Открытое занятие по теме: Русская народная музыка в творчестве композиторов-классиков и в современной эстраде(7-8 класс)


Русская народная музыка в творчестве композиторов-классиков и в современной эстраде
Открытое занятие по музыке для учащихся 7-8 классов педагога дополнительного образования Булякова Г.Г., Российский санаторно- реабилитационный центр для детей-сирот, г.Евпатория,2010г.
Цель: показать детям мастерское использование композиторами народных мелодий и их применение в современной музыке.
Задача: приобщение детей к лучшим образцам русского музыкального наследия прошлого и настоящего.
План занятия: 1.Вступление. Сочинители из народа и известные композиторы.
2.Основная. М.И.Глинка и «Камаринская».
3.П.И.Чайковский и «Во поле берёза…» в симфонии №4.
4.А.С. Аренский и Фантазия на русские темы для ф-но с оркестром.
5.Ансамбль «Ариэль» (композиции «Отдавали молоду» и «Порушка-Параня»).
6. «Иван Купала» (композиции «Коляда» и «Пчёлы»).
7.Современные детские группы и народность. «Волшебники двора».
8.Заключение. Традиции и бессмертие.
Оборудование: фортепиано (баян) портреты композиторов М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А.С.Аренского, плакаты или фотографии ВИА «Ариэль», фолк-группы «Иван Купала» и детской вокальной группы «Волшебники двора»; аудиосистема.
Форма проведения: музыкальная гостиная.
Место проведения: класс музыки или актовый зал.
Продолжительность: 40-45 минут.
Ход занятия.
Добрый день. Тема сегодняшнего занятия — русская народная музыка в творчестве русских композиторов-классиков и её использование в современной эстрадной музыке. Кто из вас может ответить на вопрос: что такое народная музыка? (дети отвечают). Правильно, это музыка, которую создаёт народ, и сколько на планете народов, столько и народной музыки. Хоть она существует уже много веков, люди, её создававшие, были безвестными сочинителями, безымянными авторами прекрасных мелодий. Примерно с 17 века в Европе о себе заявляют музыканты, профессионально создающие музыку (оперы, симфонии и т.д.), они ставят своё имя перед сочинением и называют себя композиторами (от латинского слова compozito—сочинять). Теперь наряду с народной музыкой стала существовать музыка профессиональная, созданная конкретными авторами. Вы, наверное, слышали имена Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя, Вольфганга Амадея Моцарта.
Во времена царствования Екатерины Второй (вторая половина 18 века) в России тоже зазвучали имена первых композиторов, ныне малоизвестные и не столь значительные (Евстигней Фомин, Дмитрий Бортнянский, Василий Пашкевич). И вот, в начале 19 века, 200 лет назад, когда в мир поэзии входил Александр Сергеевич Пушкин, в дворянском имении под Смоленском родился мальчик, имя которого со временем узнает весь цивилизованный мир, которому суждено было стать первым русским композитором-классиком, основоположником русской классической музыки. Имя его — Михаил Иванович Глинка(1804-1857)(портрет), главная заслуга которого— создание первой русской героической оперы «Жизнь за царя», более известной под названием «Иван Сусанин», в основе сюжета — история подвига костромского крестьянина в 1612 году во время войны с поляками, и первой русской сказочной оперы «Руслан и Людмила» на сюжет поэмы А.С.Пушкина. М.И.Глинка сделал гениальное открытие: он первый понял, что для того, чтобы музыку композитора знал и любил народ, нужно чаще использовать в своих сочинениях музыку народную, причём не только русскую, но и песни и танцы народов Востока, Кавказа, Европы.
Всем музыкантам мира известны слова М.И.Глинки: «Музыку создаёт народ, а мы, композиторы, её только аранжируем» (от французского « arangerre»—устраивать, приводить в порядок). Вы, наверняка, слышали это слово, в музыкальной деятельности даже есть профессия — «аранжировщик». Это человек, знающий, как простую напетую или сыгранную мелодию заставить звучать в оркестре, или в ансамбле эстрадных инструментов, или голосами большого хора.
Образцом использования народной музыки является «Камаринская» М.И.Глинки. Это фантазия для симфонического оркестра с использованием мелодии русской народной песни «Из-за лесу, лесу тёмного» и танцевального наигрыша который когда-то давно появился в деревне Камарино. Вот она, эта мелодия (наиграть на инструменте):

А теперь вспомним, что такое оркестр? и послушаем, что из этого незатейливого наигрыша сотворил композитор (звучит в записи фрагмент в исп. оркестра).
От творчества М.И.Глинки переходим к творчеству всеми нами любимого Петра Ильича Чайковского (1840—1893) (портрет). Есть такие, кто не слышал это имя? Нет таких! П.И.Чайковский, как никто другой из русских композиторов, умел сочинять замечательные, запоминающиеся мелодии. Однако, он, следуя заветам Глинки, с большой охотой использовал и аранжировал народные мелодии.
В финальной части своей Четвёртой симфонии (симфония — это крупное произведение для оркестра, как правило, в 4-х частях). Чайковский использует в качестве основной темы мелодию всем вам известной русской народной песни «Во поле берёза стояла»:

А теперь послушаем эту мелодию в симфонии (звучит фрагмент).
В те же годы, наряду с Чайковским, в московской консерватории преподавал Антон Степанович Аренский (1861-1906) (портрет). Это имя менее известно, нежели имя Чайковского, однако есть одно произведение, которое знают все ценители музыки и которое ставит Аренского в один ряд с великими русскими композиторами,— это «Фантазия на темы Т.Г.Рябинина» для фортепиано с оркестром. Трофим Рябинин (1801-1885)прославился как замечательный сказитель русских былин. Аренский использует мелодии двух наиболее известных: первая былина «Об Илье Муромце и Соловье Разбойнике»; вторая—«О Вольге и Микуле». Напомню, что былина (от слова «быль» — русская народная песня о богатырях. Почти тысячу лет былины передавались из уст в уста, от отца к сыну, и только в 19 веке их стали записывать музыканты, появились нотные сборники. Мелодии двух былин, о которых я уже говорил, понравились А.С.Аренскому, и он их использовал в своём сочинении для оркестра, или, как говорил М.И.Глинка, аранжировал. Мелодия первой былины звучит так:


Теперь послушайте эту мелодию в звучании оркестра (запись).
Вторая былина «О Вольге и Микуле» начинается так:

Обратимся к записи (звучит фрагмент). Правда, здόрово?! Какие ваши впечатления от звучания симфонического оркестра? (небольшое обсуждение).
Надо сказать, что со времён Глинки, уже полтора столетия, каждый уважающий себя композитор использует в своём творчестве, так или иначе, хоть одну народную мелодию. Мы слегка прикоснулись к этой теме.
***
Настало время перейти ко второй части нашего занятия. Речь пойдёт об использовании русских народных мелодий в недавнем прошлом и в современной эстраде. Аранжировать мелодию можно не только с помощью инструментов симфонического оркестра, но и с помощью эстрадных инструментов — гитары, электрооргана или синтезатора, бас -гитары ,ударной установки, голоса, словом, речь идёт о вокально-инструментальном ансамбле, сокращённо «В И А». Это коллектив музыкантов из 4—6 человек, играющих на инструментах, и при этом ещё и поющих.
Рассвет ВИА приходится на 70—80 годы прошлого века, т.е. 30—40 лет назад, как в России, так и за рубежом. Многие подобные коллективы обращались к русским народным мелодиям и самым признанным в этом деле оказался ВИА из Челябинска «Ариэль» (по имени мифического юноши, который умел летать). Вы услышите фрагменты двух композиций в исполнении ансамбля «Ариэль». Первый фрагмент—это фантазия, или парафраз, на тему русской народной песни «Отдавали молоду». Звучит эта мелодия со словами так:

Это старинная свадебная песня о тяжёлой доле девушки, которую выдают замуж на чужую сторонку (вкратце о старинной свадьбе). Теперь послушаем (звучит запись двух куплетов).
Ещё одно исполнение ансамбля «Ариэль» — фантазия на тему русской народной песни «Ой ты, Порушка, Параня» (старинное женское имя Прасковья). Под эту песню танцевали на деревенских свадьбах и посиделках с незапамятных времён.

Слушаем эту песню в аранжировке (звучит запись).
Хочу добавить, что участники ВИА — это талантливые исполнители, умеющие по- настоящему петь и играть на инструментах. Но с появлением компьютеров возникло новое поколение музыкантов и композиторов, которые необязательно должны уметь хорошо играть на инструменте,— достаточно владеть компьютером и заложенной в него программой. Так появилась электронная музыка. Те песни ,которые мы сейчас слышим на дискотеках, сочиняются и записываются с помощью компьютера. Но и в этой музыке есть образцы обращения к народной музыке.
Лет 40 назад в деревне Белынь, что в Костромской области, жили несколько старушек, которые любили петь старинные русские песни необычными голосами. Пели у себя, пели в соседних деревнях, слухи дошли до города, кто-то из музыкантов приехал с магнитофоном в Белынь, попросил бабушек спеть, была сделана запись, отдали на радио, и песни эти стали звучать в эфире ещё при жизни исполнительниц. Прошли годы. Старушек не стало, но вот кому-то из музыкантов пришла в голову мысль добавить к уже записанным голосам современное сопровождение, с помощью компьютера было произведено сведЀние голосов и электронного сопровождения, в итоге получился творческий проект под названием «Иван Купала».
Мы послушаем две композиции в исполнении этой необычной группы: «Коляда» и «Пчёлы» (запись). Каковы ваши впечатления? Наверно, трудно найти человека, особенно в России, который бы не восхищался этим исполнением. Следует знать, что группа «Иван Купала» сейчас существует и ездит с гастролями по всему миру. Это стало возможным потому, что была изучена манера такого необычного пения, и в Московском музыкальном институте им. Гнесиных несколько особо одарённых студенток были обучены петь не хуже когда–то певших белыньских бабушек ( фотография).

Вот такая история.
Наряду со взрослыми ансамблями существуют детские коллективы, которые уделяют большое внимание исполнению русских народных песен. Особенно в этом преуспела Воронежская группа «Волшебники двора».Послушаем одну из таких композиций под названием «Иван Купала»(Ночь на Ивана Купала — древний языческий праздник в ночь на 25 июня, самую короткую ночь, соединение Иванова дня и почитание языческого божества Купало, это праздник воды, огня и трав (фотография и запись).

Таким образом, из сегодняшнего занятия вы узнали много нового для себя и убедились в том, что русская народная музыка жила и живёт в классической музыке и в музыке современной эстрады.
Вам понравилось? О чём был разговор? Помогает ли такая музыка в жизни?
Давайте ещё раз вспомним слова Михаила Ивановича Глинки: «Музыку создаёт народ, а мы, композиторы, только её аранжируем».
И помните: народ, забывший своё прошлое, не имеет будущего, и до тех пор, пока будут звучать русские народные песни, Россия непобедима!
Буляков Г.Г.. 2010 г., г.Евпатория.