Внеклассное занятие Пойми себя


ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Усмань»
Час самопознания.
«Пойми себя»
Провел:
Гамаюнов Р.С.
Цели: анализировать свои поступки, чувства, переживания;
наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других.
Задачи:
Учить детей взаимодействовать друг с другом, слушать, воспринимать и уважать чувства другого.
I. Организационный момент.Каждое занятие мы будем начинать с комплимента.
Упражнение «Комплимент»
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное.
Обязательные условия «Комплимента»:
1. Обращение по имени.
2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
II. Основная часть.
Задание №1: «Раскрась свои чувства»
Это упражнение выполняется на отдельных листах. Заранее готовятся листы со схематичным изображением человечка. Детей просят приготовить цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный. После того, как ведущий убедился, что все готовы к работе, он дает задание.
- Представьте себе. Что этот человечек – сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Давайте раскрасим эти чувства:
радость - желтым;
счастье – оранжевым;
удовольствие – зеленым;
гнев, раздражение – ярко-красным;
чувство вины – коричневым;
страх – черным.
После того, как «человечки» раскрашены, дети показывают свои рисунки остальным и рассказывают, почему они использовали тот или иной цвет.
Затем рисунки подписываются и сдаются для последующего анализа.
Если ребенок раскрашивает «человечка» розовым, желтым, зеленым и другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично. Он конструктивно будет воспринимать и реагировать на занятия.
Если большая часть рисунка окрашена черным, возможно, этот ребенок нуждается с психокоррекции. Если цветовые пятна находятся в области головы, то можно предположить, что ребенок о чем-то напряженно думает, какие-то мысли не дают ему покоя и даже пугают его.
Если черный цвет локализован в области рук, можно предположить, что ребенок испытывает трудности во взаимодействии с другими. Может он просто замкнут или его отвергают другие дети. Черные и коричневые пятна могут быть расположены в области ног. Такое, в рисунках детей, ощущающих себя недостаточно уверенно и защищено.
Если черное, коричневое или ярко-красное пятно появилось в области груди, можно предположить. Что ребенок испытывает серьезные эмоциональные затруднения, беспокойство.
Подведение итогов и общий анализ.
Высказывания детей.
Задание №2 «Я»
-Дети достают карандаши и готовятся слушать задание.
Это упражнение выполняется в несколько этапов:
1. Наше «Я» - одна из самых больших загадок. Иногда это «Я» обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучат голос обиды, иногда проявление собственного самолюбия, иногда – это голос фантазии, А бывает – это проявление беззаботности и безрассудства. Некоторые действия мы совершаем вообще вопреки своей воле. Как же нам разобраться в собственном «Я»?!
Это «Я» мы будем рисовать в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Сначала нарисуйте ствол дерева, а затем мы будем рисовать ветки и корни.
2. Одна из веточек – внешнее «Я». Это то, как мы выглядим в глазах окружающих. Нарисуйте эту веточку и придумайте слово, которым вы могли бы охарактеризовать себя, если посмотреть на себя со стороны. Можно не подписывать эту веточку словом. А нарисовать какой-нибудь символ, соответствующий этому слову.
3. Другая веточка – «Я» в учебе. Нарисуйте ее и придумайте символ.
4. Следующая веточка – «Я» в семье. Нарисуйте и придумайте символ.
5. Можно нарисовать еще несколько веточек вашего «Я», ведь жизнь у каждого многообразна. Нарисуйте свои особые веточки и придумайте символы.
У вас должна получиться симпатичная крона, и каждая веточка – ваше сложное «Я».
Теперь перейдем к корням. Корни – это ваши самобытные качества: настойчивость, доброта, романтизм, фантазия. Интересы, лень, трудолюбие, всякие достоинства и недостатки.
(На доске дети дополняют эти формулировки)
Нарисуйте их в масштабе, т.е. чем больше в вас какого-либо качества, тем больше должен быть корень.
После рисунка дети разбиваются на группы по три человека и каждый рассказывает о своем рисунке. Остальные слушают и говорят рассказчику о том, что в его дереве явилось для них новым и неожиданным. Рассказчик отмечает эти веточки на своем дереве, чтобы позже обдумать мнение слушателей.
III. Заключительная часть.
Чему мы сегодня научились на занятии?
Что вы узнали сегодня нового о самом себе и своих товарищах?