Календарно-тематическое планирование География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин).


Календарно-тематическое планирование География. Начальный курс. 5 класс, авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 2 ч – резервное время).
№п/п № урока в разделе Раздел
Тема урока Дата Кол-во часов Основные виды учебной деятельности. Формируемые и развиваемые УУД (Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К - коммуникативные) Формы организации образовательного процесса.
Виды контроля. Материально-техническая база, ЭОРы
план факт Что изучает география (5 ч) 1 Мир, в котором мы живем 1 Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций (П) Урок изучение нового.
Объяснительно-иллюстративный метод. Эвристическая беседа. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, физическая карта полушарий.
2 Науки о природе 1 Формирование приемов работы с учебником и диском (П) Урок изучение нового. Эвристическая беседа. Анализ текста и иллюстраций учебника Учебник, атлас, рабочая тетрадь, электронное приложение
3 География — наука о Земле 1 Работа с учебником и диском, знакомство с презентацией (П) Урок изучение нового. Эвристическая беседа. Анализ текста и иллюстраций учебника Учебник, атлас, рабочая тетрадь, физическая карта полушарий.
4 Методы географических исследований 1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы (П) Комбинированный урок. Эвристическая беседа. Рассказ учителя. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, электронное приложение
5 Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» 1 Выполнение заданий учителя (Р). Работа с учебником, атласом (П) Обобщающий урок. Беседа. Подведение итогов. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, физическая карта полушарий.
Как люди открывали Землю (5 ч) 6 1 Географические открытия древности и Средневековья 1 Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника и на диске (П) Урок изучение нового. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами. Учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, физическая карта полушарий, электронное приложение
7 2 Важнейшие географические открытия 1 Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентаций (П, К) Комбинированный урок (урок – путешествие, урок в игровой форме). Урок – путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.
Практическая работа № 1. «Важнейшие открытия древности и средневековья». Учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, физическая карта полушарий, презентация, электронное приложение
8 3 Открытия русских путешественников 1 Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентаций по опережающему заданию «Десять великих путешественников» (П) Урок изучения нового в игровой форме ( урок-путешествие ). Урок – практикум. Урок – путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.
Учебник, атлас, рабочая тетрадь, видеоматериалы, контурные карты, электронное приложение
9 4 Открытия русских путешественников 1 Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентаций по опережающему заданию «Десять великих путешественников» (П, К) Урок изучения нового в игровой форме ( урок-путешествие ). Урок – практикум. Урок – путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.
Практическая работа № 2. «Важнейшие географические открытия».
Учебник, атлас, рабочая тетрадь, видеоматериалы, контурные карты, электронное приложение
10 5 Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» 1 Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом (П, Р) Обобщающий урок. Эвристическая беседа. Подведение итогов. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, контурные карты
Земля во Вселенной (9ч) 11 1 Как древние люди представляли себе Вселенную 1 Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя (П, Р) Урок изучения нового.
Объяснительно-иллюстративный метод. Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация (или видеофильм), электронное приложение
12 2 Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней 1 Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир» (П, Р, Л, К) Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный метод. Рассказ учителя. Беседа. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация (или видеофильм), электронное приложение
13 3 Соседи Солнца 1 Работа с текстом учебника и диском. Выполнение заданий учебника (П, К) Урок изучения нового.
Объяснительно-иллюстративный метод. Частично – поисковый. Рассказ учителя. Коллективная работа учащихся с учебником и рабочей тетрадью. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, электронное приложение
14 4 Планеты-гиганты и маленький Плутон 1 Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска (П, Р, К) Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный метод. Частично – поисковый. Работа в группах. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация
15 5 Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты 1 Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника (П, К) Урок изучения нового.
Объяснительно-иллюстративный метод. Групповая и индивидуальная работа. Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение
16 6 Мир звезд 1 Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел (П, Р) Урок изучения нового. Беседа. Рассказ учителя. Сообщения школьников по опережающему заданию.
Учебник, карта звездного неба, рабочая тетрадь, электронное приложение
17 7 Уникальная планета — Земля 1 Сравнение особенностей планет земной группы (К, Р, П) Комбинированный урок.
Проверка знаний (можно организовать взаимопроверку в парах или четверках). Эвристическая беседа. Учебник, глобус, рабочая тетрадь, электронное приложение
18 8 Современные исследования космоса 1 Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов). (П, К) Комбинированный урок.
Рассказ учителя. Работа в группах над рубрикой «Некоторые важнейшие даты освоения космоса» (с.75-76 учебника) Учебник, презентация (или видеофильм), рабочая тетрадь
19 9 Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» 1 Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом (Р, К) Обобщающий урок. Беседа по теме. Подведение итогов. Учебник, атлас, рабочая тетрадь
Виды изображений поверхности Земли (4 ч) 20 1 Стороны горизонта 1 Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта (П) Урок изучения нового. Объяснение учителя, работа с компасом и рабочей тетрадью. Учебник, атлас, рабочая тетрадь
21 2 Ориентирование 1 Ориентирование по компасу и местным признакам (П) Урок изучения нового. Рассказ учителя. Практическая деятельность учащихся.
Практическая работа №3. «Ориентирование по компасу» Учебник, компас, рабочая тетрадь, презентация
22 3 План местности и географическая карта 1 Отработка знаний условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте (П, Р, К) Урок изучения нового. Мини-лекция учителя. Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников.
Практическая работа №4. «Составление простейшего плана местности» Учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, физическая карта полушарий, презентация, электронное приложение
23 4 Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» 1 Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности (П, Р, К) Обобщающий урок, урок – практикум. Беседа по теме. Подведение итогов. Практикум. Индивидуальная и групповая практическая деятельность учащихся. Учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, компас, физическая карта полушарий
Природа Земли (10 ч) 24 1 Как возникла Земля 1 Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя (П) Урок изучения нового.
Объяснительно-иллюстративный метод. Работа с учебником. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, физическая карта полушарий, электронное приложение
25 2 Внутреннее строение Земли 1 Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя (П, Р, К) Урок изучения нового.
Объяснительно-иллюстративный метод. Групповая и индивидуальная работа. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, электронное приложение
26 3 Землетрясения и вулканы 1 Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов (П, Р) Комбинированный урок. Тестовый контроль по материалу предыдущего урока. Объяснительно-иллюстративный – образный рассказ учителя. Работа с учебником.
Учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, видеофильм, физическая карта полушарий, электронное приложение
27 4 Путешествие по материкам 1 Подготовка по опережающим заданиям образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. Работа с учебником, атласом (П, Р, К) Урок изучения нового в игровой форме ( урок-путешествие ). Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Работа в группах по составлению географического портрета каждого материка. Закрепление знаний в игровой форме: викторина «Самое-самое на моем материке» Учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, презентация, физическая карта полушарий, электронное приложение
28 5 Вода на Земле 1 Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли (П) Урок изучение нового.
Эвристическая беседа. Работа с учебником и тетрадью. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, физическая карта полушарий, электронное приложение
29 6 Воздушная одежда Земли 1 Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока (П, Р) Урок изучения нового.
Объяснительно-иллюстративный метод. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, физическая карта полушарий, электронное приложение
30 7 Живая оболочка Земли 1 Работа с учебником и электронным приложением (П, Р, К) Комбинированный урок. Эвристическая беседа. Урок-дискуссия об оболочках Земли. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация
31 8 Почва — особое природное тело 1 Анализ текста учебника, работа с электронным приложением (П) Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный метод. Работа с учебником и тетрадью. Учебник, атлас, рабочая тетрадь
32 9 Человек и природа 1 Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант) (П, Р, К, Л) Урок изучения нового. Беседа. Частично-поисковый. Урок-сотворчество. Поиск ответа на вопрос «Зачем человеку природа?». Работа в группах.
Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, электронное приложение
33 10 Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» 1 Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом (П, Р, К, Л) Итоговый урок. Эвристическая беседа. Интеллектуальные игры. Тестовый контроль. Учебник, атлас
Резерв – 2 часа