблему, не прибегая к обвинениям или приказам, обучающиеся с большей готовностью начинают вести себя ответственно. (1. - Кто у нас такой умный, что сдал работу, не подписав её?! – Одна работа не подписана. 2. Прекратите перепалку и идите в класс немедленно!!!! – Мальчики вас слышно даже в коридоре.)2) Дать информацию: Когда преподаватель даёт информацию, не оскорбляя обучающихся, они с большей готовностью меняют поведение. (- Кто разорвал книгу?! Вас разве не учили, как нужно с ними обращаться?! Их вообще-то читают!! – Вы зачем порвали книгу? Вы знаете, что такие книги в библиотеку снова не сдать, их не примут.)3) Предложить выбор:
Угрозы и приказы заставляют обучающихся чувствовать себя беспомощными или обижаться. Выбор открывает дорогу к новым возможностям. (- Ты ещё не начал писать сочинение?! Такими темпами у тебя будет неаттестация! – Начать сочинение нелегко. Ты хочешь ещё подумать или посоветоваться со мной?)4) Показать своё отношение словом или жестом:
Обучающимся не нравятся нотации и длинные объяснения. Одно слово или жест заставят их задуматься над проблемой и найти способ его решения. ( – Сними куртку, сколько раз можно говорить, а ты вечно ничего не понимаешь!!! – Ваня, куртка.)5) Описать свои чувства:
Когда преподаватель говорит о своих чувствах, не обвиняя и не ругая обучающихся, они прислушиваются к его словам и ведут себя ответственно. (Прекратите этот шум в классе!! Вы ведёте себя безобразно!! – Ребята, мне не нравится (не очень приятно) вести урок в таком шуме.)6) Написать записку:
Обучающиеся часто пропускают мимо ушей слова взрослых, но запоминают, увидев это написанным.
Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучаемому предмету, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных форм обучения.
Преподавание с использованием сети Internet.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения начался не так давно.
Однако темпы его распространения невероятно стремительны. Применение Интернет - технологий на занятиях является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. В большинстве случаев ребятам нравится работать с компьютером. Так как занятия проходят в неформальной обстановке, школьникам предоставлены свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ.
Перспективы использования Интернет - технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть:
Переписка с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты;
Участие в международных Интернет - конференциях, семинарах, олимпиадах и других сетевых проектах подобного рода; Большой интерес, как у обучающихся, так и у педагогов вызывает проводимая ежегодно Уральским Домом Учителя УрФО Международная олимпиада по основам наук, особенностью которой является участие в ней не только детей с высоким уровнем подготовки, но и все желающие могут проверить уровень своих знаний.Создание и размещение в сети сайтов и презентаций – они могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран. В этом году по инициативе педагогов нашего колледжа был проведен региональный конкурс «Рисуем - значит развиваемся!». В конкурсе приняли участие 6 команд от разных образовательных учреждений. Участниками Конкурса использовались разнообразные информационно-коммуникационные технологии. Участники Конкурса вместе с педагогами по завершению конкурса выразили огромное желание участия в подобных мероприятиях
Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку.
Однако надо отметить, что информационные технологии, Интернет -технологии – это отнюдь не панацея на пути повышения мотивации и самостоятельности обучаемых в процессе изучения в познавательном процессе. Для достижения максимального эффекта необходимо использование широкого спектра инновационных, в том числе, безусловно, разнообразных медиаобразовательных технологий в обучающем процессе.
Большой интерес вызывает проведение учебных занятий, используя игровую форму. Причем, в игре могут соревноваться, развивая свои знания, как индивидуальные участники, так и группы учащихся. Например, проводя урок «Путешествие по Великобритании», преподаватели английского языка, информатики, экономики, применили игровую форму «Морского боя», разбив обучающихся на 2 группы. Интерес обучающихся к теме, их активность были на очень высоком уровне.
Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения
Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт/ результат учебной деятельности обучающегося по овладению предмета. Такой пакет/набор материалов/ дает возможность обучающемуся и преподавателю по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, проанализировать и оценить объем учебной работы и спектр достижений обучаемого в области изучения предмета.
Цели и формы работы с языковым портфелем могут быть различными.
По своей концептуальной сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации. Одним из важных преимуществ языкового портфеля, по сравнению, в частности, с “разовыми” текстами, является возможность для обучающегося самостоятельно проследить свою динамику уровня владения изучаемым предметом в течение определенного времени. В определенной ситуации работу обучаемого с языковым портфелем можно соотнести с составлением своего личного (индивидуального) учебного средства. Это учебное средство создает ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность в ход учебного процесса.
Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве.