Тезисы СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВИЧУГСКОМ РАЙОНЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


А.В.КРУГЛОВА
Ивановский государственный университет
СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВИЧУГСКОМ РАЙОНЕ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Сложная ситуация начального этапа Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности школы, в частности, на системе школьного образования в Вичугском районе Ивановской области.
В 1941 году в районе функционировало 50 школ: 43 начальных, 4 неполных средних, 3 средних школы. С началом войны резко уменьшилось количество учащихся в образовательных учреждениях. Задача сохранения контингента учащихся стояла на первом плане. Война привела к значительному сокращению численности педагогических кадров, к изменениям в их составе. В 1941 году в Вичугском районе работало 245 учителей, из них 14 человек не имели специального образования. Но к концу войны задача укомплектованности учительскими кадрами была практически решена.
Особенностью ситуации в Вичугском районе Ивановской области было то, что его территория не была подвержена фашистской оккупации. Отсутствие военных действий определило району место одного из основных центров размещения эвакуированного населения, в частности жителей блокадного Ленинграда. В деревне Чертовищи был открыт детский дом, который функционировал вплоть до 1953 года.
Серьезной проблемой было создание необходимых условий для жизнедеятельности школ. Нужно было не только организовать снабжение школ топливом, электричеством, различными хозяйственными материалами, питанием, но и обеспечить хотя бы минимальную потребность в бумаге, письменных принадлежностях, наглядных пособиях, учебниках, меле и т.п. Все эти проблемы решались силами общественности, учителей, учеников и их родителей.
Школы осуществили ряд мер организационно-педагогического характера, такие как введение многосменности, нового учебно-календарного графика, корректировка учебной программы. Изменилась и продолжительность учебного года. Его сокращение, особенно по старшим классам, было обусловлено участием школьников в уборке урожая.
За годы войны изменилось и содержание образования. Его отличала патриотическая направленность, обучение на примерах из жизни героев Великой Отечественной войны, а также практическая направленность.