Тема урока изобразительного творчества: Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево. 2 класс.


Тема урока изобразительного творчества: Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево. 2 класс.Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Автор: Дубровченко Ю.А., социальный педагог, педагог-организатор МУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района Волгограда»
Цель:
развивать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, развивать образное восприятие объектов действительности.
дать представление о линии как о важнейшем средстве выражения чувств и настроений в рисунке;
развивать творческое воображение, образное восприятие объектов действительности;
формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру. 
Задачи:
1.Предметные:
формировать навыки владения линией, умения использовать разнообразную линию для выражения настроения, характера;
способствовать использованию в художественно-творческой деятельности различных художественных материалов и художественных техник;
способствовать формированию эстетической оценки явлений природы, событий окружающего мира;
формировать умение работать с графическими материалами;
совершенствовать умение композиционного размещения,
развивать воображение и фантазию, образное мышление, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
2. Метапредметные: а) Коммуникативные УУД: - формировать умение оформлять свои мысли в устной речи; - формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге; б) Познавательные:- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
- формировать осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. в) Регулятивные: -определять цель учебной деятельности;
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию);
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат.
3. Личностные: - развитие любознательности, наблюдательности. - формирование чувства  гармонии человека с природой
- формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Методы:
словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, учебник, светофоры, альбомы, краски, кисти, баночки с водой, карандаши, ластик.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Создание проблемной ситуации. Вступительная беседа.
Добрый день, ребята! Очень рада видеть вас в хорошем настроении. Надеюсь, что мы с вами активно поработаем на уроке. А для этого я прошу проверить, как организованно ваше рабочее место.
Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем с вами говорить, вам нужно отгадать загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)
Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? (деревьям?)
Правильно, и герои нашего урока сегодня – деревья. Рисовать мы деревья будем необычно, и помогут нам в этом…
( Слайд 1) Ответы детей.
Правильно, помогут нам сегодня линии!
АОЗ Сегодня линии – это наше средство выражения характера, настроения. Они бывают разные: толстые, тонкие.
А ещё какие? (Игра: «Какие бывают линии» (подбери прилагательные))
Дети включаются в работу, по очереди озвучивают свои идеи: линии короткие, длинные, ровные, кривые, запутанные, добрые, скромные, колючие, противные, ползучие, любознательные и т.д …
Я расскажу вам сказку… Жили в одной разноцветной стране линии. Разные. И у каждой был свой характер – некоторые были прямые и изогнутые, весёлые и грустные, длинные и короткие. И все они, такие разные, грустили, что не могут рисовать картины, как краски. Узнав об этом, к ним пришёл Художник. Художник сказал, что, если в природе так много линий, то и можно рисовать линиями. Линии попробовали – получилось!!!
Давайте и мы попробуем. А чтобы характер линий был лучше виден на рисунке, сделаем эти линии цветными.
Игра: «Изображение разных линий».
Первая линия – спокойная, она только что проснулась и никуда не спешит. Подберите цвет для спокойной линии.
Вторая линия – прыгучая. Покажите на рисунке, как она скачет по вашему листу, подберите для неё цвет.
Третья линия – зубастая.
Четвертая линия – хитрая. Посмотрите на все остальные линии и подумайте, как выразить её хитрость по отношению к другим линиям на вашем листе.
Пятая линия – волнистая.
Шестая линия – ленивая. Как она будет двигаться, где будет располагаться, с кем рядом?
Седьмая линия – больная. Она очень плохо себя чувствует.
Подумайте, где она у вас расположиться, чтобы было понятно, что она у вас не в форме.
Последняя наша линия - радостная, веселая. Она в отличном настроении. Ей все нравиться, она со всеми хочет дружить и общаться.
Посмотрите, какая интересная картина у нас получилась, сколько разных линий появилось на нашем листе!
Изучение нового материала. Беседа с объяснением. Мы с вами знакомы с таким видом изобразительного искусства, как графика. Художники-графики очень часто используют в своих работах разнообразные по характеру линии и их сочетания. (Слайд 2)
Графика - искусство изображать предметы линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства.
При помощи линий они могут нарисовать любой сюжет (Слайд 3 – 4), и конечно, деревья. (Слайд 5 – 6).
Все деревья у нас разные: по характеру силуэта, ветвей, кроны.
Игра « Опиши дерево»
Елка - пушистая, густая. Береза – стройная, гибкая. Дуб –…(могучий), ива - …(плакучая), тополь - …(), рябина - …(раскидистая)
Посмотрите, какие интересные высокие деревья нарисовали художники. Слайд 7.
Что вы можете о них рассказать? (сравнивают изображенные деревья, описывая их сходства и различия)
Как вы думаете, к какому из этих деревьев можно отнести эти строки и почему:
Доброе дерево, старые ветви!
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвоюТы укрывало от стужи и зноя!...(В.Орлов)
А теперь обратите внимание, как художник интересно при помощи линий изобразил кору этого дерева. (Слайд 8)
А на этом рисунке (Слайд 9) у меня целая коллекция деревьев, нарисованных разными по характеру линиями. Что вы заметили необычного в них. Какими по характеру линиями они нарисованы?
Но прежде, чем рисовать деревья, давайте вспомним, из каких частей оно состоит: ведь выполняя определенную роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы) имеет и определенную форму.
ФизминуткаВыросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Практическая работа Представьте, что деревья собрались на бал, который устраивает Весна. Каждое из деревьев постаралось нарядиться, чтобы выглядеть необычнее остальных. На своих рисунках с весенней землей нарисуйте деревья, кусты так, чтобы они были разными, чтобы их характер соответствовал настроению вашей работы, говорил: «Я нежная и тихая», «Я корявое и старое» или «Я попал в сказочный лес», «Мы из волшебного леса» и т.д.
Итог урока. Давайте посмотрим на ваши работы: как вам удалось при помощи линий передать в рисунке характер, настроение. (Занятие завершается творческим обсуждением работ. Ребята учатся находить сильные стороны в работе своих товарищей, отмечать даже самые маленькие удачи в слабых работах.)
Что особенно понравилось на уроке?
Что нового узнали?
А мне понравилось, как вы поработали на уроке.
Выставление оценок.
Рефлексия. Чем занимались на уроке?
Что такое графика?