Сценарий занятия по внеурочной деятельности Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.


Занятие 6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы
Задачи:
Регулятивные УУД:
- способствовать развитию умения видеть проблемы для исследования, выбор вида и темы исследования, познакомить с правилами и приемами выбора темы, обоснование актуальности.
Познавательные УУД:
- учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;
- формировать у учащихся умения в целеполагании;
- учить работать с информацией; выполнять логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- координировать свои усилия с усилиями других;
- задавать вопросы;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению.
Личностные УУД:
- формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;
- развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.
Оборудование. Презентация к уроку, смайлики, тетрадь открытий, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Понятие «проблема».
Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.
А что значит найти проблему?
Подбор ассоциаций к понятию «проблема» и построение кластера.
Чтение текста и работа с ним.
Древнегреческое слово «problema» в переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность».
Проблема выступает как нечто неизвестное в науке. Это мост от неизвестного к известному, конкретное знание о незнании.
Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.
Поэтому формулировка проблемы – дело чрезвычайно сложное.
Д. Бернал не без основания утверждал, что в стратегии научного исследования гораздо труднее найти проблему, чем ее разрешить, т.к. для того, чтобы найти проблему требуется творческое мышление, а для того, чтобы разрешить ее – только умение.
Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его определенном этапе.
Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.
Что означает понятие «проблема»?
В чем сущность проблемы?
Почему Д.Бернал утверждал, что труднее найти проблему, чем ее разрешить?
Опишите главное качество исследователя.
Интересующие проблемы.
- Подумайте, какие проблемы вас интересуют на данный момент?
- Запишите 3-5 проблем, которые могли бы стать основой для исследования.
Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Выбирая новую точку зрения, подумайте о словах классика: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения». Что имел в виду автор этих строк?
Задание «Изменение точки зрения на объект».
Продолжение неоконченного рассказа от имени разных персонажей.
Осеннее небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…
- Завершите рассказ, исходя из разных точек зрения, представив, что вы:
водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге;
Аким города;
прохожий, спешащий на работу;
гуляющая молодая парочка;
художник;
дворник;
лисичка или зайчик в лесу.
Задание «Что имел в виду мыслитель».
- Что имел в виду мыслитель? (раздаются высказывания мыслителей)
«Сегодня – счастье, завтра – счастье, помилуй Бог, надо же когда-нибудь и умение».
А.В. Суворов.
«Лестница жизни полна заноз, но больше всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз».
У. Браунелл.
«Судья – это говорящий закон, а закон – это говорящий судья».
Цицерон.
Задание «Составь рассказ от имени другого».
- Представьте, что вы на какое-то время стали неодушевленным предметом. Опишите один день своей новой жизни.
Карточки с названиями предметов:
стол в классной комнате
камешек на дороге
драгоценное кольцо
дневник
пуговица на кофте
цветок
ручка
классная доска
будильник
мобильный телефон
парта в классе
школьный звонок
При устном коллективном обсуждении поощрить самые интересные, изобретательные, оригинальные ответы.
Задание «Составь рассказ, используя концовку».
Зачитывается окончание рассказа или раздаются карточки с оконцовками рассказов.
«…Нам так и не удалось выехать за пределы города».
«…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы целые потоки воды».
«…Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».
«…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
Подумайте, а потом расскажите о том, что было в начале и почему все закончилось именно так.
Оценивается в первую очередь логичность и оригинальность изложения.
Задание «Сколько значений у предмета».
Позволить иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы можно с помощью широко известных заданий.
Вам предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Необходимо найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
кирпич
газета
кусочек мела
карандаш
картонная коробка
женский платок
Тема исследования или проекта.
Чтение текста и работа по нему (выписка тезисов).
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других.
Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:
Какая проблема интересует меня больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь: математикой или поэзией, астрономией или историей, биологией или психологией и др.?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
По каким предметам я получаю самые высокие оценки?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите родителей, поговорите с одноклассниками. Может быть, кто-то и подскажет интересную идею.
Сформулируйте и запишите выбранную тему исследования.
Правила выбора темы исследования:
Тема должна быть интересна исследователю, должна увлекать его.
Выбор темы обусловлен какими-то рамками: тематическими, временными, ситуативными.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (оригинальность в данном случае следует понимать не только как способности найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления).
тема должна быть соразмерна предполагаемому объему работы. Если работа по заинтересовавшей вас теме в нужный объем не вмещается, можно сузить тему, а то, что осталось, рассмотреть в другой раз.
объем газетной или журнальной статьи обычно не превышает 10-12 машинописных страниц;
микроисследование предполагает небольшой объем работы – 5-6 страниц;
исследовательская работа на научно-практическую конференцию учащихся – 25-30 страниц;
курсовая работа в вузе – 25-50 страниц;
дипломная работа – до 100 страниц;
кандидатская диссертация в большинстве наук не должна превышать 150 страниц.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро (объем исследований должен быть такой, чтобы возможно было завершить его за 1-2 года).
Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы, литература, необходимая исследовательская база. Невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это мешает развитию творческого мышления.
Проблема может быть стара как мир, но способы и пути разрешения и осмысления могут быть самыми разнообразными.
Тема может быть предложена учителем.