Конспект урока по теме

5 класс
УРОК ПО ТЕМЕ «РУЧНЫЕ ШВЫ. МОНОГРАММА»
(2 часа)

Цели урока:
изучить историю монограмм;
научить создавать монограмму, переводить рисунок на ткань, выполнять петельную строчку;
продолжить развитие познавательных интересов, творческих способностей;
содействовать воспитанию трудолюбия, аккуратности.

Ход урока.

1. Оргмомент (присутствие на уроке, готовность к уроку)

2. Актуализация знаний:
Чему научились на последних уроках?
С какими ручными строчками вы познакомились?
Где применяются ручные стежки и строчки? (.для вышивки)
Что можно вышивать? (картины .

3. Изучение нового материала. Мотивация.
(Используется ПРЕЗЕНТАЦИЯ) :
В старину на постельном белье, скатертях, полотенцах, сорочках, носовых платках вышивались монограммы – переплетённые начальные буквы имени и фамилии.
Они служили своеобразной визитной карточкой, по которой нередко судили о вкусе и аккуратности. Вот почему каждая хозяйка стремилась, чтобы ее монограмма была и оригинальна, и изящна. Ставилась монограмма обычно в уголке, на полотенцах и скатертях могла быть и в центре. На рубашках ее вышивали на карманах или манжете.
Свои монограммы имели практически все царственные особы средневековой Европы, их помещали на родовых гербах дворянские фамилии.(ЕКАТЕРИНА 2)
Сейчас, как и несколько веков назад очень популярна вышивка вензелей на различных предметах личного пользования. Например, носовые платки с личным вензелем будут выглядеть более чем утонченно, а вы при этом сможет почувствовать себя едва ли не героем восемнадцатого века!
А если и Вам придумать свою монограмму? Она сможет оживить любую вещь, придаст ей индивидуальность. К тому же это носовой платок с такой визитной карточкой будет отличным подарком для близкого человека. Ведь подарки, сделанные своими руками д
·арить приятней!
Основным требованием к исполнению монограммы является соблюдение изящности нанесения штрихов (их игра) при рисовании инициалов и легкости их чтения независимо от сложности получившегося рисунка. Если несведущий человек, взявший в руки вещь с вашей работой, не в состоянии будет расшифровать рисунок, значит монограмма мастеру не удалась.


4.Практическая работа «Монограмма»
Учащиеся разрабатывают монограмму на листе бумаги (5 минут).

5. Изучение нового материала:
Теперь необходимо перевести рисунок на ткань. Это делается с помощью копировальной бумаги.
Положить подготовленную ткань на свободную поверхность стола.
Наложить кальку с рисунком на ткань, совмещая осевые линии.
Приколоть кальку к ткани по двум противоположным сторонам.
Вложить цветную копировальную бумагу между узором и тканью. Красящая сторона копировальной бумаги должна быть обращена к ткани.
Обвести контур узора остро отточенным карандашом.

6.Практическая работа.
Учащиеся переводят монограмму на ткань (5 минут).

7. Изучение нового материала:
Каким швом будем вышивать монограмму? (предлагают швы)
Хочу предложить вам научиться выполнять новый шов – стебельчатый.
Стебельчатый шов называется так потому, что им обычно вышивают стебли цветов. Часто стебельчатый шов применяют при выполнении контурных узоров. Выполняют его слева направо. Рабочую нитку закрепляют в точке. Стежки должны быть одного размера. Каждый следующий стежок выводится посередине предыдущего, с одной стороны шва. На изнанке получается непрерывная линия из маленьких стежков, напоминающих шов строчку.

8.Практическая работа.
Учащиеся вышивают монограмму стебельчатым швом. .

9. Подведение итогов (демонстрация работ). Рефлексия.

10. Творческое домашнее задание: Закончить работу.























15