Конспект Исследовательской работы Сколько весит здоровье школьника


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Тема. «Сколько весит здоровье ученика?»
I. Выбор темы
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
II. Цель
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
III. Задачи
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
IV. Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 2Г класса.
V. Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
VI. Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
VII. Результаты исследования
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На все есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
– 1–4-х классов – 300 г;– 5–6-x классов – 400 г;– 7–8-х классов – 500 г;– 10–11-х классов – 600 г.
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2–3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 23 человека.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
– самый правильный ранец (до 1 кг);– самый легкий портфель;– самый тяжелый ранец;– самый тяжелый ранец с принадлежностями;– самый легкий ранец с принадлежностями;– самый тяжелый учебник;– самый «тяжелый» учебный день;– самый «легкий» учебный день.
6. Изучить как учителя работают над этой проблемой.
7. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что имеются проблемы с опорно-двигательной системой у нас в классе:
3- человека с нарушением осанки;2 - человека со сколиозом;16. человек здоровых.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в табл. 1.
Таблица 1
Ф.И.О. уч-ся Год рождения Вес (кг) Рост (см) диагноз Правильный вес ранец(кг) Реальный вес
ранец (кг)
Бузюк Юлия Александровна 29.05.2007г. 27 120 2,7 4
Бурмистрова Анастасия Вячеславовна 02.06.2007г. 20 118 Нарушение осанки 2 3,5
Галанов Николай Алексеевич 20.01.2007г. 26 130 2,6 4
Галкин Максим Дмитриевич 22.04.2007г. 33 136 3,3 5
Горина Юлия Витальевна 26.12.2007г. 40 146 4 4
Давыденко Мария Ивановна 30.03.2007г. 22 128 2,2 4,20
Жидко Александр Игоревич 09.12..2007г. 28 126 сколиоз 2,8 5
Костина Анастасия Александровна 28.03.2007г. 31 139 3,1 3,10
Кузьмин Александр Александрович 06.08.2007г. 24 126 2,4 3,70
Миляева Диана Олеговна 27.02.2008г. 21 119 2,1 4,60
Муренец Владислав Дмитриевич 04.11.2007г. 28 130 2,8 4,30
Ничепорчук Ирина Игоревна 08.04..2007г. 25 134 2,5 4,80
Романцова Татьяна Валерьевна 13.08.2007г. 25 125 2,5 4,70
Павленко Ольга Петровна 18.07.2007г. 29 130 2,9 3,40
Погребняк Владимир Владимирович 13.10..2007г. 24 122 Нарушение осанки 2,4 3,70
Подолецкая Наталья Юрьевна 08.08.2007. 27 134 2,7 4,30
Севостьянов Максим Романович 16.07.2007г. 26 122 2,6 3,80
Сизинцева Анастасия Сергеевна 22.11.2007г. 23 127 2,3 3,40
Скородумов Никита Алексеевич 29.09.2007г. 28 134 сколиоз 2,8 3,90
Уличева Ольга Андреевна 12.09.2007г. 21 122 2,1 3,90
Черных Егор Сергеевич 25.02.2007г. 29 135 2,9 3,80
Черных Илья Сергеевич 25.02.2007г. 28 134 2,8 3,80
Шахова Дарья Витальевна 17.08.2007г. 21 119 сколиоз 2,1 4,1
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.
Результаты приведены в табл. 2.
Таблица 2
№ п/п ФИО обучающегося Вес пустого ранца Понедельник
ранец Вторник
ранец Среда
ранец Четверг
ранец Пятница
ранец Вес учебников и тетрадей
Бузюк Юлия
Александровна 1,60 3,80 4 3,90 3,70 4,10 Русский язык:
300г.
Окружающий мир:400г
Литература:
200г
Английский язык:300г
Математика:
300г.
Тетради:1кг300г.
Бурмистрова Анастасия Вячеславовна 1 3,10 3,40 3,30 3,10 3,50 Галанов Николай
Алексеевич 1,50 3,60 3,90 3,80 3,60 4 Галкин Максим
Дмитриевич 2,80 4,90 5,20 5,10 4,90 5,30 Горина Юлия
Витальевна 1,50 3,60 3,90 3,80 3,60 4 Давыденко Мария
Ивановна 1,70 3,80 4,10 4 3,80 4,20 Жидко Александр
Игоревич 2,70 4,80 5,10 5 4,80 5,20 Костина Анастасия Александровна 0,80 2,90 3,20 3,10 2,90 3,30 Кузьмин Александр Александрович 1,20 3,30 3,60 3,50 3,30 3,70 Миляева Диана
Олеговна 2,10 4,20 4,50 4,40 4,20 4,60 Муренец Владислав Дмитриевич 1,80 3,90 4,20 4,40 4,20 4,60 Ничепорчук Ирина
Игоревна 2,30 4,40 4,70 4,60 4,40 4,80 Романцова Татьяна Валерьевна 2,20 4,30 4,60 4,50 4,30 4,70 Павленко Ольга
Петровна 0,85 3 3,30 3,20 3 3,40 Погребняк Владимир Владимирович 1,20 3,30 3,60 3,50 3,30 3,70 Подолецкая Наталья Юрьевна 1,80 3,90 4,20 4,10 3,90 4,30 Севостьянов Максим Романович 1,30 3,40 3,70 3,50 3,40 3,80 Сизинцева Анастасия Сергеевна 0,90 3 3,30 3,20 3 3,40 Скородумов Никита Алексеевич 0,90 3 3,30 3,20 3 3,40 Уличева Ольга Андреевна 1,40 3,50 3,80 3,60 3,50 3,90 Черных Егор Сергеевич 1,30 3,40 3,70 3,50 3,40 3,90 Черных Илья Сергеевич 1,30 3,40 3,70 3,50 3,40 3,90 Шахова Дарья
Витальевна 1,60 3,70 4 3,90 3,70 4,10 Выводы
Мы увидели, что у 7 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 1 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего до 0,90 г. Однако у 16 человек вес ранца превысил гигиеническую норму, у 6 чел. очень тяжёлые ранцы от 2 до 2,50кг.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Литературное чтение» – 200 г; «Математика» – 300 г; «Русский язык» – 300 г; «Окружающий мир» – 400 г; Дневник – 100 г;«Английский язык» – 300 г.
Тетради, которые используются ежедневно-1,30кг.
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашелся и «нарушитель» – учебник окружающий мир массой 400 г.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в пятницу: 3,50 кг или 5,50 кг (без сменной обуви и дополнительной книги). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в понедельник и четверг. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3кг или 5 кг , причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Учителя в нашей школе работают над этой проблемой в ходе учебного процесса и на переменах, выполняя не сложные упражнения .А на уроках физической культуры в начале занятий проводятся упражнения для осанки, особо выделяют учащихся ,имеющие проблемы с осанкой. Во внеурочной деятельности спортивного направления используются игровые элементы направленные на исправления осанки.
Рекомендации ученикам
– Не носите лишнего в ранцах.– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям
– Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 500 г.– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.– Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации читателям и работникам школ
Снизить весь школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома);– при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;– организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Список литературы
1. Бобырь А.И., Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза. – Уфа, 1999.
2. Большая медицинская энциклопедия. - М.: АСТ, 2007. – 736с.
3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1996.
4. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: ФиС, 1999.
5. Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000, № 3, с. 38-42.
6. Евсеев С.П., Шипицина Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры. - М. Советский спорт, 2004.
7. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. - М. Гэотар-мед. 2002.
8. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение: (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. - М.: Медицина, 1999.
9. Котешева И.К.Оздоровительная методика при Сколиозе. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002 — 240 с.
10. Куничев Л.А. Лечебный массаж. - Л.: Медицина, 1999.
11. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии. - Л. 1992.
12. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - Л.: Медицина, 1998. - 143 с.
13. Лубышеаа Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов. //Теория и практика физической культуры, 2003, №З.
14. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие. — М.: Книжный Дом, 2004. — 320 с. — (Домашний доктор).
15. Плаксунова Э. В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии // Физическая культура. 2008. № 2.
16. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиоза у детей. - К.: Здоров’я, 1990.
17. Постникова В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. - М. 1997.
18. Потапчук А.А. Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Санкт- Петербург.: Речь, 2004.
19. Рыжова С. П. Оздоровительная гимнастика для детей с нарушением осанки с использованием гимнастических мечей, разработанных Джоан Познер-Мейер. - М. Советский спорт, 1997.
20. Сидоров С.П. Различные нарушения осанки у детей и подростков и занятия физкультурой и спортом. – М., 2008.
21. Спирин В.К., Городничев Р.М. Развитие теории оздоровительной физической культуры индивидуальной направленности для детей разного возраста // Матер. V Российского национального конгресса с международным участием. - СПб., 2004, с. 208 - 209.
22. Справочник по детской лечебной физической культуре / Под. ред. М.И.Фонарева. - Л.: Медицина, 1999.
23. Фонарев М.И. Справочник по детской ЛФК. - М., 1998.
24. Фридланд М.О. Статические деформации стопы у взрослых и детей. // Ортопедия и травматология. № 8. 1990.
25. Хрущев, С.В. Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья школьников / С.В. Хрущев, С.Д. Поляков, А.М. Соболев // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. - №4. - С.4-8.
26. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы.- М.: Медицина, 1995.
27. Яковлев Э. Спорт не просто увлечение // Социальное обеспечение. 1991.№6.
Групповые исследовательские работы выполнили:
Сизинцева Анастасия,
Давыденко Мария,
Романцова Татьяна.(руководитель – Осипова Е.А., учитель начальной школы Бутурлиновская СОШ.)
 
Приложение:
Начало исследования:
Давайте, познакомимся!
Наши исследователи - руководители: Сизинцева А., Давыденко М.,Романцова Т..

Руководители и их помощники.

Убрали всё из ранца.

Взвешиваем пустые ранцы.

Наполняем наши ранцы учебниками и тетрадями.

Взвешиваем полные ранцы.

Итог:
Самый лёгкий ранец у Костиной Анастасии - 800г.

Самый тяжёлый у Галкина Максима- 2кг.800г.

Собираем данные:
Медпункт.

Определяем рост.

Узнаём вес.

Записываем результаты.

Проводим исследования дома:


Узнаём как работают над нарушением осанки у нас в школе.
На уроке физкультуры.


На уроках.

На переменах.

Внеурочное объединение «Детские забавы».
Весёлые эстафеты - «Манекенщицы».