Обобщение опыта по темеЭкологическое краеведение, как средство воспитания творческой личности


Опыт работы



учителя начальных классов
Борис – Глебской средней школы

Бывшевой Татьяны Александровны.






Наименование опыта:

«Экологическое краеведение»
как средство воспитания
творческой личности.









2009г.

1. Наименование опыта:
«Экологическое краеведение» как средство воспитания творческой личности.


2. Условия возникновения и становления опыта.

Борис-Глебская средняя общеобразовательная школа Муромского района - старейшая школа Владимирской области, в 2008 году отмечала своё 120-летие. Именно в этой школе, выпустившей в жизнь множество достойных людей, я работаю 30 лет.
В школу принимаются дети без специального отбора, независимо от уровня развития и способностей. Задачей школы является развитие учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, достижение образовательного стандарта в образовании, формирование человека высоконравственного, способного к самообразованию и творчеству.

Наша школа с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла. Приоритетное направление работы школы – эколого-краеведческое.
1 ступень – кружки и факультативы
2ступень – школьное лесничество, кружки
3 ступень – 2 профиля (естественнонаучный и технический) и 2 специальности (лесовод и тракторист)
В перспективе планируется создание школы- хозяйства.
Всё это потребовало более глубокой подготовки учащихся начальных классов по природоведению. Задачи усвоения экологических знаний помогает решать учебник А.А.Плешакова, однако недостаточно для того, чтобы в полном объёме усвоить эти экологические знания и вести работу по формированию экологической культуры у обучающихся.
Таким образом, введение таких предметов, как «Экология», «Краеведение» в учебный план школы определялось требованием времени по обновлению содержания образования, а также удовлетворением потребностей учащихся и их родителей в повышении экологической культуры школьников, кроме того, предполагалось повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, создание каждому ученику условий для самоопределения и развития.
На протяжении многих лет в школе преподавался предмет «Краеведение» по разработанной мной авторской программе. С разделом этой программы «Птицы нашего края» я принимала участие в окружной ярмарке педагогических идей, где работа получила высокую оценку. Собранный богатый материал по краеведению лёг в основу факультативного курса, цель которого - сделать доступным и любимым сложный и пока непонятный для ребят предмет «Экология».
Наша школа находится в очень красивом месте, рядом река Ушна, лес, Волчье болото, богатые заливные луга, поля. Всё это позволяет изучать экологию на доступном младшему школьнику местном материале.
«Экологическое краеведение»– это средство гуманизации школы, путь приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, способ познания Природы, Человека, Общества. Руководствуясь этим, школа уделяет большое внимание предметам естественно – научного цикла. Школа ищет новые пути воспитания и обучения детей, стремясь не только передать знания, но и развить ребенка всесторонне, сформировать у него творческое мышление.









































3. Актуальность, перспективность опыта.
Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 года следует: воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В целях создания необходимых условий достижения нового современного качества общего образования планируется: более полно использовать предметы научно-естественного цикла, как средства формирования всесторонне развитой личности.
Воспитание всесторонне - развитой личности является приоритетной задачей современного, в том числе и экологического, образования. Поиск инновационных методов обучения, развивающих творческий потенциал растущего человека, является содержанием многочисленных педагогических исследований. Решение данной проблемы возможно при создании гибкой интегрированной общеобразовательной системы, успешно развивающей творческий стиль мышления, умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, прогнозировать и обобщать информацию. Создание такой системы, формирующей у ученика целостное восприятие картины мира – главная цель большинства инновационных технологий.
В практических разработках российских учителей отражена мысль, высказанная Я.А.Коменским еще в ХУП веке: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в той же связи». Действительно, понимание необходимости создания единого интегрированного общеобразовательного пространства, родилось не сегодня. В основе его – вековая мечта прогрессивных педагогов объединить основные знания ребенка по каждому предмету в целостную картину мира, научить его видеть глубинную взаимосвязь всех жизненных явлений, понимать логику процессов развития современного общества.
Интеграция экологии и краеведения показывает, что успешное усвоение новой учебной информации невозможно без умения теоретически обобщать и систематизировать знания. Из практического опыта учителей определяется центральное направление интегрированного обучения: оно отражает важнейшую концептуальную идею современной педагогики – целостное восприятие и познание закономерностей мира, позволяющее школьнику мыслить на духовном, планетарном, космическом уровне.
Интеграция предметов – перспективный и даже необходимый подход в современной педагогике.
Эти предметы взаимно обогащают друг друга, существуют во взаимной связи и каждым из них дополняются остальные. Все вместе они несут в себе всю полноту эколого-краеведческого воспитания и способны многократно отражать жизнь в ее сложных процессах.
Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля - вот главное в этой работе. Важно донести до учащихся мысль, принадлежащую Антуану де Сент-Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучше только для себя!».








































4. Теоретическая база.
- психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова.
- учение об интегрирующих функциях ведущих идей учебных дисциплин Г.Ф.Федорца.
- программа А.А.Плешакова
- Р.Л.Беме «Птицы открытых и околоводных пространств»
- Под редакцией Ильичева «Жизнь животных»
- А.А.Плешаков «Зелёные страницы»
- Л.И.Бурова «Экологическая практика в начальной школе: организация и содержание».
- В. Бианки «Лесная газета» М.,1989г.
- Всё обо всем – энциклопедия в 14 томах. М.,1998-2000г.
- Ю. Дмитриев «Книга природы». М.,1996г.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. М.,1995г.
- Экология в начальной школе. М.,2004г.
- А.И.Сорокина. Дидактические игры. М.,1982г.


Кроме того, труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики образования и воспитания (Эльконина Б.Д., Л.С.Выготского, Ш.А.Амонашвили).
























5. Новизна опыта.
Мною разработана программа факультатива «Экологическое краеведение». Я интегрирую 2 предмета: «Экологию» и «Краеведение». В результате последовательной работы с младшими школьниками в среднее звено приходят учащиеся, обладающие необходимым запасом знаний по экологии, положительным отношением к природе, интересом к её изучению.
Программа предусматривает содержание уроков в классе, эколого-краеведческие экскурсии, наблюдение за природными объектами и явлениями природы, природоохранные акции и операции, рейды.
Тематическое планирование составлено концентрическим методом: традиционные мероприятия проходят в каждом классе, но на более высоком уровне сложности. Изучаются обычаи и традиции своей местности, собираются и систематизируются приметы, пословицы и поговорки, выпускаются книжки- малышки.
Мною разработаны интеллектуальные игры, устные журналы, многие из которых с использованием ИКТ, собраны праздники и утренники.
Создан и работает семейный экологический клуб «Солнечный лучик».
Разработана система практических работ, акций: «Живи родник», «Подснежники», «Первоцветы».
Разработана экологическая тропа для младших школьников и материалы для остановок по временам года.
Разработана экологическая практика.
























6. Ведущая педагогическая идея.

В соответствии с направлением педагогической деятельности и социальным запросом общества, я определила направление своей работы на воспитание активной творческой личности через экологическое образование с опорой на краеведческий материал.
Задача общеобразовательной школы – дать ребенку необходимое для его развития и участия в жизни. Добавим: сообразно его возможностям и особенностям.
Цели своей работы я ставлю следующие:
1. Обучение детей мыслить вслух с самого первого дня обучения на доступном, понятном ребёнку материале развивает у малыша не только речь, но и мысли, чувство ответственности перед товарищами и самим собой, за свои слова и действия, самоанализ, самооценку, саморегуляцию учебно–познавательной деятельности.
2.Создать благоприятную атмосферу для сильных, слаборазвитых детей, трудных детей, которые при доброй поддержке учителя и одноклассников получат возможность проявить себя.
3.Повышать уровень интеллектуальной деятельности, обеспечиваемый рассмотрением учебного материала с позиций ведущих экологических идей, установлением взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
4.Включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой были бы их собственные стихи, панно, поделки являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам, проходившим в окружающей природе.
5.Увеличивать познавательный интерес школьников, развивать желание в активной и самостоятельной работе во благо природы и облагораживания своей маленькой родины.















7. Технология опыта.

Переплетение экологической и краеведческой работы позволяет расширить границы познания учащимися средствами предметного освоения окружающего мира по спирали от родного «гнезда», родного края к Отечеству. Такой принцип освоения мира тесно связан с физиологическими и психологическими возможностями детей. Такую логику построения эколого-краеведческой работы подтверждают принципы педагогики: системность, постоянность, доступность, а также принцип комплексности целостного воздействия на личность ребенка. Это особенно важно в начальный период формирования экологической культуры и развития интереса детей к краеведению.
Результат всей этой работы, систематизации её - мною разработанная
программа факультатива «Экологическое краеведение».
Она реализует задачи:
1. Расширение экологических представлений младших школьников.
2. Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии, как науки.
3. Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
4. Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
5. Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовать поисковые экспедиции, экипажи, команды.
6. Передавать свои накопленные знания младшим школьникам, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками. Обучать их разгадыванию кроссвордов.
Она имеет пояснительную записку и тематическое планирование.
Факультатив «Экологическое краеведение» изучает экологию на основе краеведческого материала.
Данный курс расширяет и углубляет материал по природоведению.
Программа предусматривает 1 час в неделю для учащихся 2- 4 классов малокомплектной сельской школы.
Материал изучается по блокам. За основу блока берётся «Экологическое сообщество», в котором изучается:
- многообразие растений
- многообразие животных
- сезонные изменения в жизни экологического сообщества
- народные традиции.
Занятия включают в себя различные формы работы, способствующие эмоциональной разгрузке и меньшей утомляемости.
Практические работы, экскурсии, сбор природного материала, подкормка и привлечение птиц, праздники, устные журналы, привалы на «экологической тропе», составление книжек- малышек способствуют привитие интереса к наблюдениям за изменениями в природе, учит устанавливать причинно-следственные связи, постигать законы природы, умение анализировать свои умозаключения и суждения, принимать правильное решение и умело действовать в природе, не нанося ей вреда.
Факультатив предполагает непрерывное эколого-краеведческое обучение и воспитание детей, начиная с детского сада. Уже в детском саду проводятся наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, дети выходят на экскурсию в сквер, к реке, знакомятся с сезонными изменениями в природе.
В 1 классе на экскурсиях по окрестностям школы дети наблюдают за растениями и животными, принимают участие в традиционных школьных мероприятиях, таких как «День птиц», праздник Осени, праздник русских овощей.
Во 2 классе изучаются экологические сообщества «Парк и сквер», «Луг», «Поле».
В 3 классе экологическое сообщество «Лес».
В 4 классе экологическое сообщество «Водоём и побережье» и экологическое сообщество «Болото»
Приложение №1.
Создание программы факультатива шло параллельно с разработкой нетрадиционных уроков: урок - панопама, экологический урок-представление, урок КВН, урок- викторина. Разработка утренников и праздников велась параллельно с изучением местных обычаев и народных примет. Интеллектуальные игры разработаны с использованием ИКТ. Материалы можно использовать во внеурочной и во внеклассной работе.
Приложение №2.
Родители класса очень заинтересованы занятиями детей и предложили создать семейный экологический клуб «Солнечный лучик».
Специальными задачами клуба являются познавательно-практические, т.к. формирование экологических знаний идет за счет приобретения умений и навыков, способствующих активным действиям на благо родного края, школы. Программа опирается на основные педагогические принципы:
Краеведческий принцип.
Основан на восприятии природы наиболее действенным эмоциональным способом . Этому способствуют уроки-путешествия, КВНы, занятия-игры, панорамы все что, привлекает учащихся к общественной и исследовательской работе.
2. Принцип гуманизации.
Программа формирует гуманные черты личности ребенка в процессе практической деятельности.
Принцип интеграции.
Он основывается на активном использовании межпредметных связей: окружающий мир музыка,
окружающий мир рисование,
окружающий мир русский язык,
окружающий мир технология,
окружающий мир чтение.
Занятия клуба проводятся в форме экскурсий, утренников, игр, трудовых десантов, организации выставок.
Разработано тематическое планирование.
Приложение №3.

В нашей школе ведётся экологическая практика.
Определяя принципы отбора содержания экологической практики, мы исходили из целей формирования целостной картины мира. Поэтому одной из задач экологической практики младших школьников является осознание своего места в окружающей природе, в космосе, определение субъектного отношения личности к своему краю. Именно система отношений определяет характер переживаний и эмоций учащихся, особенностей восприятия природы. Следует подчеркнуть, что проведение экологической практики помогает учащимся начальной школы познать окружающую природу и осознать себя в ней, убедиться в необходимости, полезности формируемых знаний, попытаться применить их в решении конкретных посильных задач сохранения природы своего края.
Программа экологической практики предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи. Понимание необходимости обеспечения благоприятных условий для жизни живых существ воспитывает у младших школьников активное, заботливое отношение ко всем объектам природы, происходит воспитание экологической культуры как результата экологического образования в системе развития личности.
Экологическую практику мы проводим в течение всех четырех лет обучения. Программа практики рассчитана на 24 часа и может быть реализована или в короткие сроки (2-4 часа ежедневно), или выполняться в течение года на отдельных занятиях, в зависимости от местных условий. Она проводится за счет времени, выделенного на изучение курса «Окружающий мир», и за счет интеграции учебного материала различных учебных предметов начальной школы («литературное чтение», «технология», «изобразительное искусство», «физическая культура» и др.). Все практические работы, необходимые по ГОСТу, включены в содержание экологической практики. Содержание программы может уточняться в тематическом планировании учителем в соответствии с программой интегрированного курса «Окружающий мир».
В содержание экологической практики входит организация самостоятельных опережающих наблюдений природы младшими школьниками в течение летних каникул (солнце, вода, почва, воздух, растения, грибы, животные, человек). Система летних заданий выполняется без непосредственного руководства учителя, предполагая опережающую самостоятельную деятельность учащихся перед изучением в каждом классе курса «Окружающий мир» и других дисциплин.
В I классе (4 ч) учащиеся знакомятся со способами изучения окружающего мира с помощью органов чувств. На экологической практике ведется наблюдение и изучение многообразия объектов окружающего мира и их взаимосвязей. По программе изучаются такие вопросы, как солнце источник света и тепла на земле; вода и ее роль в природе; вода и здоровье человека; почва; значение почвы для других объектов природы; разнообразие полезных ископаемых и их роль в природе; воздух, его значение; растения и их значение в природе; установление связей растений с другими объектами природы; животные и их значение в природе; установление связей животных с другими объектами природы; человек часть природы; изучение способов отражения природы человеком. Систематически ставится задача формирования экологически адаптированного поведения младшего школьника.
Во II классе (6 ч) учащиеся с помощью учителя (родителей) изучают сообщество и его «жизнь» в течение суток и разное время года. На выбор изучается одно сообщество в летние каникулы и одно сообщество в течение учебного года (сад, лес, болото, водоем, луг, поле, огород). Программа экологической практики включает такие вопросы, как наблюдение смены дня и ночи как следствия вращения Земли вокруг воображаемой оси. Утро, день, вечер, ночь. Изучение причин изменения температуры воздуха в течение суток. Выяснение роли чистого воздуха для природы и человека. Изучение сообщества, его обитателей, условий их жизни, взаимосвязей, оценка экологического состояния сообщества. Изучение степени сохранения сообщества человеком. Меры по охране природы человеком. Познание природы органами чувств, сознанием, речью (устной и письменной). Выяснение роли природы в жизни человека и общества.
В III классе (6 ч) изучается несколько сообществ (2-3) с установлением сезонной и суточной ритмики природных объектов своего края. Программа экологической практики включает наблюдение летних изменений природы в различных природных сообществах края (леса, поля, луга, водоема, сада). Проводятся также наблюдения осенних, зимних, весенних (ранняя и поздняя весна) изменений природы в сообществах края. Учащиеся устанавливают взаимосвязи между объектами и явлениями неживой и живой природы, изучают приспособления объектов живой природы к сезонным условиям неживой природы края, изучают влияние человека на природу и природы на человека в разные сезоны года.
В IV классе (8 ч) программа экологической практики состоит из двух разделов: изучение небольшой территории своей местности и изучение способов сохранения природных объектов в деятельности человека (изучается или памятник природы, или часть заказника, заповедника и т.д.). Изучение своей местности включает вопросы: изучение приборов для наблюдения окружающего мира; наблюдение погоды края; изучение способов ориентирования во времени и пространстве; изучение форм поверхности края; почв; полезных ископаемых; изучение водоемов края и их изменений; изучение изменений, приспособлений растительного и животного мира на участках, занятых лесом, полем, лугом, болотом, садом, водоемом; установление связи между разнообразием природы и единством природы родного края; меры по охране природы края и восстановлению природных ресурсов; изучение условий жизни редких растений и животных края, мер по их сохранению.
Основными формами экологической практики являются экскурсии, учебные прогулки, обработка полученных результатов. Экскурсии сочетаются с работой по картам области, района и т.д. Основные методы, которые используются при проведении практики: наблюдение окружающего мира; практические работы, опыты в природе и классе; работа с учебниками, детской литературой, словарями, энциклопедиями, определителями; видеосъемка, фотографирование и т.д. В ходе экологической практики всегда проводится посильная практическая деятельность, направленная на сохранение природы и формирование бережного отношения к ней.
Результаты экологической практики фиксируются в тетрадях юного эколога, которые являются рабочей тетрадью для учащихся начальной школы. Она помогает учителю регулировать процесс изучения природы родного края учащимися, развития их наблюдательности и воспитания экологической культуры в целом. В тетради фиксируются результаты работы учащихся непосредственно во время проведения экологической практики.
Она состоит из 6 небольших разделов:
1. Задания и формы фиксирования результатов летних наблюдений учащихся за природой. Задания требуют краткой записи, детализируются от класса к классу. При наблюдении учащиеся определяют, кого (или что) и где они увидели, услышали, «почувствовали», в каком состоянии находился объект? Нужна ли была их помощь? Как они поступили? Например, даются следующие задания: зарисуйте наблюдаемые объекты природы (I класс); понаблюдайте за объектами неживой природы в течение суток и словами или рисунками зафиксируйте результат в таблице (II класс); запишите в таблицу, какая была погода в день наблюдений, какое у вас было настроение. Понаблюдайте за растениями в саду, огороде, парке и оцените их экологическое состояние (III класс); понаблюдайте природу той местности, где вы живете или проводите летние каникулы. Зафиксируйте результаты рисунком, рассказом, стихотворением, фотографией или другим способом (IV класс).
2. Иллюстрации растений и животных нашего края, в том числе как редко встречающихся во Владимирской области, так и занесенных в Красную книгу. Работа с иллюстрациями в тетрадях на протяжении всех лет обучения ведется следующим образом: когда учащиеся увидят нарисованное растение или животное в природе (или когда ухаживают за изображенными комнатными растениями), рядом с каждым рисунком объектов природы они пишут дату и место, где и когда их наблюдали. Иллюстрации растений и животных своего края подобраны для каждого класса с учетом возрастных особенностей учащихся, а также наибольшей вероятностью их наблюдения и изучения.
3. Задания по наблюдению, изучению природы и оценки экологического состояния природных объектов на экскурсиях в течение года. Во всех классах первой спланирована экскурсия на пришкольный участок, где учащиеся выполняют различные задания. Например: нарисуйте ваш пришкольный участок. Что вам нравится на участке? Что бы вы хотели изменить? Очистите с одноклассниками часть пришкольного участка от мусора или вместе с учителем (родителями) посадите растение (I класс). Выберите дерево, или кустарник, или травянистое растение и понаблюдайте, как влияют на него солнечное тепло и свет, ветер, наблюдения учащиеся определяют, кого (или что) и где они увидели, услышали, «почувствовали», в каком состоянии находился объект? Нужна ли была их помощь? Как они поступили? Например, даются следующие задания: зарисуйте наблюдаемые объекты природы (I класс); понаблюдайте за объектами неживой природы в течение суток и словами или рисунками зафиксируйте результат в таблице (II класс); запишите в таблицу, какая была погода в день наблюдений, какое у вас было настроение. Понаблюдайте за растениями в саду, огороде, парке и оцените их экологическое состояние (III класс); понаблюдайте природу той местности, где вы живете или проводите летние каникулы. Зафиксируйте результаты рисунком, рассказом, стихотворением, фотографией или другим способом (IV класс).
4. Задания для наблюдения объектов и явлений природы в классе при проведении практических работ, определенных образовательным стандартом и программой курса. Например: «Снег и лед», «Измерение роста и веса человека» (I класс); «Ориентирование в пространстве», «Уход за комнатными растениями», «Развитие растений из семени», «Наблюдение и работа в живом уголке» (II класс); «Переход воды из одного состояния в другое», «Свойства воды», «Свойства воздуха», «Измерение пульса у человека», «Подсчет дыхательных движений у человека» (III класс); «Изучение поверхности края по карге Вологодской области», «Изучение свойств полезных ископаемых края», «Изучение почв», «Изучение способов приспособления растений и животных» (IV класс).
5. Страничка для фиксирования результатов наблюдений за погодой в течение одного месяца в году. Заполнение результатов наблюдения за погодой проводится каждым учеником только за один месяц. Учитель организует наблюдение за погодой в течение учебного года по группам учащихся. Учащиеся, которые ведут наблюдения за погодой, заполняют в течение одного месяца и классный «Календарь наблюдения окружающего мира». Эти же данные они записывают в свою тетрадь и обобщают их в конце месяца
6. Страничка, где учащиеся записывают созидательные, добрые дела в природе. Заполнение странички «Твои добрые дела в природе» ведется индивидуально в течение всего учебного года и во время каникул.
Анализ результатов проведения экологической практики показывает положительную тенденцию повышения познавательного интереса младших школьников при изучении природы своего края, осознанности усвоения эколого-краеведческих знаний. Учащиеся с большим желанием выполняют предложенные практические работы на местности, где они проживают, определяют и изучают объекты и явления природы родного края в реальных условиях, устанавливают экологические взаимосвязи. Фиксация результатов наблюдения и изучения природы края способствует формированию умения делать записи по типу научных полевых дневников, которое пригодится в дальнейшем обучении. Проведение практики помогает также формировать у учащихся начальной школы умений оценивать экологическое состояние объектов природы, прогнозировать и проводить конкретную работу по сохранению природных ресурсов своего края.

При изучении «Экологического краеведения» большая роль отводится исследовательской деятельности. В своей работе мы применяем исследовательский метод, разработанный Б.Е. Райковым.
Исследовательский метод в обучении, решение учебных проблем, поиск ответов на сложные вопросы путем анализа, сопоставлений, сравнений и т.д. известен педагогам нашей страны давно.
По мере развития методики естествознания стали различать два ряда методов преподавания.
Методы преподавания (по Б.Е.Райкову)
1. словесный (книжный)
2. наглядный (предметный)
3.моторный(активно - двигательный)
1. иллюстративный
2. исследовательский
Эти методы легко сочетаются друг с другом, таких комбинаций может быть шесть. Таким образом, исследовательский метод может быть проведен через все формы школьного преподавания экологии.
В результате имеем следующую схему:


Название метода

Описательная характеристика учебной работы


1
Моторно - исследовательский

Лабораторные работы.
практические уроки - занятия и экскурсии исследовательского характера.
Работают сами учащиеся под руководством учителя.

2
Моторно-иллюстративный

Лабораторные работы. практические уроки - занятия и экскурсии иллюстративного
характера.
Работают сами учащиеся под
руководством учителя.

3



Наглядно - исследовательский

Лабораторные работы.
практические уроки - занятия и экскурсии иллюстративного характера.
Работают сами учащиеся под руководством учителя.

4
Наглядно - иллюстративный

Классные и наглядные (демонстрационные) уроки иллюстративного характера. Учитель показывает пособия, опыты. Учащиеся записывают, зарисовывают и т.д.

5
Словесно - исследовательский (эвристический)
Классные словесные уроки - беседы исследовательского характера.
Беседу ведет учитель.

6
Словесно - иллюстративный

Классные словесные уроки, излагающие материал




Характеристика методов
1.Моторно - исследовательский метод.
Этот метод имеет в виду активную самостоятельную работу учащихся на лабораторных и практических занятиях, на экскурсиях, на пришкольном участке и т.д., построенную таким образом, что учащиеся в доступных им пределах на основании материала опытов и наблюдений приходят к некоторым самостоятельным выводам, хотя бы самого элементарного характера.
2 Моторно - иллюстративный метод.
Ознакомление учащихся на практике, т.е. на лабораторных, практических занятиях и на экскурсиях, с такими вопросами, которые теоретически уже им известны из уроков, книг и т.д. Таким образом, здесь учащиеся прорабатывают знакомые им явления, но тут они ближе и непосредственней соприкасаются с объектами и закрепляют свои знания совместной работой органов чувств и органов движения.
3. Наглядно - исследовательский метод.
Наглядное и предметное классное преподавание, проводимое таким образом, что учитель сам демонстрирует учащимся различные объекты или показывает опыты и старается при этом так построить урок, чтобы учащиеся рассуждали бы на основаниях увиденного и подходили бы к некоторым самостоятельным выводам.
4. Наглядно - иллюстративный метод.
Те же классные уроки, обставленные наглядными пособиями и опытами, но методически иначе построенные. Учитель излагает те или иные положения, законы и иллюстрирует их для большей конкретности наглядными демонстрациями. Здесь средства наглядности являются не материалом для самостоятельных выводов учащихся, а подкрепляющими и разъясняющими доказательствами. Эта система преподавания удобна в тех случаях, где учебный материал настолько сложен или носит настолько отвлеченный характер, что не может быть выведен самими учащимися, и изложение его в готовом виде неизбежно. Остается только облегчить и конкретизировать эту передачу средствами наглядности: коллекциями, опытами, таблицами, видеофильмами, слайдами и т.д.
5.Словесно-исследовательский метод
Классные уроки без употребления наглядных пособий, т.е. беседы в виде вопросов учителя и ответов учащихся, построенные, однако с введением в беседу исследовательских моментов вербального типа. Сущность его состоит в том, что учащиеся делают логические выводы из фактов, сообщенных учителем на словах или прочитанных в книге. Такое преподавание, хотя возбуждает до некоторой степени умственную самостоятельность учащихся, но носит отвлечено-логический характер. Эвристические беседы.
6. Словесно-иллюстративный метод
Классные уроки без употребления каких-либо наглядных пособий. Учитель сообщает учащимся те или иные готовые положения, разъясняя и растолковывая их на словах и иллюстрируя словесными примерами. Такое обучение развивает память и воображение.
Каждый метод имеет две стороны: воздействующую и
воспринимающую. Каждый метод является взаимодействием учителя и учащегося.
Обучение представляет собой единый двусторонний процесс. Он складывается, с одной стороны, из деятельности учителя и. с другой - из учебной работы учащихся , которая является преимущественно ответной по отношению к деятельности учителя.
В практике школы исторически сложились две группы методов. В первую входят методы изложения предмета учителем, во вторую -методы самостоятельной работы учащихся
Основными методами самостоятельной работы учащихся являются следующие:
> Наблюдение
> Опыт (эксперимент)
Наблюдение - это целенаправленное изучение объекта или явления в естественных или искусственно созданных условиях.
Наблюдения по срокам выполнения
А)Кратковременные Б) Длительные
(на уроке) (в основном выполняются во внеурочное время)
Наблюдение - это активный метод познавательной деятельности учащихся, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств.
Наблюдение должно удовлетворять следующим требованиям:
> преднамеренности;
> целенаправленности;
> планомерности;
> активности наблюдения;
> систематичности.
Метод наблюдения тесно связан с экспериментом.
Эксперимент - активное воздействие исследователя на объект за счет изменения одного из факторов среды на определенную величину с целью изучения ответа объекта на это изменение.
Эксперимент по срокам выполнения
Кратковременный (на уроке)

Длительный (в основном выполняется во внеурочное время)


В процессе обучения экологии используются демонстрационный эксперимент.
Требования к демонстрационному эксперименту:
> наглядность;
> правильное восприятие учащимися опыта;
> соблюдение техники безопасности.
Вторая разновидность эксперимента - это ученические опыты. Они бывают трех видов:
> лабораторные опыты;
> практические работы;
> практикумы.
Последовательность действий учащихся

Наблюдение
Эксперимент (опыт)

1.
Осознать цель наблюдения
1. Осознать цель опыта.


(по заданию).
2. Отобрать и подготовить

2.
Рассмотреть наблюдаемый
необходимые объекты и


объект или явление.
приборы.

3.
Выбрать признаки объекта в
3. Определить условия


соответствии с целью
проведения опыта.


задания.
4. Указать последовательность

4.
Рассмотреть признаки
действий в проведении опыта с


объекта визуально или с
соблюдением правил


помощью увеличительных
безопасности.


приборов.
5. Выполнить все действия в

5.
Проверить соответствие
постановке опыта.


результата работы
6. Провести наблюдение явлений


поставленной цели (заданию).
в ходе опыта и объяснить

6.
Сделать вывод о сущности
причины полученного


наблюдаемого явления.
результата.



7. Сделать вывод о сущности



явления, изучаемого в опыте.




Большая работа проводится по сохранению местных обычаев и примет.
Составляются книжки – малышки с пословицами и поговорками.
Нами собраны народные приметы и систематизированы по месяцам.
Приложение №4.

Мы постоянные участники экологических акций и операций. Наша школа находится близ промышленного города. Наши окрестности очень красивы и привлекают много туристов и отдыхающих. Поэтому жизнь заставляет нас постоянно принимать участие в этой работе. Описание некоторых акций в приложении.
Приложение №5.

Еще одной из форм эколого-краеведческой работы является создание учебной тропы (экологической тропы). Ее основное назначение создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде.
Учебная тропа должна отвечать двум требованиям: быть привлекательной для всех, кто по ней пройдет, и иметь достаточную информационную насыщенность.
В нашей школе создана экологическая тропа. Для малышей начальной школы разработана тропка и остановки на ней. В разные времена года мы проводим разные привалы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Осенью:
1.Мастерская художницы Осени (Школьный дендрарий). Наблюдение окраски листьев. Ответы на вопрос: Почему листья опадают? Дети переходят от дерева к дереву, собирают опавшие листья.
2.Дуб – великан.
3.Еловая аллея.
Зимой:
1.Школьный дендрарий.
2.Дуб – великан
3. Еловая аллея.
Весной:

1.Дуб – великан.
2. Родничок
3.Еловая аллея.
4. Речка- невеличка
5. Цветущая черёмуха
6. Соловьиная песня.
Приложение №6.

Уроки экологического краеведения отличается следующими особенностями:
- предельной четкостью, компактностью учебного материала;
- логической взаимообусловленности, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:
- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
- обладая большой информативной емкость, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют развитию творческого подхода к выполнению учебного задания;
- способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой навык технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

Среди используемых методов:
- метод проблемных ситуаций;
- метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному;
- метод обобщения;
- метод размышления;
- метод игровой импровизации;
- метод показа;
- метод действенного анализа.

Все методы находятся в тесной зависимости и помогают учителю реализовать цель – формирование творческой личности школьника.










8. Результативность.

Показатели качества знаний и успеваемости за 2008 – 2009учебный год.
Русский язык
Показатели деятельности учителя

2006 –2007

2008 - 2009

2009 – 2010


Качество
знаний


63%


75%


75%



Успеваемость


100%


100%


100%



Показатели качества знаний и успеваемости за 2008 – 2009учебный год.
Математика
Показатели деятельности учителя

2006 –2007

2007 - 2008

2008 – 2009

Качество
знаний

57%

75%

75%




Успеваемость


100%


100%


100%





Показатели качества знаний и успеваемости за 2008 – 2009учебный год.
Литературное чтение.
Показатели деятельности учителя
2006 –2007
2007 - 2008
2008 – 2009

Качество
знаний

63%

81%

81%




Успеваемость


100%


100%


100%






Показатели качества знаний и успеваемости за 2008 – 2009учебный год.
Окружающий мир.
Показатели деятельности учителя
2006 –2007
2007 - 2008
2008 – 2009

Качество
знаний

75%

81%

81%




Успеваемость


100%


100%


100%



Показатели качества знаний и успеваемости за 2008 – 2009учебный год.
Экологическое краеведение
Показатели деятельности учителя
2006 –2007
2007 - 2008
2008 – 2009

Качество
знаний

81%

100%

100%



Успеваемость


100%


100%


100%




















Мониторинг уровня развития творческих способностей.


Учитель- Бывшева Татьяна Александровна
Психолог –Зубарева Юлия Сергеевна



ФИО учащегося
1 класс
2 класс
3 класс

Киселева Юля
низкий
средний
Выше среднего

Кулькова Вика
низкий
средний
Выше среднего

Блинова Оксана
низкий
средний
Выше среднего

Цыплина Вероника
низкий
средний
Средний

Агапова Таня
низкий
низкий
Средний

Рожков Глеб
средний
средний
Выше среднего

Гвоздков Артем
низкий
низкий
средний



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

9.Адресная направленность.
Данный опыт можно использовать не только в начальной школе, но и в дошкольном учреждении, а также на следующем этапе обучения.
















13PAGE 15


13PAGE 14615



Школьный дендрарий

Дуб-великан

Соловьиная песня

Цветущая черёмуха

Речка-невеличка

Родничок

Еловая аллея

Школьный дендрарий

Дуб-великан

Соловьиная песня

Цветущая черёмуха

Речка-невеличка

Родничок

Еловая аллея

Школьный дендрарий

Дуб-великан

Соловьиная песня

Цветущая черёмуха

Речка-невеличка

Родничок

Еловая аллея










15