Права человека. Права ребенка.


Права человека. Права ребенка.
(интерактивное занятие)
Цель:
дать детям представления о том, что такое право, обязанность, моральные нормы поведения, декларация, конвенция; познакомить с правами и обязанностями детей, которые гарантируются законом; формировать правовое сознание, умение выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами; познакомить с Конвенцией ООН «О правах ребенка»; развивать логическое мышление, культуру детей; воспитывать уважительное отношение к законам, каждому человеку, научиться разбираться в трудных ситуациях, опираясь на положения международных правовых документов.
Тип урока:
комбинированный
Формы и методы:
интерактивные, игры, викторины, исследовательская деятельность, элементы театрализации.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска; сокращенный вариант Конвенции ООН в картинках и стихах, слайды, иллюстрирующие ситуации по теме занятия, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Учитель.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего мероприятия посвящена правам человека и правам ребенка. (Слайд 1. Права человека. Права ребенка).
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах.
Игра «Волшебная шкатулка»

Учитель.
У меня в руках волшебная шкатулка, в ней – самое ценноценное сокровище планеты Земля. Кто из вас хочет
увидеть, что там внутри, может подойти и посмотретьно только не рассказывайте другим детям, что вы там увидели, пока все ребята не посмотрят, что же там находится.
Дети под музыку по очереди заглядывают в шкатулку и улыбаются.

Так кого же вы увидели в этой волшебной шкатулке? (Дети называют свое имя, так как на дне шкатулки
лежало зеркало).
В волшебном зеркале вы увидели каждый
себя. Правильно, человек – самое ценное
сокровище на Земле. Каждый из вас лич-
ность, и такого человека как вы, больше
на этой земле нет, и не будет.
Пройдет ни одно тысячелетие, пока челове-
чество поймет эту простую истину, и каждый будет понимать, что самое большое богатство – это ДЕТИ.
Итак, наше занятие будет посвящено вам, дети, вашим правам и обязанностям.
Учитель. Что такое право? (Ответы детей. Это то, что мы можем делать, что разрешается делать, на что есть возможность сделать).
(Слайд 2. Права детей. Определение).
Права детей – это определенные гарантии, которые дают возможность детям жить, взрослеть в безопасных условиях.
Чтец 1:
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы…
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства,
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство!
Учитель. Вообще, если коснуться истории, впервые о правах человека заговорили после второй мировой войны. После стольких невинных жертв человечество одумалось, и мировое сообщество в лице Генеральной ассамблеи Объединенных наций приняло в 1948 году всеобщую декларацию прав человека. Этот документ впервые признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Каждое государство обязано уважать права человека, признать их и обеспечивать. Жизнь каждого человека должна быть справедливой и поэтому радостной и счастливой.

Ребята, а какие права, по
вашему мнению, могли попасть в
этот важный документ?
(Ответы детей). (Слайд 2. Права чело-
века.)
Но декларация (лат. Declaratia – про-
провозглашение) не имеет обязатель-
льной силы, это рекомендация.


И вот, 20 ноября 1989 года ООН
приняла Конвенцию о правах ребенка. 26ноября, в день открытия ее для подписа-
ния, ее подписала 61 страна.

Конвенция - документ высочайшего интернационального уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех стран, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
А сейчас, мы с вами узнаем, о каких же пра-
вах идет речь в Конвенции. Для этого мы поигра-
ем в игру, которая называется «Конвенция о пра-
вах ребенка в картинках и стихах». Помните, каж-
дый из вас, когда мы готовились к этому занятию,
Конвенция о правах ребенка в стихах икартинках
выучили короткие стишки, в которых говориться о
правах ребенка. И сейчас они нам помогут. Игра
будет проходить следующим образом: я буду называть некоторые важные статьи Конвенции, а вы должны будете определить, какой из выученных вами стишков подходит к этой статье, поднимите руку и прочтете ваше стихотворение. Если вы правильно определили его, то на экране возникнет картинка, с вашим стихотворением, которая иллюстрирует данные права.
Ход игры
Слайды. «Конвенция ООН о правах ребенка».
Учитель (У): Ст.1. Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.
Ученик (уч.):
В Конвенции каждый найдет
На важный вопрос ответ:
Помни! Ребенком считается тот,
Кто не достиг 18 лет.
У. Ст. 2. Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.
Уч.
Сколько бы не было в мире детишек,
Черных и белых, девчонок, мальчишек,
Все их права и ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны.
У. Ст.6. Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.
Уч.
Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно дать!
У. Ст.7. Ребенок имеет право на имя и приобретение гражданства.
Уч.
Вовочки и Леночки,
Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пеленок человек получает имя.
У. Ст. 12 – 15. Ребенок имеет право свободно высказывать свое мнение по всем вопросам.
Уч.
Высказать правду ты можешь везде –
Дома, в школе, и даже в суде,
Но уважай убежденья других –
Право на мненье есть и у них!
У. Ст. 19. Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия.
Уч.
Знайте, что бить, обижать и неволить
Ребенка Закон никому не позволит.
Дети – не куклы, любой Карабас
Будет серьезно наказан у нас.
У. Ст. 23. Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь.
Уч.
Очень трудно быть другим,
Непохожим, не таким.
Нос не вешай, иди вперед
Тебе помогут, успех придет.
У. Ст. 24 – 27. Ребенок имеет право на здравоохранение и медицинское обслуживание.
Уч.
Человек не может на свет без помощи родиться,
Суп малыш себе не сварит, не сможет учиться,
Потому – то, чтоб ребенка защитить и воспитать
Самых лучших специалистов требуется назначать.
У. Ст. 31. Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.
Уч.
Бабушка не прыгает
Дедушка не скачет,
Это для Конвенции ничего не значит.
Положено ребенку расти,
Шуметь, играть.
И права этого никто не может отобрать.
У. Ст. 32. Ребенок имеет право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья.
Уч.
Корысти ради ты детей не тронь!
Их защищает наш Закон!
У. Ст. 33. Ребенок имеет право на защиту от незаконного потребления наркотиков.
Уч.
Любые наркотики – это беда!
Скажи наркотикам нет навсегда!
Если с бедой ты не справился сам
Помощь ищи – обращайся к врачам.
У. Ст. 28 – 29. Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование.
Уч.
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо
Мы всему научим вас,
Что необходимо.
Учитель. Вот мы с вами и узнали, о каких же правах ребенка говорится в Конвенции. А сей час мы споем песенку о правах ребенка, о которых вас учат в школе.
(Ребята поют песню на мелодию песни «Учат в школе»).
Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И законы уважать,
Малышей не обижать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
На учебу есть права
И на отдых есть права.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
На заботу есть права,
На работу есть права
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Свод законов есть большой, вместе мы его с тобой
Учим в школе, учим в школе, учим в школе.
Чтоб сумел их применять
Смог себя ты защищать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Учитель.
А теперь, для того чтобы проверить, какие же права ребенка вы знаете, мы рассмотреть эти права на примере известных сказок и мультфильмов. Я буду называть героя сказки, а вы мне будете объяснять, какие же права этого героя были нарушены или какие права он соблюдал. За правильные ответы вы будете получать карточки, которые в конце занятия сможете обменять на сладкие призы.
Колобок (имел право на жизнь, но его съела лиса).
Иванушка-Дурачок. (Право на ФИО).
Зайка («Лубяная избушка». Право на жилище).
Айболит (Все имеют право на медицинское обслуживание и охрану здоровья).
Три поросенка (поросята имели права на жилище).
Красная Шапочка (бабушка имела право на жизнь).
Учитель. Молодцы ребята, вы хорошо усвоили какие права, имеют дети.
Внимание на экран. Сейчас на экране вы увидите отрывки из мультфильмов и будете отвечать на вопросы.
Отрывок из мультфильма «Чиполино», где Чиполино вытаскивают из его домика. Вопрос: Какое право Чиполино нарушено? Ответ: Право на неприкосновенность жилища.
Отрывок из М/Ф «Золотой ключик», где Буратино идет в школу.
Вопрос: Каким правом воспользовался Буратино? Ответ: Правом на образование.
Отрывок из м/ф «Красная Шапочка и серый волк», где волк съел бабушку.
Вопрос: Какое самое главное право нарушил волк? Ответ: Право на жизнь.
Игра «Догадайся» - физкультминутка.
Учитель называет сказочных героев, ребята, если это положительный герой хлопают в ладоши, отрицательный – притопывают ногами.
Серый волк
Золушка
Лиса Алиса
Ослик Иа
Черепаха Тортилла
Кот Базилио
Буратино
Карабас – Барабас
Чебурашка
Папа Карло

Закрепление и контроль полученных знаний.
Викторина «Права ребенка в сказке
«Приключения Чиполлино» (Слайды).
За правильные ответы дети также
получают карточки, которые в конце занятий
будут обменены на сладкие призы.
Учитель. Все мы с вами любим сказки и сказочных героев и знаем, что в каждой сказке есть герои, которые соблюдают права и которые, наоборот наносят вред жизни и здоровью другим сказочным героям. Нам пришло письмо от персонажей сказки «Красная шапочка и серый волк», где герои этой сказки – Красная шапочка и Серый волк, узнали о том, что на нашем сегодняшнем занятии мы обсуждаем права детей, и хотят прийти к нам в гости и тоже их узнать, чтобы в сказочной стране никто никого не обижал и все жили дружно.
(Входят Красная Шапочка и Серый волк).
Серый волк: Здравствуйте, дети! Мы с Красной Шапочкой немножко опоздали к вам на занятие, не хотели вам мешать, так как знаем, что в школе нельзя опаздывать на уроки, и входить в класс после звонка, но мы все слышали. Я узнал очень много полезного и решил больше никого не обижать в сказках. Я раньше не знал, что все имеют одинаковые права, и никто никого не должен обижать, и я больше не буду. И сегодня мы пришли вместе с Красной Шапочкой, потому что теперь мы с ней и с бабушкой будем дружить.
(Дети приглашают Волка сесть рядом с ними).
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Я тоже очень рада с вами сегодня встретиться. У меня в сказочной стране очень много подружек из разных сказок. Это и Мальвина, и Золушка, и Герда, и Алиса из Страны Чудес, а также очень много сказочных героев, которых обижали в сказках, нарушали их права. А теперь мы всем героям расскажем о том, что никто не имеет права обижать других, потому что все имеют равные права. И Волк обещал нам помочь и сочинить добрую, хорошую сказку, где все будут жить дружно, и никто никого не будет обижать. И мы обязательно пришлем эту сказку вам, а вы прочтете ее всем вашим друзьям.
Подведение итогов занятия
Учитель.
Отлично. Сегодня вы замечательно потрудились. Узнали много нового, полезного. Теперь вы знаете, какими правами обладает ребенок в нашей стране. Но … мы, кажется, упустили один момент. Говоря о правах, мы забыли сказать о том, что наряду с правами существуют обязанности, о которых не должен забывать каждый человек, в том числе ребенок.
Какие же обязанности детей вы знаете? (Дети отвечают: хорошо учиться, уважать друг друга, беречь школьное имущество и имущество других, помогать старшим, защищать и не обижать младших, уважать Законы, беречь природу, помогать родителям и тем, кто в этом нуждается и т.д.).

Молодцы ребята! Теперь я вижу, что вы знаете, не только свои права, но и обязанности. И на память о нашем сегодняшнем занятии я хочу вам подарить памятку про права и обязанности ребенка. Вы можете приклеить её в конце вашего дневника.
Рефлексия.

Оцените работу на занятии и выберите лепестки разного цвета и прикрепите его к серединке нашего цветка.
Мне очень понравилось – оранжевый,
красный, розовый лепестки
Было интересно – зеленый лепестки
Узнал новое – сиреневый лепесток
Мне было неинтересно – синий
лепесток

Обмен карточек на сладкие призы

Использованные источники:
- «Товарищи дети! Будьте бдительны! Права свои знайте, хорошими людьми растите: "Конвенция ООН о правах ребенка" в стихах и картинках. - Санкт-Петербург: Б/и, 2000
- Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230–239.
- Советский журнал международного права.-.2.-с.151-171.
- Твои права и сказочная страна. Литературная викторина. Интернет ресурсы.
- nsportal.ru My Shared.