Классный час на тему: «Святые заступники народа русского»


Тема: «Святые заступники народа русского»

Цель: расширить представления ребят о православных традициях;
способствовать формированию позитивной нравственной оценки жизни святых сподвижников;
способствовать развитию у детей интереса к духовным традициям своего народа, формированию позитивного отношения к обычаям и культуре братских народов;
воспитывать положительное отношение к нравственным ценностям своих народов, критическое отношение к потребительским ценностям;
побуждать детей к углубленному изучению нравственного опыта своих народов.

Оформление на доске:
на картине - изображения Сергея Радонежского
и Серафима Саровского;
стихи – Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, - жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман

Ход классного часа:
Интерактивная беседа «Быть русским – значит быть православным»
- Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, американцы, французы, англичане празднуют дни памяти наших святых: Бориса и Глеба, Сергея Радонежского, Серафима Саровского?
Ответы детей: нет.
- А знают ли они имена и праздники своих святых?
Ответы детей: нет или знают.
- А вот в России не все интересуются историей и культурой своих предков, предпочитая заимствовать чужие праздники и традиции. В России живут разные национальности, у которых свои традиции, своя культура, свои святыни. И если мы хотим, чтобы нас уважали, нужно научиться уважать свою историю и культуру. А она складывается из многообразия культур народов, живущих в России.


Сегодня мы с вами будем говорить о русской национальной традиции. Русские в нашей стране, по данным 2002 г, составляют – 80% всего населения.
62% - православные русские. Но быть и называть себя православным – разные вещи.
Скажите мне, кто из вас празднует православные праздники?
А знаете ли вы имена русских святых?
Что значит быть русским?
Ответы детей:
говорить по русски,
иметь русское имя,
гражданство,
жить в России,
родители должны быть русскими,
носить одежду русского производства,
7.девочкам носить косы, сарафаны, а мальчикам-рубашки косоворотники.

Наша история, наш духовный опыт неотделим от православия. Всем будет интересно знакомство с православными традициями, с великими личностями, чья жизнь может служить нам нравственным примером.

Информационный блок
«Наши святые заступники»
Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника».
Праведник – это человек, который живёт правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле.Наши святые заступники – так называют их в народе.
Православная церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев и знакомых, составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы расскажем о двух великих подвижниках Русской земли -
Сергей Радонежский и Серафим Саровский. К их именам прибавляется эпитет «преподобный». А почему?

Преподобный добовляется к имени монаха, который призван святым. Рассказ о святых подвижниках мы сейчас и услышим от ребят. Я даю им слово.


«Игумен земли Русской»



«Батюшка Серафим»


Заключительная беседа.
- Я благодарю вас за предоставленную информацию.
А теперь хочу задать вам несколько вопросов.
Сергея Радонежского и Серафима Саровского называют «святыми подвижниками». «Подвижник» - от слова «подвиг». А какой подвиг совершили эти святые?
Ответы детей:
- Они побороли все плохое, что есть в душе у человека.
- Они воспитывали себя, боролись со своими слабостями.
- Это подвиг веры. Они показали, как нужно верить.
- Они показали нам, как правильно нужно жить.
- Они побороли свои пороки и научились излечивать пороки других людей.
- Их жизнь стала образцом для подражания.

-Действительно, великие русские подвижники давали людям образцы правильной жизни не слова, не поручениями и назиданиями, а собственным примером. Мир и радость в душе – вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволяло им спасать тысячи душ около себя. Великие праведники и подвижники, настоящие герои, их ещё называют «святыми заступниками нашего народа».
- За кого и как они могут заступиться?
Ответы детей:
- Речь идет о заступничестве перед Богом.
- Своими молитвами они могут заступиться за Россию, за народ, который отступил от Бога, который забыл свою веру, разрушая храмы.

- Завершить наше обсуждение я хотела бы словами стихотворения, которые мы видим на доске:
Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, - жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман
Подведение итогов.
-Сегодня, вы познакомились с двумя великими русскими праведниками. Какие чувства и мысли появились у вас, когда вы слушали о их жизни?
Ответы детей:
- я испытал чувства удивления, восхищения и мужества за этих людей.
- Сначала недоверие, а потом удивление.


Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, - жестока.



И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!


Иеромонах Роман