Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию Тема: «Грязный и чистый воздух» Возрастная группа: подготовительная


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по экологическому воспитанию
Тема: «Грязный и чистый воздух»
Возрастная группа: подготовительная
Подготовила:
Стрельченко Светлана Николаевна
г. Шарыпово
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. Д.Родович.
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Человек — часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.
Цель: воспитывать у старших дошкольников экологическую культуру.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о живой природе, расширять представления о взаимосвязях человека с ней.
Развивающие: развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух,
воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность».
Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, двигательная.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая.
Методические приёмы:
* игровой: использование сюрпризных моментов, расслабление (релаксация));
* наглядный: слайды, картины;
*словесный: беседа, рассказывание и слушание стихов, загадывание загадок, рассказывание о своих чувствах, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение. Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Материал: Картина, письмо, волшебная палочка, иллюстрации диких животных, насекомых, растений, подводных обитателей, слайды по теме занятия, карты – схемы, веточки. Белая плотная бумага, цветные карандаши, краски.
Предварительная работа:
Беседы о природе, её роли в жизни человека.
Проведение непосредственной образовательной деятельности – экспериментирование.
Рассматривание иллюстраций на тему «Природа».
Чтение художественной литературы.
Наблюдение за деревьями, небом, солнцем во время прогулок.
Ход НОД:
Орг. момент: - в кругу
Педагог:
Если деньги накопить,
Можно многое купить
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Ребята, есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить?
I игра: «Волшебная палочка»
Дети: Солнце нельзя купить, траву, цветы, небо, насекомые, птицы ... и т.д.
II Беседа:
Педагог: Ребята, что вы сейчас видели на экране?
Дети: Лес, луга, поля, птиц, разных животных.
Педагог: Как всё это можно назвать одним словом?
Дети: Природа.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в лес.
III Физминутка: «Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями,
Сильными большими.
Ноги - это корни,
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,Из глубин подземных
Воду доставали.
Наше тело прочный ствол.
Он чуть- чуть качается
И своей верхушкой
В небо упирается.
Наши руки-ветви-
Крону образуют.
Вместе им не страшно, если ветры дуют.
Педагог: Вот мы и в лесу. Посмотрите, лежит письмо, посмотрим от кого оно? Давайте откроем конверт и посмотрим, что же в нём? В конверте лежит письмо и картина.
«Здравствуйте дорогие ребята. Жаль, что сам лично не смог встретиться с вами, очень уж большие у меня владения, за которые я отвечаю, надеюсь, рассмотрев мою картину, и поймёте для чего и почему я её вам отправил. С уважением ваш лесничий.
Педагог: Lети, обратите внимание на две половины картины на одной изображено здоровая природа, а на другой – больная природа. Посмотрите на картину и сравните – одну половина - это в лесу, а другая в городе. И в городе, и в лесу – всюду есть воздух. Для чего нужен воздух человеку? Давайте поговорим о воздухе и сравним, какой он в лесу и какой в городе.
IV Работа с картами (у каждого ребёнка карта – схема)
Педагог: В городах много домов, зданий, фабрик, ездит много машин (воспитатель показывает по картине, на которой изображен город). Стоял чистый город, небо голубое. Но вот проснулись водители, отправились на машинах на работу, а кто по важным делам. Машины едут, газуют
(дети пририсовывают дым из выхлопных труб машин).
Заработали фабрики, заводы – из труб пошел дым
(дети пририсовывают дым из труб кверху, дым поднимается кверху, и небо стало не голубым, а серым).
Педагог: Воздух был чистым, а стал грязным. Все загрязняющие вещества, очень вредные для всего живого, оказались в воздухе. И получается, что мы с вами дышим таким воздухом.
Что же делать, чтобы в городе воздух был чистым?
Дети: Можно закрыть заводы, фабрики, остановить машины и т.д.
Педагог: Заводы и фабрики закрывать нельзя – на них изготавливают то, что необходимо людям: мебель, игрушки и т. д. машины остановить тоже нельзя.
Дети: На заводах нужно ставить фильтры, очистные сооружения, которые задерживают загрязняющие вещества.
Педагог: Давайте проведем опыт и посмотрим, как же фильтры задерживают ненужные нам вещества.

V Опыт: педагог поджигает бумагу, обращая внимание, что самим детям такой опыт проводить ни в коем случае нельзя, а сверху держит марлю. Затем показывает, что осталось на марле.
Вывод: правая половина - это городская картина.
Звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза.
Педагог: В лесу тихо и спокойно, нет городского шума от машин, заводов, только слышно пение птиц, шелест листьев.
Где же самый чистый воздух?
Дети: В лесу дышится легко, воздух чистый, приятно пахнет.
Педагог: Какие деревья вы знаете?
Дети: называют деревья, загадывают загадки о деревьях (приложение №1)
VI Игра: «Узнай дерево по запаху»
дети с закрытыми глазами нюхают веточки и называют от какого они дерева.
Вывод: левая половина - это лесная картина.
Педагог: В лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений. Ведь именно они выделяют кислород. Лес – огромная фабрика кислорода. Растения наши помощники, наши спасатели.
VII Игра: «Раз, два, три, к названному дереву беги /лети»
Дети под музыку ходят, как животные/птицы, педагог называет дерево – дети должны найти его и подбежать к нему.
Дети усаживаются на лужайке.
Педагог: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети. (приложение №2)
Дети: После прочтения стихотворения называют, какие правила поведения были нарушены.
Педагог: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Какие знаки можно нарисовать?
Дети: «Не руби деревья!», «Не шуми!», «Старайся ходить по тропам тихо и осторожно!», «Не жги костры!», «Не оставляй мусор!».
VIII Аутотренинг:
Давайте отдохнем, послушаем музыку (запись Д. Лолей «Одинокий пастух»).
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.
Надо мной гордо кружат птицы,
Мне хорошо и приятно.
Я хочу жить в мире с природой,
Я буду другом и защитником. Всему живому.
Педагог: Ребята, нет таких денег, которые могут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать взрослых, когда они относятся к природе потребительски, оскверняют своим бескультурьем.
Педагог: Ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте все вместе скажем лесу «До свидания!».
Ребёнок:
Пусть Земля родная наша
Год от года будет краше.
Мы не гости на планете,
Помните об этом дети!
Итог: Чем занимались? Что запомнилось?
Педагог: Ребята теперь вы знаете, как вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
Вот и угощения от лесничего, конфеты.
Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте все вместе скажем лесу: «До свидания!».
Приложение №1
Это дерева не елка,
Хоть есть шишки да иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона ка шатер? (сосна)
Зимой и летом – одним цветом? (ель).
Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой,
Словно девочки подростки.
Белоствольные…(березки).
Это дерево по моде,Осенью одели вроде,У зеленого пальто,Пуговки красны зато. (рябина)
Приложение №2
Михалков Сергей Владимирович
Прогулка
Мы приехали на речку воскресенье провести
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли
-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.
-Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!
Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли
Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.