Урок по теме Тайны световых лучей.


Голубева Л.Д.
Урок – обобщение по теме: «Световые волны».
Тема: «Тайны световых лучей».
Цели и задачи: «Профессиональной направленности обучения посвящается конкурс «Зеркала и наши профессии»; подготовка учащихся проводить эксперимент – конкурс «любители чудес», а воспитанию графической грамотности – конкурс художников; связь с современными достижениями физики отражена в конкурсе «Поэзия красок»».
«Свет-это самое
темное пятно в физике».
Разминка «Зрительные ощущения» (созданы две команды, выбраны капитаны, названия).
Почему предметы предстают перед нами, как окрашенные в различные цвета?
Как меняется окраска предметов, если рассматривать окружающий мир через окрашенные и оптически прозрачные среды? (наблюдения через светофильтры).
Почему при уменьшении освещенности цветность предметов блекнет и усиливается, если их пропитать водой? (При смачивании увеличивается коэффициент поглощения света и уменьшается коэффициент отражения).
Что такое дисперсия и где можно наблюдать это явление?
Домашнее задание (часть 1).
Этот вопрос(№4) есть переход к той части домашнего задания, которую мы назовем «Поэзия красок».
Еще Ньютон составил перечень основных цветов спектра, которые иногда рекомендуют запомнить с помощью знаменитой фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Составьте подобные фразы.
Ученики произносят свои фразы.
Сдайте, выполненные дома дифракции решетки.
Теперь задание – экспромт. Кроме 7 основным цветов в дисперсионном спектре содержатся переходные, дополнительные цвета. В русском языке можно найти множество слов для их названия, например: красный, вишневый, рубиновый, пурпурный, малиновый, розовый, кроваво – красный. Подготовьте за 3 минуты все известные вам названия оттенков одного цвета (1 команда – зеленый, 2 команда - голубой).
Ныне известна трехцветная природа зрения. На ней основано воспроизводство цветов в кино, телевидении, цветной фотографии и полиграфии. Методы количественного измерения цветов также базируются на существовании трех цветов: красного, зеленого и синего. Создайте, смешивая, новые цвета.
Песенно–литературный конкурс.
Свет в нашей жизни играет большую роль. Известно немало стихов, песен, загадок, посвященных свету и его источникам. Покажите, как в народной мудрости отражены световые явления.
/3 минуты на обдумывание/
Домашнее задание (часть 2).
Переходим к проверке второй части домашнего задания, которая называется «Необыкновенные оптические явления в природе». Сообщения:
Радуга
Закат солнца
Мираж
Гало
Конкурс «Зеркала и наши профессии»
Вступительное слово об Архимеде. Ребята из различных команд поочереди перечисляют, где используются зеркала, в каких приборах и демонстрируют приборы собственного изготовления: перископ, зеркало из «комнаты смеха».
Занимательные опыты.
Конкурс капитанов
«Кто как видит и кто что видит»
«Посредством глаза, а не глазом,
Смотреть на мир умеет разум»
Уильям Блейк.
Приведите поочереди примеры, что вы знаете о зрительных восприятиях человека и животных.
Оценить изображения, предлагаемые учителем, найти лшибки в предлагаемом тексте.
Нарисовать изображение противника в выпуклом зеркале.
Подведение итогов.