Применение методики «Обсуждение проблем» (ОП) на уроках литературы


Н.О. Геровская,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории,
Лангепасского городского муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения «Гимназия №6», г. ЛангепасПрименение методики «Обсуждение проблем» (ОП) на уроках литературы.

Коллективный способ обучения (КСО) очень актуален в наши дни. Существуют различные методики обучения коллективной оргформы. Меня, учителя русского языка и литературы, заинтересовала методика «Обсуждение проблем» (ОП), причём заинтересовала тогда, когда о ЕГЭ, о его введении даже не подозревали. Сейчас же, когда критериями оценивания ответа на 25 задание 2 части в 11 классе являются «формулировка проблем исходного текста», «комментарий к сформулированной проблеме», «аргументация собственного мнения по проблеме», данная методика актуальна как никогда.
Методика «ОП» предлагает решение широкого круга дидактических задач:
воспроизведение учебного материала;
формулировка проблем, их анализ, формирование личного отношения к проблемам;
выработка навыков обсуждения, ведения дискуссий; формулировка аналогичных и альтернативных проблем; защита своего мнения.
Много положительного можно выделить в деятельности учителя и учеников: эффективность, результативность, активность обучающихся; повышенный интерес к изучаемому предмету и к историко-литературному материалу; умение грамотно, аргументировано говорить и писать; умение систематизировать материал. Школьники, обсуждая ту или иную проблему, сравнивают, сопоставляют, анализируют, доказывают, ищут аргументы, отстаивают свою точку зрения грамотно и тактично; развивается устная и письменная, диалогическая и монологическая речь.
Применять «ОП» можно с 5 класса, если у школьников выработаны навыки работы в парах постоянного состава (ППС) и в парах сменного состава (ПСС) и если правильно понимается сам термин «обсуждение проблемы».
Предлагаю вашему вниманию урок с применением методики «ОП» в 5 классе.
Методика «Обсуждение проблем» предполагает использование разных вариантов работы. Рассмотрим вариант IV – обсуждение одной проблемы одного произведения. Этот вариант наиболее удобен и прост для пятиклассников, только недавно познакомившихся с понятием «проблема».
Тема урока: Певец и владыка. Искусство, побеждающее смерть (по сказке Андерсена «Соловей»).
Методика: ОП, вариант IV (обсуждение одной проблемы одного произведения).
Цели урока:
Образовательная:  обучить вдумчивому прочтению сказки, умению давать оценку герою; учить защищать свою точку  зрения.
Развивающая: развивать способность видеть эстетическую ценность сказок Г.Х. Андерсена, оценивать их своеобразие; развивать письменную и устную, монологическую и диалогическую речь учащихся.
Воспитательная:  воспитывать  коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы; проследить, к чему может привести высокомерие и себялюбие, как искренность, простота и доброта – контекстные синонимы к слову «искусство» - могут спасти человека.
Предварительно были рассмотрены темы:
Г.Х.Андерсен. О сказочнике. Тематика сказок.
Печальное и смешное в сказке «Соловей». Император и его приближённые.
Соловей и механическая игрушка. Исчезновение Соловья.
На протяжении нескольких уроков учащиеся знакомились со значением следующих слов, понятий: император, владыка, приближённые, чванство, высокомерие, самоуверенность, жестокость, искусство, ценитель, меценат, ложное и настоящее в искусстве, свобода и искусство. Учащиеся подбирали выразительные средства, цитаты, характеризующие императора и его приближённых, Соловья и механическую игрушку.
Ребята уже нашли разницу между механической игрушкой и настоящим Соловьём. Они сделали определённый вывод: император и его приближённые оторваны от настоящей жизни, в их отношениях тоже нет ничего настоящего, искреннего, всё построено на лжи и лицемерии. Истинное искусство должно быть свободным. Поломка игрушки – закономерность; истинное, настоящее искусство всегда торжествует.
Предварительное домашнее задание: письменный ответ на вопрос:
Почему сказка заканчивается словами: «Здравствуйте!»
Алгоритм работы.
Вступительное слово учителя.
Напомнить учащимся о том, что такое «проблема» и чем данное понятие отличается от понятия «просто вопрос»;
Определиться с критериями, характеризующими истинное искусство: искренность, простота, доступность, красота, импровизация, свобода, творчество, доброта, милосердие, сострадание, стремление к совершенству.От критериев подойти к проблеме, формулировка которой записана на доске
Искусство, побеждающее смерть.
Помочь учащимся соотнести выполненное Д/З с проблемой, которую ещё предстоит разрешить.
Работа в ППС (пара постоянного состава) – 10 минут.
Зачитать своему партнёру письменный ответ на вопрос: почему сказка «Соловей» заканчивается словами «Здравствуйте!»
У1 (ученик первый) У2 (ученик второй)
Дополнить свой ответ тем новым, интересным, что узнал от партнёра.
Работа в МГ (малая группа по 4 человека) – распределяются учителем заранее.
Необходимо разрешить проблему, ответив на вопросы:
Развитие взаимоотношений Соловья и императора;
Почему Соловей исчез?
Почему Соловей вернулся?
Что понял император, заглянув в глаза Смерти?
Что победило Смерть? (использовать критерии)
Почему сказка заканчивается словом «Здравствуйте»?
Сделайте вывод: почему же Искусство сильнее Смерти?
Выступление от МГ (возможен стихийный диспут).
Итоговое слово учителя.
Д/З: любая творческая работа по сказке Андерсена «Соловей» - рисунки, стихи, размышления и др.