Конспект урока по русскому языку Не с причастиями( 7 класс)


Учитель русского языка и литературы
Портяник Татьяна Анатольевна
Урок изучения новых знаний.
7 класс
Тема: «Не с причастиями»
Цель урока: знать условия выбора слитного и раздельного не с причастиями.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
1.Формировать умения правильного написания не с причастиями.
2.Формировать практические навыки, различать приставку не- , частицу не.
3.Формировать умения правильно ставить знаки препинания при причастном обороте.
4.Формировать умения находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием НЕ- с различными частями речи.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развивать умения и аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.Содействовать развитию познавательного интереса к предмету.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
Учитель: доброе утро, друзья! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Улыбнёмся новому дню. Мы многое знаем, много умеем, у нас всё получится. Мы продолжаем знакомиться с частью речи «Причастием». Сегодня наши знания об этой удивительной части речи расширятся. Но чтобы изучить новое, необходимо повторить пройденный материал. С этого мы и начнём наше занятие. Откройте тетради, запишем число, классная работа, оставьте одну строчку для записи темы урока. Её вы попробуете сформулировать сами.
2.ПОВТОРЕНИЕ
А. Задание: прочитать записанные на доске слова и сформулировать тему повторения.
(не) вежда, (не) заметить, (не ) широкая ,а узкая река, ничуть (не) красивый, (не) навидеть, (не) приятель, (не) прочитанная книга, книга (не) прочитана, (не) навидящий взгляд.
Б.В первую колонку записать слова записать слитное написание с НЕ, во вторую - раздельное написание. Значком? выделяйте слова, которые вызывают сомнение.
Учитель: каким правилом вы пользовались при выборе написания? Какие трудности испытывали, выполняя задание?
В. Задание:
Выполнить синтаксический разбор предложения и расставить знаки препинания (ученик работает у доски):
Вековые кедры и ели, растущие возле нашей школы, ещё не засыпаны снегом.
Учитель: ребята, подумайте, почему именно так написано слово НЕ ЗАСЫПАНЫ?
3. Объяснение нового материала.
А. Учитель: Друзья! Мы с вами подошли к главному. Кто сможет сформулировать тему нашего занятия? Слитное и раздельное НЕ с причастиями - записываем в оставленной строке.
Б. Учитель: Теперь попробуем сформулировать цель урока: формирование прочных и осознанных знаний по выбору слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
В.Учитель: Давайте ещё раз уточним, что мы знаем о написании НЕ с существительными и прилагательными? (уч-ся отвечают).
Г. Учитель: Сейчас я хочу предложить вам провести небольшое исследование: прочитайте текст, спишите его , раскрывая скобки
( текст написан на доске).
Я оглядел всё (не) доумевающим взглядом. Вокруг простиралась (не) приветливая тайга. Впервые я увидел (не) освещённый, а полутёмный лес. Деревья, (не) прикрытые листвой, напоминали о приближающейся зиме.
Д. Учитель: - прокомментируйте написанное, как вы рассуждали?
- докажите, что правило о слитном и раздельном написании НЕ с существительными и прилагательными, можно применить к написанию НЕ с причастиями ( уч-ся комментируют)
Е.Учитель: Давайте сопоставим ваши рассуждениями с правилом в учебнике, стр.67, орф. №34.(Чтение и анализ).
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
А. Письменно выполнить упр.№133 с взаимопроверкой ( критерии оценивания написаны на доске)
2. Отредактировать записанные на доске предложения, расставить знаки препинания:
- Не прекращающийся осенний дождь монотонно барабанил по крыше. Не высохшие капли росы блестели в лучах солнца .Долина ещё неосвещённая солнцем была подёрнута редким туманом. Сборы незакончены, вещи несобраны.( уч-ся исправляют ошибки).
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
-Помогли ли вам знания, полученные в 6-м классе?
Учитель: Вы молодцы!
6. Домашнее задание:
- Составить алгоритм «Правописание НЕ с причастиями».
-Параграф 24, орф. № 54, упр.135