Семейная педагогика. Педагогический опыт: теория, методика, практика.


Готфрид Наталья Павловна
Воспитатель МБДОУ д/с «Антошка» г.Абакана
Малахова М.С.
Воспитатель МБДОУ д/с «Антошка» г.Абакана
Морозова Н.В.
Воспитатель МБДОУ д/с «Антошка» г.Абакана

Тема: «Семейная педагогика»
Список литературы:
Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Азаров Ю.П – СПб. : Вектор, 2011. – 400 с.
Беленьнкая, А.С. Слагаемые авторитета / А.С. Беленьнкая. – М. : Просвещение, 1983. – 119 с.
Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И.
Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста М: Просвещение,2000. - 30-43 с.
Зверева О.Л.  Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – М. : Сфера, 2009. – 256 с.
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – СПб. : Либроком, 2010. – 218 с.
Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. -М. : Просвещение, 2000. - 5-21 с.
Крившенко, Л.П.  Педагогика: учебник / Л.П.Крившенко.  – М.: изд-во Проспект, 2008. – 432с
Формы наказаний // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С.3-4.

«Семейная педагогика»

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная и др. Одной из отраслей является семейная педагогика.
На сегодняшний день область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием
Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.
Семейная жизнь и домашнее воспитание – сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.
Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.
Воспитание в семье всегда определялось как домашнее (иногда – домашне-семейное). При этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовленными к воспитательной деятельности лицами (няня,  гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, прогулочную группу, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.
В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие индивидуальные особенности.
Цели семейного и общественного воспитания могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу. Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят несформулированный характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин.
В семейных методах воспитания наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Таким образом, в каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него.
Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок.
Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.
Мы считаем, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью.
В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны.
Таким образом, семейное воспитание – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи. 
В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре.
Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.
Делая вывод из всего написанного:
основа семейного воспитания – эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Особо ярко проявляется привязанность матери к своему малышу.
2) особенности семейного воспитания – постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи.

15