Элективный курс Использование красок в древности на территории Урала и Зауралья


Элективный курс «Использование красок в древности на территории Урала и Зауралья»
Одним из основополагающих документов для современного учителя истории является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой утверждается современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Кроме того согласно «Концепции исторического образования в средней школе» курс истории России сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. При изучении истории России привлекается материал региональной истории, представляющий собой близкий, богатый наглядной и яркой информацией и потому интересный для учащихся срез исторического знания. Актуальность темы следует также подчеркнуть в связи с реформированием школы в современных условиях. В рамках ФГОС в основной школе учащиеся должны овладеть исследовательской компетентностью, что возможно при изучении данного курса.
Практика показывает, что одним из эффективных средств, при решении проблемы формирования исследовательских навыков школьников, является расширение содержания курса отечественной истории путем включения в него истории родного края.
Данный курс обеспечивает подготовку учащихся по отдельным аспектам истории, в частности история культуры и религии первобытного человека на территории Урала.
Программа курса предназначена для изучения учащимися 5-6 классов. Курс нацелен на углубление знаний учащихся по темам «История Первобытного общества» (5 класс, Всеобщая история), а так же «Древнейшие люди на территории России» (6 класс, История России). Кроме того данный курс создает благоприятные условия для формирования УУД (универсальных учебных действий):
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Тип курса: с ведущим компонентом – научные знания.
Цель курса: Формирование представлений учащихся о красках, как отражении ценностных оснований мира древнего человека.
Задачи изучения курса:
Способствовать развитию исследовательской компетенции школьников, умений ориентироваться в потоке разнообразной информации, систематизировать ее;
Расширить знания учащихся об использовании красок на территории родного края;
Формировать умение работать с вещественными историческими источниками;
Развивать интерес к древнейшему искусству уральских народов;
Способствовать развитию навыков публичного выступления.
Содержательные линии:
Историческое время: 400 тыс лет назад – 1-2 тыс. до н.э.
Периодизация:
Ранний палеолит охватывает период около 2,5 млн. — около 100 тыс. лет назад;
Средний палеолит — 100 тыс. — 35 тыс. лет назад;
Поздний палеолит — 35 тыс. — 12 тыс. лет назад;
Мезолит — 12 тыс. — 8 тыс. лет назад;
Неолит — 7 тыс. — 5 тыс. до н. э. ;
Бронзовый век — 3 — 2 тыс. до н. э. ;
Железный век — начало 1 тыс. до н. э.
Историческое пространство: Средний и Южный Урал, Зауралье.
Процессы:
Миграции человека в каменном веке
Заселение территории Урала и Зауралья
Неолитическая революция
Социальные процессы (появление неравенства)
Зарождение культуры
Использование красок
Появление искусства
Появление поселений
Изменение характера деятельности человека (виды деятельности)
Историческое движение:
Человек в истории: восприятие мира, ценности;
Формирование и развитие человеческих общностей: этнонациональных, религиозных;
История познания человеком окружающего мира и себя в мире: становление религиозных учений и мировоззрения, становление и развитие духовной и художественной культуры, использование красок, вклад уральских народов в мировую культуру, краски как маркер – свой-чужой;
Развитие отношений между народами: соседство, преемственность культурных традиций.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Уметь организовывать собственное исследование по исторической проблематике;
Уметь работать с вещественными археологическими источниками: давать характеристику источника, осуществлять поиск и сопоставление информации из различных источников;
Описание и реконструкция жизни и быта, культовой практики древнейшего населения Урала и Зауралья;
Уметь анализировать и сравнивать наскальную живопись различных эпох, проводить параллели первобытных верований народов на территории нашей страны (края) с первобытными верованиями народов других регионов, а так же проводить параллели с верованиями современных народов;
Применение знаний и умений: участвовать в создании музейных коллекций и деятельности музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и сохранению археологического наследия.
Программа курса «Использование красок в древности на территории Урала и Зауралья»
1.Введение. (4 часа)
Основные методы изучения жизни коренного населения.
Археология и этнография о древнейшей истории России.
Исторические источники
Краски в ритуалах и культах народов мира
2.Древнейший человек на территории России. (5 часов)
Появление первых людей на территории России, их расселение.
Основные орудия труда и занятия первобытного человека по данным археологии.
Социальные процессы в первобытном обществе.
3.Духовная жизнь первобытного человека на территории России. (11 часов)
Миф – как источник знаний о древнейшей культуре
Использование красок в наскальной живописи каменного века на территории России
Использование красок в погребениях каменного века на территории России
Использование красок в эпоху РЖВ
Использование красок в эпоху бронзового века
Использование красок в погребениях РЖВ и бронзового века
Верования древнейших людей на территории России
Поделочные и полудрагоценные минералы в представлениях первобытного человека.
4.Древнейший человек на территории Урала. (5 часов)
Археология и этнография о древнейшей истории Урала и Зауралья
Появление первых людей на территории Урала.
Миграции человека в каменном веке на территории Урала.
Основные орудия труда и занятия первобытного человека по данным археологии.
5.Духовная культура первобытного человека на территории Урала и Зауралья. (6 часов)
Использование красок в наскальной живописи каменного века на территории Урала и Зауралья (Палеолит, Мезолит, Неолит, Энеолит)
Использование красок в погребениях каменного века на территории Урала и Зауралья (Неолит, Энеолит).
Использование красок в погребениях РЖВ и бронзового века.
Краски в ритуалах и культах первобытного человека
Использование поделочных и полудрагоценных минералов древнейшими людьми Урала и Зауралья.
6.Вклад уральских народов в мировую культуру. (4 часа)
Духовная культура древнейшего населения Урала в контексте российской и общемировой культуры.
Преемственность культурных традиций между народами древности и современности.

Тематическое планирование курса
Тема Количество часов
1.Введение (4 часа)
Что и как мы узнаем о жизни людей на территории нашей Родины 1
Археология и этнография о древнейшей истории России 1
Источники знаний о древнейшем прошлом.
Учимся работать с вещественными источниками. 1
Использование красок древнейшими людьми 1
2.Древнейший человек на территории России (5 часов)
Обзор исторической литературы о древнейшем прошлом России 2
Первые жители нашей страны 1
Занятия первых жителей России 1
Появление неравенства и знати по данным археологии 1
3.Духовная жизнь первобытного человека на территории России (11 часов)
Миф – как источник знаний о древнейшей культуре 2
Использование красок в наскальной живописи каменного века на территории России 1
Использование красок в погребениях каменного века на территории России 2
Использование красок в эпоху РЖВ 2
Использование красок в эпоху бронзового века 1
Использование красок в погребениях РЖВ и бронзового века 1
Верования древнейших людей на территории России 1
Поделочные и полудрагоценные минералы в представлениях первобытного человека. 1
20 часов
4.Древнейший человек на территории Урала (5 часов)
Археология и этнография о древнейшей истории Урала и Зауралья 2
Появление первых людей на территории Урала. 1
Миграции человека в каменном веке на территории Урала. 1
Основные орудия труда и занятия первобытного человека по данным археологии. 1
5.Духовная культура первобытного человека на территории Урала и Зауралья (6 часов)
Использование красок в наскальной живописи каменного века на территории Урала и Зауралья (Палеолит, Мезолит, Неолит, Энеолит) 2
Использование красок в погребениях каменного века на территории Урала и Зауралья (Неолит, Энеолит). 1
Использование красок в погребениях РЖВ и бронзового века. 1
Краски в ритуалах и культах первобытного человека 1
Использование поделочных и полудрагоценных минералов древнейшими людьми Урала и Зауралья. 1
6.Вклад уральских народов в мировую культуру (4 часа)
Духовная культура древнейшего населения Урала в контексте российской и общемировой культуры 1
Преемственность культурных традиций и ценностей между народами древности и современности. 2
Круглый стол по теме «Краски в первобытном искусстве» 1
15 часов
Итого: 35 часов.
НПА
Концепция исторического образования в современной школе. Материалы к образовательной программе. – Н. Тагил. 2010.
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. –М.: «Просвещение», 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Список литературы для учителя:
Абдулаева Н. А. использование вещественных и изобразительных источников на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011, №3. – С. 57 – 59.
Батурина И. П. Элективные курсы по обществоведческим дисциплинам // Профильная школа. – 2004, №4. – С. 45 – 46.
Лернер Н. С. Роль элективных курсов в профильном обучении // Профильная школа. – 2004, № 3. – С. 12 – 17.
Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н. Элективные курсы образовательной области «Обществознание» // Профильная школа. – 2004, №5. – С. 36 – 38.
Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. / Г.А. Воронина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с.
Мазур Л. Н. Методы исторического исследования: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. – 608 с.
Мартынов А.И, Шер Я.А Методы археологического исследования Учебное пособие для ВУЗов [Текст]. / А.И. Мартынов, Я.А. Шер. – М.: Высш. шк., 1989. – 223 с.
Список литературы для учащихся:
Бадер О.Н. Каповая пещера. Палеолитическая живопись [Текст]. / О.Н. Бадер. – М.: «Наука» 1965. – 50 с.
Берс Е.М. Поздненеолитическое погребение на р. Аять в Среднем Зауралье [Текст] / Е.М. Берс // СА. – 1976. – №4. – С. 190–200.
Бибиков С.Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта [Текст]. / С.Н. Бибиков. – Киев: «Наука». − 1981. – 108 с.
Богордаева А.А. Цветовая символика в традиционной одежде обских угров [Текст] / А.А. Богордаева // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – Тюмень: ИПОС СО РАН, 1999. – Вып. 2. – С. 98–104.
Гаврилов А.В. О значении охры в погребальном обряде археологических культур эпох палеолита-бронзы [Текст] / А.В. Гаврилов // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: Тезисы докладов Всесоюзного семинара. – Запорожье, 1990. – С. 12–14.
Герасименко А.А. К вопросу о цветовой символике шаманского костюма каменного века [Текст] / А.А. Герасименко // Пермский регион: история, современность, перспективы. – Березники, 2001. – С. 47-51
Гурина Н.Н. Оленеостровский могильник [Текст] / Н.Н. Гурина // Материалы и исследования по археологии СССР. − №47. – Москва–Ленинград, Изд-во Академии наук СССР, 1956. – 429 с.
Кашина Е.А. Орнаментированные берестяные изделия VI разреза Горбуновского торфяника [Текст] / Е.А. Кашина, Н.М.Чаиркина // Археология, этнография и антропология Евразии. − №1. − 2012. − С. 41−48.
Кернер В.Ф. Камень в мифе и ритуале [Текст] /В.Ф. Кернер // Культовые памятники горно-лесного Урала. – Екатеринбург: УрО РАН, 2004. – С. 193–209.
Котов В.Г. Святилище в пещере Шульган-таш (Каповой) и мифология Южного Урала [Текст] / В.Г. Котов // Проблемы первобытной культуры. – Уфа: Гилем, 2001. – С. 54-79
Котов В.Г. Методика нанесения и состав красочного слоя рисунков пещеры Шульган-Таш (Каповой) [Текст] / В.Г. Котов, Ю.С.Ляхницкий, Ю.Ю. Пиотровский // Уфимский археологический вестник. – Вып. 5. – Уфа, 2004. – С. 65–72.
Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале [Текст] /В.Т. Петрин. – Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма,1992. – 207 с.
Пидопличко И.Г. Межиричские жилища из костей мамонта [Текст]. / И.Г. Пидопличко. – Киев, «Наукова думка»,1976. – 240 с.
Праслов Н.Д. Краски в палеолитическом искусстве [Текст] / Н.Д. Праслов // Пещерный палеолит Урала: Материалы международной конференции. – Уфа, 1997. – С. 81–84.
Сериков Ю.Б. Использование камней самоцветов на территории Среднего Зауралья в древности [Текст] / Ю.Б. Сериков // Пермский регион: история, современность, перспективы (материалы международной научно-практической конференции). – Березники, 2001. – С. 44–47
Сериков Ю.Б. Культовый памятник нового типа на западном берегу Шайтанского озера [Текст] / Ю.Б. Сериков // Ученые записки НТГСПА. Общественные науки. – Нижний Тагил, 2004. – С. 101–146.
Сериков Ю.Б. Орнаментированные наконечники стрел эпохи мезолита с пещерного святилища на камне Дыроватом (р. Чусовая) [Текст] / Ю.Б. Сериков // Образы и сакральное пространство древних эпох. – Екатеринбург: «Аква-Пресс», 2003. – С. 73–82.
Сериков Ю.Б. Пещерные святилища реки Чусовой [Текст]. /Ю.Б. Сериков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2009. – 368 с.
Сериков Ю.Б. Произведения первобытного искусства с восточного склона Урала [Текст] / Ю.Б. Сериков // Вопросы археологии Урала. – Екатеринбург, 2002. – Вып. 24. – С. 127–150.
Сериков Ю.Б. Символика цвета у древнего населения Урала по данным археологии [Текст] / Ю.Б. Сериков // Проблемы археологии и древней истории Урала. – Нижний Тагил, 2005. – С. 45–53.
Сериков Ю.Б. Шаманские погребения Зауралья [Текст] / Ю.Б. Сериков // Вопросы археологии Урала. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 23. – С. 29–47.
Сериков Ю.Б. Шайтанское озеро – священное озеро древности [Текст] / Ю. Б. Сериков. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2013. – 408 с.
Синицын А.А. Раскрашенные плитки стоянки Талицкого [Текст] / А.А. Синицын // Пещерный палеолит Урала: Материалы международной конференции. – Уфа, 1997. – С. 86–87.
Синицына Г.В. О провинциях мобильного искусства финального палеолита [Текст] / Г.В. Синицына // Тверской археологический сборник. – Вып. 7. – Тверь, 2009. – С. 343–350.
Толпеко И.В. Охра в жизни древнего населения Западной Сибири [Текст] / И.В. Толпеко // История и философия минералогии. – Сыктывкар, 1999. – С. 115
Формозов А.А. Наскальные изображения и их изучение [Текст]. / А.А Формозов. – М.: Наука, 1987. – 108 с.
Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия [Текст] . – СПб.: Изд-во «Славия», 1994. – 415 с.
Широков В.Н. Уральские писаницы: река Тагил [Текст]. / В.Н. Широков, С.Е. Чаиркин, Н.А. Широкова. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. – 110 с.
Широков В.Н. Игнатиевская пещера (Ямазы-Таш) [Текст] / В.Н. Широков // Культовые памятники горно-лесного Урала. Кадастр культовых памятников. – Екатеринбург: УрО РАН, 2004. – С. 260–261.
Широков В.Н. Уральские писаницы: реки Реж и Ирбит [Текст]. / В.Н. Широков. – Екатеринбург: БКИ, 2007. – 80 с.
Широков В.Н. Уральские писаницы: Южный Урал [Текст]. / В.Н. Широков. – Екатеринбург: изд-во АМБ, 2009. – 128 с.