Программа по русскому языку для 11 класса по учебнику под редакцией Грекова, Крючкова, Чешко


СОГЛАСОВАНО
Руководитель предм. лабор.
_____________/____________/
ФИО
Протокол № ___
от «__»__________2016г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР МБОУ «Школа № 44 »
_____________/______________/
ФИО
«__»____________2016г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Школа №44 »
_____________/______________/
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________20 16г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Братищевой Ларисы Александровны, учителя русского языка и литературы,

по русскому языку для 11 А класса МБОУ «Школа № 44»
г. Рязани
























2016- 2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе:
Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
Программы по русскому языку авторского коллектива под редакцией В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 11 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


Цели обучения:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. 

Задачи программы:

закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования.
способствовать развитию речи и мышления учащихся
способствовать овладению языковыми нормами и выразительными средствами языка, тем самым обеспечивая овладение коммуникативным компонентом культуры речи.



Количество часов в году: 68;
Количество часов в неделю: 2;
Количество плановых диктантов: 2.
Количество плановых контрольных работ (тесты): 5.
Количество плановых сочинений: 3.


Содержание учебного курса по русскому языку для 11 класса
(рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю))

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Требования к уровню подготовки учащихся
по окончании 11 класса
учащиеся должны знать/понимать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
основные сведения о русском языке. Использовать все виды языкового анализа, производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа, орфографический, пунктуационный разборы.
должны уметь:
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
определять виды жанров, производить языковой, стилистический, лингвистический анализы, выполнять творческие задания.
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государств



Учебно-методическое обеспечение РП по русскому языку

Преподавание ведется по учебнику «Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений 10-11 кл./ В.Ф.Греков, С. Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2013.  
Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В,Ф,Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. - М.,«Экзамен», 2013.
Гольцова  Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006
Русский язык. Справочные материалы и тесты. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2016.
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ. Русский язык. – Москва «Интеллект-Центр», 2016






Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе

Учитель Братищева Л.А.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Наименование
разделов и тем
Тема урока
Количество часов
Вид контроля
Предполагаемые сроки проведения
Примечание

1

Повторение и обобщение
(7 часов)
1.Повторение и обобщение пройденного материала.
1
конспект





2-3.Повторение по теме «Морфемика и словообразование».
2
опрос





4-5.Обобщающее повторение морфологии.
2
опрос





6.Диктант с грамматическим заданием
1
диктант





7.Анализ диктанта.
1
опрос



2
Синтаксис простого предложения
(29+2РР)
8.Основные принципы русской пунктуации.
1






9.Словосочетание как синтаксическая единица
1
опрос





10.Предложение как единица синтаксиса.
1
опрос





11.Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения.
1
опрос





12.Контрольный тест.
1
тест





13.Анализ контрольной работы.
1
опрос





14.Постановка тире в простом предложении.
1
опрос





15.Согласование в числе подлежащего и сказуемого.
1
опрос





16-18.Особенности употребления второстепенных членов предложения.
3
опрос





19.Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения»
1
тест





20.Анализ контрольной работы.
1






21-22.Предложение с однородными членами, знаки препинания.
2
конспект





23.Однородные и неоднородные определения.
1
опрос





24.Согласование в предложениях с однородными членами.
1
опрос





25.Контрольный тест.
1
тест





26.Анализ контрольной работы.
1
опрос





27-28.Обособление определений.
2
опрос





29.Обособленные приложения и дополнения.
1
опрос





30-31.Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту.
2
сочинение





32.Обособленные обстоятельства.
1
опрос





33.Уточняющие члены предложения.
1
опрос





34.Сравнительные обороты.
1
опрос





35.Вводные слова и вставные конструкции.
1
опрос





36.Контрольный тест.
1
тест





37.Анализ контрольной работы.
1
опрос





38.Обращения. Междометия. Утвердительные, отрицательные, слова-предложения.
1
конспект



3
Синтаксис сложного предложения.
(22+4РР)
39.Сложносочиненное предложение.
1
опрос





40.Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.
1
опрос





41-42.Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
2
опрос





43-44.Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту.
2
сочинение





45.Анализ сочинений.
1
опрос





46-48.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
3
опрос





49-51.Сложные предложения с разными видами связи.
3
опрос





52.Контрольный тест.
1
тест





53.Анализ контрольной работы.
1
опрос





54.Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
1
опрос





55.Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
1
опрос





56-57. Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту.
2
сочинение





58-60.Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания.
3
опрос





61.Авторская пунктуация.
1
опрос





62.Обобщающий урок.
1
опрос





63.Диктант с грамматическим заданием.
1
диктант





64.Анализ диктанта.
1
опрос



64
Повторение (4 часа)
65-68.Повторение. Трудные случаи правописания
4
опрос











Приложение

Примерные контрольные диктанты
Текст № 1
Верблюд, бесспорно, один из самых верных помощников человека. Верблюд – это и землепашец, и рабочий при молотьбе. Он может вытащить громадные бадьи с водой из глубочайших колодцев. В течение веков верблюд – незаменимое транспортное средство пустыни. Спокойно шагает он с грузом по раскаленному, пышущему жаром бархану, не утопает в сыпучем песке. Его раздвоенные копыта очень широки, ступни защищены мозолистой подушкой. Лишь совсем недавно его вытеснили автомобили, самолеты и другая техника.
Верблюд – рекордист, потому что его грузоподъемность завидна. Он в состоянии нести приблизительно половину собственного веса. Верблюд не только могучее, но и легкое на ногу животное. Его скорость – двадцать километров в час. Поддерживать постоянную скорость на больших расстояниях – серьезная помощь передвигающемуся в пустыне.
Это животное преотлично приспособлено к испытаниям: жаре и холоду, голоду и жажде – словом, ко всем трудностям пустыни. Густая шерсть – надежная защита от ночных холодов и полуденного зноя. Колючки и солянки – основа его питания. Отсутствие потребности в воде в продолжение нескольких дней, а то и недель – немаловажный плюс в условиях безводья.
(По материалам журнала «Юный натуралист»)
Текст № 2
Господин из Сан-Франциско (имени его никто ни в Неаполе, ни на Капри не запомнил) ехал в Старый Свет на целых два года с женой и дочерью единственно ради развлечения.
Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности у него был довод, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда очень недурно, но возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть. Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступать так же. Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя, однако рад был и за жену с дочерью.
Маршрут был выбран господином из Сан-Франциско обширный. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, начало марта хотел посвятить Флоренции. Входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, разумеется уже на обратном пути. И все пошло сначала прекрасно...
(По И.Бунину)
Текст № 3
Бывают вороватые коты. А среди них – неисправимо вороватые. Одесский кот Мордан был как раз таким, вороватым неисправимо. Что касается его внешности, то имя его, мне кажется, дает достаточное о том представление. О внутренней его сути, напоминаю, было сказано выше.
Жил кот в коммунальной квартире, отнюдь не голодая, призвание же свое видел, бесспорно, не в ловле мышей, а в том, чтобы следовать своей врожденной преступной склонности – воровать. Он умудрялся вытаскивать мясо даже из кастрюли с кипящим супом.
Ловкость и наглость, с которой совершал кот свои налеты, постоянно держала всех обитателей квартиры как бы на осадном положении.
Конечно, с одной стороны, это было полезно, так как представляло собой постоянную тренировку бдительности, внимательности и устойчивости нервной системы. Но, с другой стороны, квартирные обитатели, конечно не понимая положительной стороны таких испытаний, предпочли искать легкой жизни и малодушно решили избавиться от кота. Бедное животное отвезли в дальний конец города и оставили там на глухой окраине. Все жили расслабленно, спокойно (это продолжалось месяц) и думали, что так будет всегда. Но ошиблись: через месяц, к их огорчению, Мордан вернулся. Вернулся злой, похудевший и неизменно верный прежним преступным своим пристрастиям.
На этом, видимо, история с вороватым котом должна была бы завершиться. Однако этого не случилось...
(По А.Горбовскому)
Текст № 4
Стемнело, земля целиком погрузилась во мрак, туман затянул низины. Хвойный лес невдалеке от дороги зачернел неровным зубчатым гребнем на светловатом краю неба, где одна за другой зажигались звезды. Было тихо, не холодно, скорее свежо и очень привольно на опустевшей осенней земле. В воздухе разливался аромат свежей пашни, и от дороги тянуло асфальтом и пылью.
Я слушал товарища и подсознательно впитывал в себя торжественное величие ночи, неба, когда над сонной землей начинается своя, необъяснимая и недосягаемая ночная жизнь звезд. Крупно, ярко горело в стороне от дороги созвездие Большой Медведицы, над ней мигал ковшик Малой с Полярной в хвосте, а впереди, как раз в том направлении, куда уходила дорога, тоненько и остро блестела звездочка Ригеля, как будто серебряный штемпель на уголке звездного конвертика Ориона.
И мне подумалось, как все же неестественны в своей высокопарной красивости древние мифы, хотя бы вот и об этом красавце Орионе, возлюбленном богини Эос, которого из ревности убила Артемида, как будто не было в их жизни более страшных бед и более важных забот. Тем не менее эта красивая выдумка древних подкупает и очаровывает человечество куда больше, чем самые захватывающие факты его истории. Может, даже в наши дни многие согласились бы на такую легендарную смерть и последующее за ней космическое бессмертие в виде этого туманного созвездия на краю звездного неба. К сожалению или к счастью, но это не дано никому.
(По В.Быкову)
Текст № 5
Под легким дуновением взволнованного ветерка море вздрагивает, покрывается мелкой нечаянной рябью, ослепительно ярко отражающей солнце, и улыбается голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носится веселый плеск волн, взбегающих на пологий берег песчаной косы. Все наполнено живой, невиданной радостью: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат, раскаленный воздух и желтый песок. Узкая длинная коса, вонзенная острым шпилем в бескрайнюю пустыню воды, играющей солнцем, теряется там, где знойная мгла прячет землю. В этот день даже чайки истомлены зноем: с раскрытыми клювами и опущенными крыльями они сидят рядами на песке или лениво качаются на волнах.
Вот солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны, играя весело, шумно, а иногда мечтательно, лениво плещутся о берег. Сквозь их шум до берега долетают не то кем-то оброненные слова, не то куда-то зовущие крики.
Вот солнце садится, на желтом горячем песке лежит розоватый отблеск его лучей. Все готовится к ночному покою: и жалкие прибрежные кусты, и перламутровые облака, и волны, взбегающие на берег. Одинокий огонь костра, зажженного путником-бессребреником, то ярко вспыхивает, то угасает. Ночь ложится желанной прохладой на море, посеребренное луной, и синее небо, усеянное звездами, шатром защищает землю.
(По М.Горькому)
Текст № 6
Я напряженно всматриваюсь в лицо сырой неуклюжей старухи, ищу в ней свою Варю, но от прошлого у нее уцелел только страх за мое здоровье да еще манера мое жалованье называть нашим жалованьем, мою шапку нашей шапкой; мне больно смотреть на нее, и, чтобы утешить ее хоть немного, я позволяю ей говорить что угодно и даже молчу, когда она несправедливо судит о людях или журит меня за то, что я не занимаюсь практикой и не издаю учебников.
С тех пор как я страдаю бессонницей, в моем мозгу гвоздем сидит вопрос: дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею, оттого что должен лакею, она видит, как часто забота о мелких долгах заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать, но отчего она ни разу тайком от матери не пришла ко мне и не шепнула: «Отец, вот мои часы, браслеты, сережки, платья, заложи все это, тебе нужны деньги».
Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем закончу, но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное: «В прошлой лекции мы остановились на...», как фразы длинной вереницей вылетают из моей души, и пошла писать губерния!
Говорю я неудержимо быстро, страстно, и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи; чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи; кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.
(По А.Чехову)
Текст № 7
Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: удивительно много открывал в нем детский любопытный взгляд. Всякое строение, все, что носило на себе впечатление какой-нибудь заметной особенности: деревушка ли, бедный ли уездный городишко, село ли, слободка – все останавливало меня и поражало. Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика, я любопытно смотрел на высокую узкую деревянную колокольню или широкую темную деревянную старую церковь. Заманчиво мелькали мне издали, сквозь древесную зелень, красные крыши и белые трубы помещичьего дома, и я ждал нетерпеливо, пока разойдутся на обе стороны заступавшие его сады и он покажется весь со своею вовсе не пошлою наружностью, и по нему старался угадать я, кто таков сам помещик, толст ли он, и сыновья ли у него или целых шестеро дочерей с звонким девическим смехом, играми и вечною красавицей меньшею сестрицей, и черноглазы ли они, и весельчак ли он сам или хмурен, как последний сентябрьский день, смотрит в календарь да говорит про скучную для юности рожь и пшеницу. (По Н.Гоголю)
Текст № 8
Уже в сумерках стал наконец надвигаться своей чернотой остров, как будто насквозь просверленный у подножия красными огоньками, ветер стал мягче, теплей, по волнам, переливавшимся, как черное масло, потекли золотые удавы от фонарей пристани. Потом вдруг загремел и шлепнулся в воду якорь, наперебой понеслись отовсюду яростные крики лодочников, и сразу стало на душе легче, ярко засияла кают-компания, захотелось есть, курить, двигаться. Через десять минут семья из Сан-Франциско сошла в большую барку, через пятнадцать ступила на камни набережной, а затем села в светлый вагончик и с жужжанием потянулась вверх по откосу. Сладко пахнет в Италии земля после дождя, и свой, особый запах есть у каждого ее острова!
Остров Капри был сыр и темен в этот вечер. Но тут он на минуту ожил, кое-где осветился. На верху горы уже опять стояла толпа тех, на обязанности которых лежало достойно принять господина из Сан-Франциско. Были и другие приезжие, но не заслуживающие внимания: несколько русских, поселившихся на Капри, неряшливых и рассеянных, в очках, с бородами, с поднятыми воротниками стареньких пальтишек, и компания длинноногих, круглоголовых немецких юношей в тирольских костюмах и с холщовыми сумками за плечами, не нуждающихся ни в чьих услугах и совсем не щедрых на траты.
Господин из Сан-Франциско, спокойно сторонившийся и тех, и других, был сразу замечен. Ему и дамам торопливо помогли выйти, перед ним побежали вперед, указывая дорогу. Все было похоже на то, что это в честь гостей из Сан-Франциско ожил каменный сырой городок на скалистом островке в Средиземном море, что это они сделали таким счастливым и радушным хозяина отеля и только их ждал китайский гонг, завывавший по всем этажам сбор к обеду, едва вступили они в вестибюль.
(По И.Бунину)
 Тематический контроль по теме «Однородные члены предложения»
1 вариант

1.Спишите текст, расставляя знаки препинания.
Клумбы опустели и имели бепорядочный вид. Доцвтали разноцветные махровые гвоздики а также левкой розовые кусты еще давали бутоны и розы но уже измельчавшие редкие точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей хлодной высокомерной красотою георгины пионы и астры Рапространяя в чутком воздухе осенний травянистый грустный запах. Остальные цветы после своей рскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бечислеые семена будущей жизни. (А.Куприн)

2.Поставьте недостающие знаки препинания.
1.Ровное монотоое дыхание прерывается. 2.Радостное праздничное лучезарное настроение распирало и мундир казалось становился тесен. 3.Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? 4.В сундуке я нашел пожелтевшую написаую по-латыни гетманскую грамоту. 5.Грин населил свои книги племенем смелых простодушных как дети гордых самоотверженных и добрых людей. 6.Из деревни доносились праздничные торжествующие крики выпущеых на волю петухов. 7.Это была праздничная веселая итожная работа – молоть хлеб. 8.Ранняя суровая зимняя зря проступала сквозь мертвенную дымку.


3. Поставьте недостающие знаки препинания.
1.Бгровый свет уже загрался в окнах дворцов и падал в темноту вырывая из неё то полосатую будку часового то бронзовый памятник полководцу то колонну украшеую листьями. 2.Человек оставшись один в лесу или свистит или поет или сшибает палкой сухие листья. 3.И всюду на столах на рояле на полу громоздились в вазах кувшинах тазах груды сирени. 4.Пусть нет еще первого снега но все уже пахнет этим снегом и воздух и вода и деревья и даже капустная ботва.5.Но здравый смысл твердость и свобода горячее участие в чужих бедах и радостях словом все ее достоинства точно родились с ней. 6.Гости говорили о многих приятных вещах как-то о природе о собаках о пшенице

Тематический контроль по теме «Однородные члены предложения»
2 вариант

1.Спишите текст, расставляя знаки препинания
Вам верно случалось слышать где(то) валящийся отдалеый водопад когда встревожеая окрестность полна гула и хаос чудных (не)ясных звуков носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки когда весь народ срстается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам кричит гогочет гремит? Шум брань мычание блеяние рев всё слвается в один (не)стройный говор. Волы мешки сено цгане горшки бабы пряники шапки все ярко пестро (не)стройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосые речи потопляют друг друга и ни одно (не) выхватится (не) спасётся от этого потопа; ни один крик (не) выговорится ясно. (Н.Гоголь)

2.Поставьте недостающие знаки препинания
1.Красные зеленые лиловые жлтые синие полотнища света падают на прохожих скользят по фасадам. 2.Это «ты» (не) было для него выражением полной душевной близости между ними. 3.Ему стало легче и не так досадно под нависшим могуществеым небом. 4. Уныло гудели маломощные паровозы готовясь к одолению скучных осенних пространств полных редкой убогой жизни. 5.Она действительно походила на молодую белую стройную гибкую березу. 6.Крупный осанистый плечистый человек с (ярко) (синими)глазами на загорелом лице. 7.(Из)(под) (по) монашески повязаого платка и светилось и улыбалось чистое юное доброе лицо. 8.Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме.

3. Поставьте недостающие знаки препинания
1.Каждый раз Настя находила под водой новые интересные вещи то вымокшую в воде порыжевшую еловую ветку то жестяую банку то лиловый от холода и мертвый лист водяной лилии. 2.Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей в кепках в волосах везде. 3.На днях я уеду в Москву а все вещи и барельеф и портрет Гарибальди и старая лампа с рисунком водяой мельницы и стол и букет все это безропотно останется здесь зимовать. 4.Среди птий насекомых в сухой траве словом всюду даже в воздухе чувствовалось прблжение осени. 5.Мне было охота почитать про всё и про травы и про моря и про солнце и звезды и про великих людей и про революцию про все то что люди хорошо знают а я еще не знаю. 6.И все это и река и прутья верболоза и этот мальчишка напомнило мне далекие дни детства.






Список литературы

Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфографии. Пунктуация/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. М.: Айрис-пресс,2011
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10 – 11 классы: Грамматика. Речь. М.: Просвещение, 2012
Егораева Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С) М. : Экзамен, 2012.
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс. М.: Русское слово, 2010.
Егорова Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций. М.: «Экзамен», 2013
Е.Ю. Махницкая. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Сочинение,. Отзыв. Эссе. Ростов-на-Дону «Феникс»,2010
И.П. Цыбулько, В.И. Капинос и др. ЕГЭ. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных заданий. М.: Эксмо,2014.
М.В. Козулина. Русский язык. Тренировочные варианты ЕГЭ. Саратов, «Лицей»,2009.





























13 PAGE 141615



Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415