Антарктида — материк мужества и отваги

Тема урока. История открытия и исследования Антарктиды

Цель:
создать условия для формирования у учащихся знаний о географическом положении и истории открытия материка, выдающихся исследователях и путешественниках, внесших вклад в изучение Антарктиды;
развивать умения: слушать, решать проблемные вопросы, работать картами атласа.
воспитывать чувство прекрасного, через восприятие красоты природных ландшафтов Антарктиды,
осуществлять нравственное воспитание
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: презентация MicrosoftPowerPoint «Антарктида-материк стойкости и мужества», атласы.
Ход урока:

Этап урока, метод
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


1.Организационный момент
1-2 минуты

1. Приветствие учителя

Организация рабочих мест.

2.Актуализа-
ция
знаний учащихся

1.Вводное слово учителя (демонстрация слайдов № 2-15)
Вокруг Южного полюса лежит огромная оледенелая Земля. Ледяная стена до 60 метров высотой тянется вдоль ее берега. Под напором внутриматерикового льда этот огромный массив все дальше сползает в море. С неутомимым ожесточением приливы и отливы все время атакуют, его могучую толщу льда постепенно пронизывают трещины. От великого ледяного барьера откалываются гигантские ледяные глыбы и плывут в океанскую даль.
Почти 14 млн. кв. км. занимает эта земля, где нет ни лугов, ни лесов, ни рек, ни озер, самые высокие растения в расселинах скал – мхи, едва превышают 2-3 см. Здесь самые низкие температуры.
На суровой этой земле нет никаких наземных животных. Только тюлени, пингвины, буревестники, чайки, бакланы, крачки населяют окраины материка. Будто остановилась, замерла жизнь на подступах к грозным ледяным барьерам. И кто побывал здесь однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни.
Учащиеся смотрят фрагмент презентации

3. Изучение нового материала
2.Ознакомление учащихся с целью и задачами урока.
3.Введение понятия «Антарктика». Происхождение названия Антарктида нужно искать ... на небе. Арктос ("Медведь") - так называли древние греки созвездие Большой Медведицы. Район земной поверхности вокруг Северного полюса, лежит под этим созвездием, получил название Арктикос (мы говорим Арктика). А противоположенный Арктике район вокруг Южного полюса Земли называют АнтАрктикой (анти означает напротив). Антарктика – это Антарктида с прибрежными океаническими водами и прилегающими островами.
Учащиеся записывают дату и тему урока


4.Фронталь-
ная беседа, организация работы с картами атласа.

4. Организация работы класса с атласами, ответы на вопросы.
Характеристика географического положения материка. (демонстрация слайда № 16)
1.Как расположен материк по отношению к южному полярному кругу
2.В каких климатических поясах расположена Антарктида.
3. Водами, каких океанов омывается Антарктида.
4.Как расположена Антарктида по отношению к другим материкам.
Вывод
Географическое положение Антарктиды уникально - больше нет ни одного материка на Земле, который бы полностью располагался в полярной области планеты. Такое расположение и привело к возникновению на материке постоянного покровного оледенения и очень тяжелых климатических условий.
Учащиеся работают с атласом, характеризуют географическое положение, отвечая на вопросы учителя


5.Рассказ учителя об открытии Антарктиды
5.Рассказ учителя с использованием презентации
Отдаленность Антарктиды и суровость природных условий стала причиной того, что материк Антарктида долгое время не был открыт. Хотя еще в глубокой древности появилась гипотеза о существовании некой TerraAustraliusincognita. Эта неведомая южная земля возникла, как своего рода противовес материкам, тесно сгрудившимся в северном полушарии. Неведомую южную землю настойчиво искали многие мореплаватели, искал ее и знаменитый Джеймс Кук.  Во время кругосветного плавание в 1772-1775 гг его парусники пересекли Южный полярный круг. До сих пор ни одно судно не заходило так далеко на юг. Несколько дней они пробивались сквозь ледяные заторы, и сплошной лед преградила дальнейшее продвижение на юг. Кук открыл ряд островов и повернул назад с мыслью, что южный материк открыть невозможно. (демонстрация слайда № 17)
Через 45 лет это сделали русские мореплаватели. (демонстрация слайда № 18)
Экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева отправилась на поиски южного материка. Географические карты того времени и тех мест были очень приблизительными. Моряки шли неизвестными морскими пространствами к неизвестной "белого пятна". Лед намерзал на оснастку кораблей, вниз сыпались ледяные сосульки, снег засыпал палубу. Однако мореплаватели мужественно продвигались вперед. Они впервые подошли так близко к берегам материка, могли видеть его ледяной покров. Так в 1820 г. была открыта Антарктиду. Во время плавания Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев нанесли на карту 29 островов
К этому знаменательному событию имеет непосредственное отношение наш соотечественник феодосийский художник И.К. Айвазовский. Он написал картину «Ледяные горы» (демонстрация слайда № 19)
Айвазовский никогда не был в южных холодных широтах. В работе над этим произведением ему помогли рассказы М.П. Лазарева, с которым живописец был в дружеских отношениях, и рисунки П.М. Михайлова, который принимал участие в плавании. Картина была написана в 1870 году к 50-летию открытия нового материка. Размеры ее внушительны 112 на 136 сантиметров.
Учащиеся слушают рассказ учителя
смотрят презентацию и записывают даты и фамилии мореплавате-
лей, которые открывали и исследовали материк


Роберт Кук,1773 – 1775, Впервые пересек Южный Полярный круг
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, 1820 год, открытие материка


6. Беседа по картине Айвазовского
«Ледяные горы»

6.Беседа с учащимися по картине.
- Что изображено на картине?
- Какие краски использует художник, изображая природу материка?
-Что пытался подчеркнуть художник, показывая природу в мрачных тонах
- Какие чувства вызывает эта картина?
- На заднем плане за шлюпом изображен айсберг. Сравните их размеры. Если учесть что большая часть айсберга находится под водой.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя

7.Музыкальная пауза
7.Звучит куплет песни Дианы Арбениной «Южный полюс» (слайд №19)


8.Рассказ учителя о покорении Южного полюса Земли

8. Рассказ учителя о покорении Южного полюса с использованием презентации
(демонстрация слайда № 20)
История открытия Южного полюса, пожалуй, самая драматическая страница истории исследования Антарктиды. В начале осени 1909 года газеты многих стран опубликовали два любопытных сообщения. Первое пришло из Арктики. Северный полюс взят. Второе касалось исследования Антарктиды. Английские газеты и телеграфные агентства объявили об организации Британской национальной экспедиции, возглавляемой  капитаном Робертом Скоттом. Главная цель – Южный полюс. Тогда никто ещё не знал, что сообщение о покорении Северного полюса круто изменило судьбу ещё одной экспедиции, которую снаряжал норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен. Это был человек, одержимый страстью полярных путешествий, едва ли не с детства мечтавший о походе по дрейфующим  льдам на Северный полюс. План  экспедиции уже был продуман до мельчайших подробностей. Но в разгар подготовки телеграф принёс весть. Роберт Пири уже достиг Северного полюса и на нём теперь развивается звёздно-полосатый американский флаг. Амундсену показалось, что обрушился мир. Рухнула мечта, ни к чему оказались непомерный труд и долгие годы подготовки. А как объяснить кредиторам, что деньги истрачены зря. – В чём Амундсен находит выход? Какое достижение может сравниться с покорением Северного полюса? – Итак, две экспедиции – норвежская и английская штурмуют полюс.


9.Выполнение проблемного задания
9. Постановка проблемного задания. Кто первым достигнет Южного полюса Земли?
(демонстрация слайда № 21)
Учащиеся анализируют таблицу

10.Продолже-
ние
рассказа учителя
Путь смельчакам заслоняли жестокие морозы, неистовые ветры, опасные трещины-провалы в кризисе. Амундсен и его отряд14 декабря 1911 года достигли своей цели и водрузили на Южном полюсе норвежский флаг.
(демонстрация слайда № 22) Норвежцы на месяц опередили англичан.
18 января 1912 Южного полюса достигли и пятеро отважных англичан. (демонстрация слайда № 23) Однако там уже реял норвежский флаг. Они прибыли на целый месяц позже норвежцев. В подавленном состоянии Р. Скотт с товарищами отправились обратно. Погода была плохой, не хватало еды, люди устали и были обмороженные. Вскоре они все погибли.
Несколько месяцев спустя английские поисковые отряды обнаружили в антарктических льдах палатку с замерзшими телами капитана и его спутников. Исследователи не дошли до лагеря, где было запасено продовольствие, всего 20 километров
Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. (демонстрация слайда № 24) Тут же были и 35 фунтов геологических образцов, собранных на скалах Антарктики. 5 погибшим воздвигнут памятник на побережье Антарктиды со словами «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (демонстрация слайда № 25)
Руаль Амундсен не мог смириться с гибелью Роберта Скотта. «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!»
(демонстрация слайда № 26)
Сегодня на Антарктиде научно- исследовательские станции из разных стран мира проводят свои наблюдения. Трудятся на Антарктиде и украинские ученые. (демонстрация слайда № 27)
Украинская станция носит имя Академика Вернадского. Она расположена на одном из островов Антарктического полуострова на тихоокеанском побережье Антарктиды. Здесь ученые ведут метеорологические наблюдения и биологические исследования, наблюдают за озоновым слоем, изучают земной магматизм, материковый лед
Учащиеся записывают в тетради
Р.Амундсен, 14.12.1911, достиг Южного полюс а
Р.Скотт, 18.01.1912, достиг Южного полюса


11.Закрепление изученного материла
1.Вопросы по теме урока
Учащиеся отвечают на вопросы учителя

12. Домашнее
задание
-п.36 (демонстрация слайда № 28)
На к.карте обозначить географические объекты Антарктиды
-* В Антарктиде много полюсов: Южный полюс, Полюс относительной недоступности, Южный магнитный полюс, Полюс холода. Найдите в дополнительной литературе, что это за полюса?


13. Подведение
итогов урока
(демонстрация слайда № 29)



15