Краеведение как средство ценностного развития и воспитания школьников


Медведева Ольга Витальевна,
учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района
г. Екатеринбурга, заместитель директора по УВР.
«Краеведение как средство ценностного развития и воспитания школьников».

«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам»
(Д.С. Лихачёв)
В основу стандарта общего образования второго поколения положена идея формирования российской идентичности, то есть формирования личности будущего россиянина как важнейшего условия укрепления российской государственности. Цель образования – становление развития высоконравственного, ответственного, инициативного, авторитетного гражданина, способного к творческой инновационной деятельности.
Составляющими российской идентичности должны стать:
этническая и региональная идентичность как базовая идентичность человека.
гражданская идентичность россиянина, «Я – гражданин России».
Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить родителей, родной край, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народа. «Мира не узнаешь, не зная своего края» - писал славный сын уральской земли П.П. Бажов. Чтобы любить искренне, необходимо знать свой край, свою малую родину. А для того чтобы знать необходимо изучать ее историю, природу, экономику. Следует помнить, что гражданственное воспитание – духовная безопасность России. Таким образом, целью моей работы является формирование положительной идентичности и успешной социализации подростка в современных социокультурных условиях в том месте, где он живет. Обращение к региональной культуре, осознание ее ценности, приводит к тому, что создается возможность для положительной самоидентификации, воспитания патриотических чувств, толерантности, понимания единства развития региона и России. Ценностное воспитание я осуществляю посредством формирования у школьников любви к малой родине.
География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. За содержательную основу своей работы я взяла такое направление географии, как географическое краеведение.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу "от известному к неизвестному", "от близкого к далекому". По образному выражению Н.Н. Баранского, дети могут "увидеть мир в капле воды". Краеведение создает благоприятную основу для воспитания любви к Родине не на отвлеченных понятиях, а на конкретных явлениях, процессах, объектах. Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает целенаправленно формировать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, способствует развитию навыков научно-исследовательской работы. Свой край (город, район, область) ребята должны знать отлично, так как у каждого из них любовь к Родине связывается прежде всего с тем местом, где он родился и где он учится. «Патриотизм, – писал Илья Эренбург, – начинается с самого простого: с дерева возле дома, переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок…».
Наиболее оптимальный с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, подростковый возраст, как пора осознания себя личностью, активного формирования социальных интересов, жизненных ценностей. Особое значение его  для формирования ценностной структуры определяется присущей для этого периода специфической ситуацией развития, характеризующейся, с одной стороны, глубокими изменениями в  сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, и совпадением у современного поколения подростков этих процессов с периодом преобразования общественного сознания, с периодом крушения прошлых идеалов, возникновением новых, возрождением забытых ценностей. Безусловно, современный образовательный процесс должен быть деятельностным, что предполагает четкое формирование общеучебных навыков, позволяющих будущему выпускнику успешно социализироваться в дальнейшей жизни.
В течение нескольких лет я занималась освоением и внедрением технологии проектировочной деятельности в преподавание курса географии. Немало помогли мне элективные курсы по краеведению, которые велись в нашей школе по моим авторским программам «Демидовская малахитовая шкатулка»; «Урал – кладовая Земли». Я, как педагог, ставлю перед собой следующие задачи:
воспитание гражданина, знающего свой край, его историю, культуру;
использование культурного пространства региона при организации воспитательной работы;
предоставление учащимся возможностей для реализации самостоятельного научного поиска.
Анализ результатов показал, что данная технология не только активизирует познавательный интерес школьников, она заставляет их синтезировать знания, полученные из различных источников, применять практические умения и навыки – от традиционных библиотечных до использования компьютерных технологий в получении и обработке информации. У школьников в процессе работы развивается географическая и историческая память, воспитывается чувство сопричастности к историческим событиям малой родины. Всякая технология предполагает создание системы работы, действующей на протяжении всего учебного процесса, гарантирует освоение конкретного метода, достижение положительного результата.
Успех краеведческой работы во многом зависит от умения учителя организовать учащихся, определить объем и содержание изучения своего края. Только тот учитель, который любит и знает свой край, упорно ищет новые пути и методы в работе, сможет передать свое стремление учащимся.
Рада предложить вашему вниманию технологию «Проектно- исследовательская деятельность учащихся как один из способов воспитания любви к малой родине». Начало данного проекта всегда пытаюсь приурочить ко дню рождения нашего города. Не все дети знают эту дату – 18 ноября 1723 года. В будущем учебном году данный проект можно посвятить 290-летию Екатеринбурга.
Список литературы.
Капустин В.Г, Корнев И.В. География Свердловской области. Екатеринбург. Сократ, 2006.
Седых О.И. Исследование ценностных ориентаций подростков в возрастных группах:11-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет. Человек и общество: История и современность: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4 – Воронеж: ВГПУ, 2005.- с.143-147.
Кривцова В.С. и др. Подросток на перекрестке эпох. М. Генезис, 1997г.
Архипова Н.П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. Екатеринбург. 2001.
Капустин В.Г. Уроки географии Свердловской области. 2000. Екатеринбург. Изд-во Дома учителя.
Душина И.В. Как учить школьников географии. 1999.
Е. Савенко. Путешествуем по Уралу. Екатеринбург. 2006.
С. Лаврова. Урал. Кладовая Земли. Москва. 2007.