Методическая разработка на тему Краеведение как средство обучения и воспитания на уроках немецкого языка

I. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в разговоре на изучаемом языке, уметь обмениваться информацией. Я, как и многие учителя считаю, что краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке.
Мы живем и учимся в городской местности, приближенной к сельской. Многие родители работают на производстве. Для многих из них эта «старая добрая Германия» кажется совсем на другой планете. Нашим ученикам ближе, понятнее и интереснее слушать и обсуждать темы их родителей, об их работе, о нашем городе и его проблемах. Мы любим нашу природу, наши леса и поля, и нам важно, чтобы наши ученики всегда любили свою малую родину и стремились остаться там, где родились. И в тоже время нам необходимо прививать любовь и уважение к другим народам. Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор учащихся и развивает их познавательный интерес, а также помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Кроме этого, знание родной культуры и традиций помогает узнать другую культуру, сравнить их и понять и полюбить другую культуру.

 II. Использование краеведческого материала дает возможность учащимся работать самостоятельно, искать фотографии, картины и информацию в Интернете, посещать школьный и городский музеи, так как здесь собран огромный материал о городе и районе. Кроме этого, учащиеся общаются с жителями старшего поколения, это общение помогает узнать много нового и воспитывает уважение к старшему поколению, ценить их труд, знания и опыт. Исходя из этого, я могу сказать, что краеведческий материал является средством обучения и воспитания.
    Важным является подбор краеведческого материала, так как учащиеся говорят, когда у них проявляется интерес к теме, если у них будет создана мотивационная основа говорения. Задания должны быть коммуникативно-направленными. Учащиеся рассказывают с желанием, когда знают, о чём говорят и о том, что им дорого.
Принципы использования материала на уроках:
Принцип междисциплинарности, согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими предметами школьной программы (география, история и др.);
Принцип систематичности, состоящий в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческих материалов на разных этапах обучения;
Принцип тематичности, предполагающей разработку соответствующих материалов к каждой теме типового учебника;
Принцип учёта возрастных особенностей школьников при подборе краеведческого материала, основанный на принципе доступности обучения классической дидактике;
Принцип технологизации, предполагающий использование игровых технологий, опору на творчество учащихся, их детское воображение, способность моделировать «условно реальную» коммуникацию в искусственных условиях;
Принцип когнитивности, предполагающий познание учащимися в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания;
Принцип толерантности, предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры;
Принцип компаративности, имеющий в виду предъявление и использование краеведческих материалов с материалами страноведческого характера стран изучаемого языка, своеобразное «соизучение» языков и культур.
    Я постоянно нахожусь в поиске. Интернет, справочники, энциклопедии, атласы и альбомы  о Костромской области, просто фотографии из личных альбомов - все это служит замечательным источником для получения информации о родном крае, его истории, быте, культуре, людях. В своем поиске активно сотрудничаю со своими коллегами-филологами и историками. Однако, вся эта информация должна быть обработана с учетом содержания образования на той или иной ступени обучения немецкому языку. Особо кропотливой работы требуют краеведческие тексты на немецком языке. В Интернете можно найти много интересной информации о нашем крае, но все ли подойдет детям? Сомневаюсь. Поэтому тексты приходится либо составлять самой, опираясь на компетентные источники, либо адаптировать под необходимый уровень коммуникативной подготовки обучающихся.
    Любой текст должен соответствовать определенным требованиям. Он должен быть информативным и интересным, чтобы ученики могли удовлетворить свои познавательные потребности, обогатить свое мироощущение, получить удовольствие от чтения и обсуждения текста. Текст вызывает интерес, если он посильный. Понятно, что ученики должны получать задания, направленные на двухстороннее получение информации, то есть путем сравнения и дополнения. Обязательно использую иллюстрации к тексту, фотографии, мультимедийные презентации, карту Костромской области. Опираясь на них, дети быстрее и лучше усваивают материал. На этом этапе очень важно «заинтриговать» ребят, вызвать у них интерес к тому, что предстоит им прочитать и узнать.
  На начальном этапе, когда ставится задача создания у учащихся основ коммуникативной компетенции, все компоненты содержания минимизированы. На первом этапе обучения немецкому языку учащиеся получают сведения о Костромской области: флоре и фауне нашего края, популярных видах спорта и способах время препровождения.
  Целью обучения учащихся среднего звена является расширение эрудиции, их лингвистического и общего кругозора, формирование умений устной и письменной речи, обеспечивающих основные и познавательно-коммуникативные потребности учащихся. Школьники узнают о символах родного края, его географическом положении, городах и их достопримечательностях, праздниках и традициях народа. Словарный запас учащихся ещё не велик и знания недостаточны, поэтому я даю составленные мною тексты.
  После того как отработана лексика текста и проведена фонетическая работа над текстом на уроке, учащимся дается домашнее задание для самостоятельной работы над содержанием текста. Для дальнейшей работы с текстом я предлагаю разного рода упражнения.
  На старшем этапе у учащихся формируется способность и потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в немецком языке и использовать его для углубления своих знаний. Ученики должны овладеть умениями логично и связно высказываться о культурных событиях края и города, критически размышлять по интересующей их проблеме, публично выступать с подготовленным устным сообщением по заданной или самостоятельно выбранной теме. Например, совсем недавно в нашем городе проходила 14 областная спартакиада на приз губернатора Костромской области. Учащимся на разных уровнях обучения были предложены разные задания. Дети рисовали плакаты с призывами, делали устные сообщения о роли спорта в жизни человека, писали сочинения о своих любимых видах спорта. Чтобы избежать однообразия, я стараюсь по возможности широко использовать различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников. На всех занятиях краеведческой направленности я обязательно использую разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы, презентации. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.
   Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком. Она предусматривает разнообразные типы занятий: самостоятельную работу с книгой, экскурсии, проектную деятельность, беседы и встречи с интересными людьми, выступления с сообщениями, докладами на уроках. Я использую современные эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые технологии.
    Региональный компонент на уроке пробуждает у учащихся познавательный интерес к родному краю. Конечно же, региональный компонент не может заменить собою другие средства обучения иностранному языку. Но разные игры, кроссворды с использованием краеведческого материала помогают внести разнообразие в уроки. Я уверена, что внедрение этой разработки позволяет повысить коммуникативную компетентность учащихся и развивать их речевую активность, а также повысить речевую активность обучения и качество усвоения знаний.
  Я считаю, что включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранным языкам и культуре стимулирует не только интерес детей к изучению иностранного языка, но и развивает самостоятельность, активность каждого ученика, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности.
В качестве примера моей работы в данном направлении является обобщающий урок в 7 классе по теме «Лицо города – визитная карточка страны» с использованием краеведческого материала. Имеется видеоверсия данного урока.

План – конспект урока
Основная тема: «Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes»
Тема урока: «Meine Heimatstadt und ihre Sehenswьrdigkeiten»
Тип урока: комбинированный, урок – экскурсия.
Образовательные цели: совершенствовать коммуникативные умения учащихся; активизировать лексику по теме: «Город».
Развивающие цели: развитие учебно-познавательной компетенции у учащихся и самостоятельности в решении задач.
Воспитательные цели: мотивация к выполнению творческих заданий, расширение кругозора обучающихся с помощью информации, полученной из дополнительных источников, привитие любви к «Малой Родине».
Задачи:
- систематизировать знания лексики по теме;
- развивать навыки монологической речи;
- развивать навыки аудирования.
Оснащение урока: карта города Мантурово, компьютерные презентации, дидактический раздаточный материал, комплекты ассоциограмм на цветной бумаге.

Ход урока
I. Начало урока. (3 мин.)
1. Организационный момент. Приветствие.
- Guten Tag, liebe Kinder! Setzt euch! Freut mich euch wieder zu sehen.
Wie geht es dir? Es geht mir auch gut.
2. Сообщение темы урока. (3 мин.)
Ich bin froh, dass wir zusamme
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Этап систематизации и обобщения знаний. (29 мин.)
1. Die erste Station ist Lexikstation.
Hier sind russische Wцrter und Wortverbindungen. Wir mьssen diese Wцrter ins Deutsche ьbersetzen. (Смотрите приложение. Компьютерная презентация.) Ihr habt sehr gut gearbeitet. Wir gehen weiter.
Был основан
Собор
Церковь
Скверы и парки
Называют
Принадлежат
Местность
Живописный
Достопримечательности
Исторические здания
Современные предприятия
Магазины
Исторический музей
Находиться
Расположен на реке
Лицо города
Промышленный город
Добро пожаловать!
В центре города
2. Die zweite Station ist Gedichtsstation.
Wir haben viele Gedichte uber die Stadt gelernt.
Sagen wir das Gedicht «Die Stadt» von Josef Reding auf. Wer mцchte aufsagen?
“Die Haltestelle”, “Die Stadt”, “Die Strassen”, “Meine schone Stadt”.
(Ученики рассказывают наизусть стихотворения о городе по желанию)
3. Sehr schцn! Gehen wir weiter. Jetzt ist die dritte Station – Fragestation.
Antwortet, bitte, auf die Fragen und macht Assoziogrammen komplett!
Wie kann eine Stadt sein? Wo kann eine Stadt liegen? Was gehцrt zu einer Stadt? Antwortet, bitte, kurz! Was gehцrt zu den Sehenswьrdigkeiten der Stadt?Antwortet, bitte, kurz!
Wie sind die Stra
·en in der Stadt?
4. Landkundliche Station. Wir arbeiten jetzt mit der Lan
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·e, wie heisst diese Stadt? Hцrt aufmerksam zu!
( Ученики отвечают: Kostroma)
6. Turnenstation.
Mit dem Kopf nick, nick, nick
Mit dem Finger tick, tick, tick
Mit den Hдnden klapp, klapp,klapp
Mit den FьЯen trapp, trapp, trapp. Einmal hin, einmal her Rundherum das ist nicht schwer.
7. Promenadenstation.
Willkommen in Manturowo ! Wir machen einen Spaziergang durch Manturowo. Der Reisefьhrer erzдhlt uns ьber die Sehenswьrdigkeiten der Stadt. ( Ученик «экскурсовод» - по желанию рассказывает о достопримечательностях города. (Используется компьютерная презентация)
8. Reklamestation. Schreibt einen Reklameprospekt fьr die Besucher unserer Stadt. Nehmt folgende Wortgruppen zu Hilfe.
Willkommen in ...! Unsere Stadt begrьЯt ihre Gдste!
1. Die Lage der Stadt.
... l
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Заключительный этап. (5 мин.)
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Hat dir die Stunde gefallen? - Die Stunde hat mir geffalen. u.s.w.( Ученики высказывают своё мнение об уроке.)
Окончание урока.
Die Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen! Alles Gute!

Урок-презентация проекта «Книги о себе», проводимый мною традиционно в 5-м классе, тоже, в какой-то степени, затрагивает краеведческую тему. Дети готовят «Книги о себе», где оформляются странички о себе, о своей семье, о родном городе и его достопримечательностях, о природе родного края.

Конспект
урока-презентации проекта в 5-м классе «Книга о себе»
(промежуточная)
Цель: контроль полученных знаний и приобретенных навыков и умений.
Образовательные задачи:
Проверить умения учащихся в диалогической речи по теме «Знакомство».
Проверить умения учащихся в монологической речи в рамках тем: «Я и моя семья», «Школьные принадлежности», «Моё любимое домашнее животное», «Мой родной город».
Проверить умения учащихся выразительно и близко к реальности играть свою роль в инсценировках, петь песни, рассказывать стихи.

Воспитательные и развивающие задачи:
Развивать навыки и умения самостоятельной деятельности.
Формировать чувство ответственности за промежуточный результат.
Развивать умение публично выступать, чтобы аргументировано провести промежуточную презентацию выполненного проекта.
Приобщать учащихся к культуре изучаемого языка, обеспечить разностороннее развитие личности учащихся, расширять кругозор.
Развивать самостоятельность и творческий потенциал учащихся, их умения оформлять.

Оформление помещения: на доске ключевые слова, творческие работы учащихся,
портреты книжных персонажей из учебника, выставка учебных пособий.
Дополнительные пособия к презентации:
- «Книга о себе», магнитофон и аудиокассеты с песенками «Hampelmann», «Anna, Ada Helga, Hans », «Ist das, sind das», «Wer ist das?», das ABC-Lied;
- вещи учащихся к рассказам о хобби (рисунки, игрушки, коллекции)
Ход урока
I. Организационный момент.
1. П: Guten Tag, Kinder! Eins, zwei, drei, vier, wer fehlt heute? Sagt es mir! (учащиеся отвечают рифмовкой). Итак, ребята вы начали свой первый проект на немецком языке. Каждый из вас начал оформлять «Книгу о себе». Сегодня у нас промежуточная презентация книги, т.е. их представление друг другу. Ваши творческие работы будут оценены вами самими. А сейчас я хочу познакомить вас с нашей гостьей из Германии – фройлейн Краузе. Она приехала, чтобы познакомиться с вами и посмотреть, чему вы научились за несколько месяцев изучения немецкого языка. Давайте с ней поздороваемся!
Freulein Krause: Guten Tag, Kinder! Wie geht es euch? Wie geht es dir? Freut mich! Wie alt bist du? Woher kommst du? (обращение к отдельным учащимся).
2. Freulein Krause: Liebe Kinder! Ihr seid heute so schцn, so nett! Macht, bitte, einander Komplimente! П: Kinder! Macht, bitte, Freulein Krause Komplimente! (учащиеся делают друг другу и фройлейн Краузе комплименты).

II. Раздел №1 «Das bin ich und meine Familie»
П: Итак, ребята, представьте ваши книги.
Ist das dein Buch? Du hast hier ein Foto. Erzдhle ьber dich selbst ! Wie heisst du? Wie alt bist du? Woher kommst du? Was ist dein Hobby? Was machst du gern? Nicht gern? Lernst du gern Deutsch? (учащиеся делают сообщении о себе ).
Du hast hier eine kleine Erzдhung ьber deine Familie! Erzдhle ьber deine Familie! Ist sie gross? Wie heisst deine Mutter ? dein Vater? Wie alt sind sie? (учащиеся делают сообщения о своей семье).
Du hast hier eine kleine Erzдhlung ьber deine Stadt. Kannst du ьber Manturowo erzдhlen? (учащиеся делают сообщения о своем родном городе).
Deklamiert, bitte, das Gedicht «Meine Stadt»!(уч-ся рассказывают стихотворение)
III. Раздел №2 «Wir inszenieren einen Dialog Bekantschaft»
Du hast hier das ABC. Kannst du das ABC gut? Deklammiert das ABC! Singen wir das ABC-Lied! (учащиеся рассказывают алфавит и поют алфавитную песенку).
Kinder, wir spielen die Situation «Bekantschaft». Учащиеся работают в парах и
разыгрывают ситуацию «Знакомство», задавая друг другу поочередно вопросы: Wie heisst du? Wie alt bist du? Woher kommst du? u.w.
П: Kinder, wollen wir turnen! (все встают, декламируют стихотворение «Eins, zwei, drei, vier – in der Schule turnen wir» (заменяют turnen на springen, laufen и одновременно выполняют простые физические упражнения).
IV. Раздел №3 «Das sind unsere Freunde»
П: Unsere Freunde helfen uns Deutsch lernen.( книжные герои) Wer ist das? Wie ist er/ sie? Helfen sie uns Deutsch lernen? Hast du zu Hause ein Freund? Erzдhle, bitte, ьber ihn! (ученики рассказывают о своих любимых домашних животных)
V. Раздел №4 «Unsere Schulsachen»
П: Kinder! Unsere Schulsachen helfen uns auch Deutsch lernen. Erzдhlt, bitte, ьber eure Schulsachen! (учащиеся подходят к выставке школьных принадлежностей и рассказывают о них, показывают свои рисунки в «Книгах о себе»)
VI. Раздел №5 «Wir singen und deklamieren»
П: Ich weiЯ, ihr singt und deklamiert gern. Deklamiert, Gedichte und Abzдhlreime!
( учащиеся рассказывают стихотворения и рифмовки на немецком языке –
«Iсh wohne», «Meine Stadt», «Ich bin gross, du bist klein», « Ich bin Peter»
П: Kinder, ist das Lied «Wer ist das?» schцn? Singen wir es zusammen!
Singen wir auch «Ist das Uli?, ist das Lene? Sind das Peter und Irene? ».
Singen wir noch! (учащиеся хором поют песню «In der Schule lernen wir»)
VII. Заключительный этап.
П: Итак, презентация книг о себе подошла к концу. Подведем итоги. Каково ваше мнение о работах ваших друзей? Понравились ли они вам? (уч-ся высказывают свои мнения и выставляют друг другу оценки).Все работы выполнены красиво, аккуратно и с фантазией. Все сумели творчески представить всё, чему мы научились. Каждый из вас кроме материала учебника использовал конкретный материал о себе, о своей семье, о хобби, о друзьях. Спасибо всем за учас

4. Считаю, что краеведение неразрывно связано с формированием экологических понятий у учащихся. Чем раньше ребёнок познаёт природу, научится беречь её, чувствовать взаимосвязь между собой и природой, тем духовнее, богаче и добрее он вырастет. Предмет немецкий язык не является исключением, где можно и нужно рассматривать эту тему по мере необходимости прохождения программного материала.
В работе по формированию экологических понятий, привитию любви к родному городу, заботе об его чистоте и окружающей нас среде я применяю следующие виды работ:
а) Работа над созданием экологического словаря. Лексика по теме «Защита окружающей среды», «Природа», «Животные», «Земля» предъявляется уже с первых уроков во 2 классе. Так у учащихся начинает формироваться базовый словарь. Обучающиеся встречаются со словами das Wasser-вода, das Tier- животное, der Papagei-попугай и другими. Так начинаются первые экологические познания. В дальнейшем словарный запас расширяется. Более подробно изучается тематическая лексика в 5-11 классах.
б) Работа с текстами на экологическую тему. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к работе с текстами. Экологический материал помогает отработать все виды чтения, поскольку основную информацию учащиеся получают из текстов. На этих уроках есть и просмотровое, и поисковое, и ознакомительное, и изучающее чтение. Совершенствуется развитие устной речи, аудирования - восприятие на слух сообщений. Тексты способствуют закреплению и грамматических структур. Таким образом, работа с текстами, выполнение заданий при работе с ними, составление диалогов дают возможность научиться излагать свои мысли по экологической теме.
в) Проведение экологических уроков. Темы уроков: «Мы заботимся о нашей планете» 7 класс, «На селе много интересного» 7 класс, «Охрана окружающей среды» 5 класс, «Экологическая катастрофа» 10 класс и т.п.
В судьбе природы - наша судьба. И все мы, живущие на нашей планете, должны постичь эту истину. Мы начали разрушать природу, нам и восстанавливать её.
В качестве образца экологического урока предлагаю урок, проводимый мною в 7 классе по теме «Давайте вместе позаботимся о нашей планете Земля!».
План- конспект урока
Тема урока: Sorgen wir gemeinsam fьr unseren Planeten Erde.
Форма урока: комбинированный урок
Цель урока:
Знакомство с экологическими проблемами в мире.
Привлечение внимания школьников к значимости охраны окружающей среды.
Побуждение к выражению своего мнения.
Задачи:
Познакомить с новым лексическим материалом по теме: «Экологические проблемы»
Практиковать в устной речи на основе лексического материала темы и прочитанного;
Практиковать в чтении с пониманием основного содержания прочитанного;
Тренировать в поиске в тексте необходимой информации.
Учиться высказывать мнение по проблемам экологии.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку
Организационный момент.
Guten Tag, Kinder! Welcher Wochentag ist heute? Der wievielte ist heute? Die Natur auf unserem Planeten Erde ist in Gefahr. Wir mьssen beim Umweltschutz mitmachen, wir mьssen der Natur helfen. Und darum sprechen wir heute ьber die цkologischen Probleme in der Welt. Heute arbeiten wir an einem sehr aktuellen Thema „Sorgen wir gemeinsam fьr unseren Planeten Erde.“
Фонетическая зарядка.
Russischer Schriftsteller M. Prischwin sagt „Die Natur schьtzen hei
·t die Heimat schьtzen.” Wie versteht ihr folgende Sprьche? Interpretiert sie. Sprecht bitte nach!
Речевая зарядка.
Was gehцrt dazu? (Assoziogramm) Was gehцrt zum Wort „die Natur“?
Wie versteht ihr das Wort „Die Erde“?
Чтение текстов.
1. Wir lesen heute Texte ьber die цkologischen Probleme. Wir arbeiten in Gruppen. Jede Gruppe wдhlt sich ein цkologisches Problem, liest den Text und informiert dann die anderen.
2. Lest bitte zuerst den Kommentar zu den Texten. Beachtet die Bedeutung der unbekannten Wцrter. Sprecht die Wцrter richtig aus!
3. Also, tauschen wir Informationen aus!
Besprechen wir das Problem sauren Regens!
Wofьr ist sauer Regen gefдhrlich?
Was macht den regen sauer?
Bei Verbrennung welcher Stoffe entstehen giftige Gase?
Was ist durch sauren Regen in Gefahr?
Besprechen wir das Problem der Luftverschmutzung!
Was verschmutzt die Luft?
Wofьr ist verschmutzte Luft schlecht?
Warum ist es wichtig fьr uns, die Luft sauberzuhalten?
Das Wasser ist auch verschmutzt. Besprechen wir das Problem der Wasserverschmutzung!
Warum ist das Wasser wichtig?
Womit sind Seen und Flьsse verschmutzt?
Wodurch ist das Grundwasser verschmutzt?
Jetzt sprechen wir ьber das Ozonloch.
Was ist die Ozonschicht?
Warum ist die Ozonschicht fьr uns wichtig?
Was zerstцrt die Ozonschicht, und wie entsteht das Ozonloch?

4. Was ist deiner Meinung nach ein wichtiges цkologisches Problem?
Was ist verschmutzt? Was ist in Gefahr?
Беседа по теме.
Wir haben erfahren, daЯ die Natur wirklich in Gefahr ist. Was meint ihr, kцnnen die Menschen sich selbst retten, ohne sich um die Welt zu kьmmern?
Ordne die Ausdrьcke in zwei Gruppen: fьr oder gegen Natur und Umwelt
die Umwelt verschmutzen;
Tiere und Pflanzen schьtzen;
Tiere und Vцgel im Winter fьttern
gegen die Verschmutzung von Erde, Wasser und Luft kдmpfen;
natьrliche Landschaften zerstцren;
den Lebenslauf von Tieren und Pflanzen erhalten;
dem Wald schaden;
die Umwelt verдndern;
etwas fьr den Naturschutz tun.
Strassen und Hцfe sauber machen
Wasser sparen

Wie kann man unseren Planeten schьtzen?
den kranken Vцgeln und Tieren helfen
Tiere und Vцgel im Winter fьttern
Strassen und Hцfe sauber machen
Wasser sparen
Neue Bдume pflanzen
Vogelbauer basteln
Mьll nicht werfen
den Wald sauberhalten
An цkologischen Aktionen teilnehmen
das Wasser und die Luft nicht verschmutzen,
keine Sachen mit Chemikalien nehmen
Wasser sparen

Was machst du, um die Natur zu schьtzen?
im Frьhling Bдume pflanzen
fьr die Vцgel Vцgelbauer bauen
Tiere fьttern
die StraЯen und Hцfe sauberhalten
die Luft und das Wasser nicht verschmutzen
Wasser und Energie sparen
seltene Pflanzen nicht pflьcken
keine Bдume brechen
Menschen ьber цkologische
Probleme informieren
an цkologischen Aktionen teilnehmen

Welche Probleme gibt es in unserer Stadt?

Заключительный этап. Подведение итогов урока.
Bald ist die Stunde zu Ende. Was haben wir Neues in der Stunde erfahren? Wir haben gut gearbeitet und ihr bekommt folgenden Noten.
Домашнее задание.
Beschreibt die wichtigen цkologischen Probleme in unserer Stadt.

III. Считаю, что работа по краеведению на сегодняшний день очень актуальна, поскольку в условиях выхода из кризиса российского общества патриотическое воспитание молодежи начинается с воспитания любви к своей малой родине и становится одним из главных условий выживания наций.  Привлечение краеведческих материалов резко повышает мотивацию учения, а всем известно, что обучение без мотивации неэффективно. Приобщение к истории и культуре родного края содействует развитию познавательной деятельности, то есть школьники, не только осваивают программный материал, но и знакомятся с конкретными  фактами из истории своего края и города, что делает процесс обучения особенно эффективным. Ведь любить свой край, развивать чувство ответственности за его сегодняшний и завтрашний день – важнейшая образовательная и воспитательная задача.  Объектом познания становится родной край. Краеведческая работа нравственно обогащает, интеллектуально и физически развивает, целенаправленно вовлекает в различные сферы поисково-исследовательской деятельности не только педагогов и учеников, но и их родителей, близких.  Таким образом, использование краеведческого материала в обучении немецкому языку повышает эффективность педагогического процесса, однако требует от учителя учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, современных творческих приемов развития личности школьников

Интернет-ресурсы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8&pos=92&uinfo=sw-1263-sh-899-fw-1038-fh-598-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fecoportal.su%2Fimages%2Fnews%2Fthumb_45820.jpg
Бим И.Л. Немецкий язык, «Шаги 3» учебник для 7 класса, М.: Просвещение,2008















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215








15